Круг 2. Гнев. Манипулятивные тексты ч. 2

Текст цвета хаки
В чистом виде манипулятивные тексты в жанрах жалоб и обвинений пишут наиболее смелые и открытые авторы. Чтобы написать агрессивный или «мяу»-текст без примесей нужно обладать недюжинной осознанностью, чтобы распознавать эмоциональный заряд текста и управлять им. Либо вовсе не задумываться о социальных рамках, что тоже встречается достаточно редко.
Поэтому гораздо чаще мы видим тексты, в которых эти посылы скрыты, закамуфлированы под другие - более социально приемлемые. Такие тексты появляются, когда цель автора не только получить отклик и вовлечь читателя, но и сделать это максимально незаметно. Остаться «хорошим» для всех, даже вынося суровый вердикт, жалуясь или пугая. Получаются тексты с двойным и даже тройным дном.
Вот несколько форм маскировки, которые я встречаю чаще других:

Неопределенность
Это один из наиболее простых способов завуалировать острые эмоции. Как только автор чувствует, что рискует выдать свой гневный посыл или страх, он тут же заменяет  «неудобные» существительные и эпитеты («Иван Александрович», «лживый», «противный», «негодяй») неопределенными местоимениями: «кто-то», «кое-какой», «какой-то», «некий», «некоторый» и так далее. 
Формулировки-маркеры:  «Когда я вижу такое», «Кое-кто мог бы и…», «Некоторые люди совершают такие поступки…»
Автор хитрит, чтобы обезопасить себя от ответной агрессии. Неопределенные формулировки позволяют избежать ответственности за свои слова. Да и какие слова-то? Ничего такого он и не писал, сами посмотрите.
Реальное содержание: «Обвиняю тебя, но не скажу прямо, так как боюсь твоего ответа»
Слова автора: Минус в том, что написать неопределенный текст интересно почти невозможно. Подобные рассуждения невнятны, мысли автора неясны, некоторые нити рассуждений теряются в потоке неких неопределенных слов и каких-то пустых фраз. Кое-кому может стать просто скучно.

Самообвинение
Ядро этой группы текстов – аутоагрессивный посыл. Вектор обвинения в них направлен не наружу, а внутрь. Грозное послание «все дураки» вроде бы превращается при этом в «я - дурак». Но это – только на первый взгляд. 
Самообвиняющие тексты подкупают своей искренностью (их  чаще всего стимулирует вина или стыд автора). Однако в то же самое время это хитрый стилистический прием. Демонстративно бичуя себя в тексте, автор ловит «двух зайцев разом» - легитимно осуждает «виновных» в том, что он делает сам, и получает поддержку аудитории (а иногда и разрешение на продолжение этих же действий) и «сохраняет» при этом лицо. Рискованный способ, но и выгода очевидна.
Формулировки-маркеры: «Я устал все время врать», «Меня от себя тошнит», «Только бросив курить, я понял, насколько мерзко себя вел!» и др.
Письменное самобвинение напоминает об известной стратегии «выпрашивания» комплиментов: «господи, ну какая я некрасивая!». Негласный социальный протокол требует немедленно опровергнуть это утверждение (даже если с этим крокодилом так и тянет согласиться).
Также самообвиняющие тексты – один из способов возвыситься в среде конкурентов: «Все бармены разбавляют пиво, но я просто больше не могу это делать! Мне нет прощения. Противно! Отныне – только чистый напиток!!!»
Реальное содержание: «скажите мне, что я хороший!», «я лучше остальных».
Слова автора: Писать о манпипуляциях трудно. Включаясь в описываемый механизм я сама поневоле начинаю давить на те же кнопки – обвинять, канючить, использовать иносказание, подменять понятия… Только для того, чтобы лучше читали. Я так больше не могу! Отныне – только честные и прямые тексты!
А ведь и правда работает.

Экспертная позиция (позиция скрытого доминирования)
С этой трибуны написано большинство книг, исследований, статей и обзоров. Как правило, тексты в этом жанре лишены эмоциональной окраски, имеют ровный повествовательный тон. Ну и где здесь манипуляция?
Основная цель манипулятивных текстов – обратить на себя внимание, заставить аудиторию читать. Экспертный тон в этом качестве работает отлично. Он предполагает, что у автора уже есть особый статус, который позволяет ему доносить «истину» до читателей.
Формулировки-маркеры: «На самом деле», «в действительности», «на практике», «согласно теории», «как доказал Н.» и др.
Чтобы держать такую иерархическую позицию, нужна крепкая опора: либо собственные профессиональные достижения автора, либо авторитетные фигуры, на которых можно ссылаться. Вот здесь и кроется «зерно гнева»: автор фактически давит читателя авторитетом (реальным или мнимым). Если  «градус экспертности» слишком высок,  читатель, вероятно, захочет нивелировать авторитетность такого источника информации.  Таким образом, в основе экспертной позиции - борьба за власть.
Реальное содержание: «я главный».
Слова автора: На самом деле экспертная позиция – одна из самых честных. Я  каждый месяц пишу по несколько колонок, и знаю на практике: автор-эксперт в действительности не оказывает на читателя давления, а делится своими знаниями, информирует о том, что знает сам.

Безопасный текст
Прежде чем рассказать о том, как сделать манипулятивный текст более безопасным для автора и «колючим» для читателя, я хочу сделать заявление. Вот оно: я люблю манипулятивные тексты. Меня неизменно задевают за живое обвиняющие тексты, трогают жалобные, умиляют неопределенные, возмущают самообвинения, а уж к экспертным материалам я испытываю особенную слабость.
В чистом, «неразбавленном» виде такие тесты конфликтогенны, меня же привлекает идея о том, что предназначение творчества – не разжигать конфликт, а гармонизировать его.
Поэтому я придумала методику «адресаты текста», предназначенную для творческого переосмысления и правки текста.  Она помогает взглянуть на свой текст со стороны и  отредактировать его таким образом, чтобы обозначит границы своей агрессии, обезопасить от нее читателя и сохранить самооценку.
Продолжение следует.


Рецензии