Закон Бернулли

      За окнами — мороз и снег. Было утро  в сельской школе.  Педагоги находились в учительской, готовые проводить занятия, и ждали звонка на первый урок.
      Пришла завуч из своего кабинета и взволнованно объявила:
      — Коллеги, внимание! В девятом классе сегодня наконец-то пожаловал Саша Муравьёв! Прошу вас сжать свои нервы в кулак и на его хулиганские выходки отвечать достойно. Но если кто-то сорвётся или, не дай Бог, ударит его, то, вы знаете, в таких случаях закон против вас. Шут с ним, с этим второгодником и лоботрясом. Он найдёт своё место в жизни, которое ему уготовила судьба, а учитель за рукоприкладство лишится работы.
      Прозвенел звонок. Преподаватели разошлись  по своим классам.
Учитель физики Владимир Степанович оглядел учеников девятого класса. За последней партой выделялся своим взрослым видом, наглым, высокомерным взглядом переросток  Саша Муравьёв.
      По плану  предполагалось дать решение задач на два варианта, Но Муравьёв, конечно, не станет решать задачу и начнёт чем-то развлекаться. Его поддержат другие бездельники, и в классе воцарится шум. Педагог решил «взять урок на себя». Такая форма занятий выигрышна, если сопровождается показом нескольких опытов.
Учитель объявил ход урока:
      — Сегодня мы вначале изучим новый материал, а затем, если останется время, проверим выполнение домашнего задания. Тема урока написана на доске, запишите и вы в свих тетрадях: «Движение жидкостей и газов по трубам».
Преподаватель начал рассказывать о движении идеальной жидкости по трубам, составленных из участков труб разного диаметра. Оказывается, что давление  жидкости в узких участках меньше, чем в широких трубах.
      — Не может быть! — воскликнул Муравьёв. — Если труба тоньше, то давление в ней должно быть больше!
      — В том-то и суть закона швейцарского учёного Даниила Бернулли: давление жидкости, текущей по трубам, больше там, где труба толще, и наоборот.
      Они спорили весь урок. Учитель показывал опыты, убеждал теоретически, а упрямый Муравьёв не соглашался ни с какими доводами и пообещал:
      — Я к следующему уроку выучу весь параграф, найду в нём ошибки и докажу свою правоту.
      И действительно, на следующем занятии Муравьёв хорошо знал соответствующий параграф, неуверенно, но остроумно пытался опровергнуть его выводы. Не в этом суть. Суть в том, что Муравьёв Саша, бездельник и прогульщик, вдруг увлёкся учёбой. Учитель физики оказался в почёте, его опыт планировали обобщить среди школ области.
      С тех пор прошло много времени. Муравьёв по-прежнему по нескольку дней не
бывал в школе, а если и появлялся, то своим поведением  только мешал учёбе.
      В начале апреля Владимир Степанович продал быка и трёх больших свиней. На вырученные деньги купил жене и дочери золотые серёжки, браслеты и перстни. После майских праздников супруга с дочерью в погожий день уехала на утреннем автобусе в райцентр, чтобы купить летнюю одежду, и должна была вернуться двухчасовым автобусом.
      Физик  полдня оставался дома один. Его занятия в школе начинались после второго урока. Хорошая погода манила на улицу,  и Владимир Степанович  утра с удовольствием вскапывал землю в палисаднике.
По противоположной стороне улицы проходил Саша Муравьёв и как бы случайно увидел учителя физики. Владимир Степанович жестом подозвал его и стал расспрашивать, почему он не ходит в школу. Заканчивается учебный год, надо выставлять оценки за четверть и за год, а оценок у Муравьёва по многим предметам нет. Переросток ответил, что у него были более важные дела, поэтому ему было некогда посещать школу.
      Они стояли по разные стороны забора палисадника и долго разговаривали. Обсуждали уравнение Бернулли. Владимир Степанович догадался, что долго задерживает ученика; пожелав Саше всего хорошего, распрощался с ним.
      Педагог взглянул на ручные часы — пора   переодеваться для  школы. Он вернулся домой, хотел по привычке включить телевизор, чтобы, собираясь на работу, узнать последние новости, и оцепенел: видеомагнитофона на телевизоре не было! Учитель машинально посмотрел на сервант — дверца серванта  открыта,  коробочка с золотыми вещами отсутствовала! Владимир Степанович поспешил в другую комнату — дверцы шифоньера распахнуты, а дорогая одежда  исчезла.
      Преподаватель некоторое время стоял неподвижно  в середине комнаты, соображая, кто же  мог обокрасть его? Потом он опомнился и по телефону сообщил в полицию о пропаже  дорогих вещей.
      Вскоре прибыл капитан полиции,  расспросил физика об обстоятельствах исчезновения  ценностей и дорогих вещей. Он внимательно выслушал педагога и попросил его назвать адрес Муравьёва.

      Вскоре почти всё имущество, украденное у Владимира Степановича, было возвращено ему. Капитан полиции объяснил, что кто-то из компании Муравьёва видел на остановке автобуса жену физика с дочкой. Саша с целью разведки пошёл по улице, где живёт Владимир Степанович. Получилось, что педагог сам подозвал ученика. Завязалась беседа. В эти минуты подельники Муравьёва и обокрали дом своего учителя.
      В сельском клубе состоялся показательный суд над Сашей Муравьёвым  и его двумя дружками. Жуликам присудили различные сроки лишения свободы. После оглашения приговора осуждённых в наручниках выводили из клуба. Муравьёв успел выкрикнуть:
      — Владимир Степанович! Я буду последним негодяем, если не извинись перед вами. Извините меня, если сможете, за кражу вещей у вас. Вы замечательный учитель! Я уравнение Бернулли понял, только ни оно, ни все науки мне не нужны, как и волку не требуются поворотные огни!


Рецензии