К празднику

Я посвящаю этот рассказ своему учителю, вернее одному из своих учителей... Да может быть несколько коряво, и он заслуживает большего от своего "блудного" ученика, но я очень хочу, что бы о нем знали. Человечище.
..................................
1998 год, конец мая-июнь, я шёл с последнего досрочно сданного экзамена ( к слову сказать, это была первая моя вовремя сданная сессия, не просто вовремя, а досрочно и на отлично) мысли мои витали в определённой области - лето-свобода-девушки- деньги ))) об отдыхе как то не думал, да и не на что было ... Проходя мимо деканата экономического факультета (девчонки как всегда толпились) встретил Л. Поцелуй:
- привет, ну как?-
-отлично, привет))) -
-поздравляю, отмечаем? Только я сессию продлю и еще, тебя декан твой просил зайти? -
- ну все все знают)))), он соскучался что ли или находится в а...е от моей отличной сдачи?)))-
- не знаю -
Я зашёл в деканат, декан говорил по телефону, кивнул секретарю (дай бог ей здоровья, если бы не она меня б полгода назад выгнали, и год назад выгнали бы ... Да и полтора ... Но сейчас не об этом), он кивнул мне на стул, я сел.
-Здравствуй, вобщем такое дело, в ЦНИИПСК, есть два места на практику... У меня там отец работает, вобщем не думал, что придётся предлагать тебе, но ты похоже повзрослел, тема твоя - МК сходи, попробуй потенциал у тебя есть-
Я вспомнил о справке о летней практике, которая готовая лежала у меня дома-две литрухи водки стоила.
-Так вроде эта практика на площадке должна быть?- а в мыслях "блин, а каково это настоящее проектирование? " Я ж таки строитель все таки, хотя ну вот не видел я себя на стойке, барыжить по тем временам выгоднее было ...
- тебе прошлогодней на заводе мало было?)))-
Я вспомнил 12 часовую смену с отбойным молотком и вязкий свинец, респиратор, который заливало потом, друга свалившегося с температурой(он этот респиратор выбросил). Пьяного мастера, которому я пробил двойку, за то что он у солдат молоко таскал (крыса мля), а он за это стремянку у нас дернул, когда мы в яме с отбойниками рубились - шум писец... беруши не помогали - в ушах звенело))). Расплавленный цинк залетавший к нам из соседней ванны и красиво застывавший на робах пятнами. И копейки отсчитанные в кассе ... И самое весёлое 4 балла за практику (мастер.... опять же). И все это романтично называлось "демонтаж ванны горячего цинкования".
- Я подумаю-
- до завтра, зачотку дай?-
Я протянул, он открыл...
- что и у неё 5?))-
- она меня в аспирантуру позвала)))-
Поверьте было чем гордиться.
- Силён! Давай, там Калашников, мировой мужик и среда хорошая, ты повзрослел, там понравится -
- А что там Калашников делает ?-
- Да это не оружейник, конструктор он из наших, ещё у Стрелецкого в учениках ходил )))-
- Я согласен -
Фамилия Стрелецкий повоизводила на меня магическое действие - ЧЕЛОВЕЧИЩЕ. Не то что бы я стал "ботаником" наверное просто повзрослел ))).
Л. узнав о моём решении, покрутила пальцем у виска "там же "совок" , лучше бабла приподнять бы за лето, а в сентябре можно и на море ", на том и расстались, рановато ты стала считать мои деньги, в сентябре те сессию закрывать.
ЦНИПСК - кому интересно, это карманный проектный ЦНИИ МИНСПЕЦСТРОЙ СССР, МИНСПЕЦСТРОЙ СССР - это п/я, в/ч, ну и Байконур к примеру. Я зашёл в кадры, отдал направление, меня оформили и ... И я попал в СССР, вы зря смеетесь, это сейчас там электронная проходная, ремонт и т.д. а тогда "назад в будущее", в отделе кульманы, столы заваленные отсиненными чертежами, и в основном пенсионеры. На меня с интересом смотрели - ну не был я похож на отличника, скорее на гопника))) проводили к Геночке, так его там называли. Я увидел моложавого, крепенького мужика ... Ну нифига не профессор, взгляд озорной и улыбка... Вы знаете, такая улыбка бывает у людей много повидавших и переживших, но оставшихся людьми, добрая, распологающая, понимающая и в то же время говорящая "ну только раскройся - такую плюху поймаешь, долго помнить будешь " эдакий добрый "прощелыга" в старомодном костюме и без галстука.
- Павел, к Вам на практику, вот... -
Он долго меня разглядывая и улыбался, я сел на стул....
- н...наглец))) у мменя студентов 7 ллет ннебыло, думмал просссрали страну то ..- он заикался...
- тдавай в бригаду М. тдам куполок есть ... как раз для студиозов, ппосмотрим что ты там -
- а про Стрелецкого расскажите ?-
Он захохотал.
- как проставляться будешь расскажу-
Про работу в отделе писать не буду, мне поставили задачу и я встал у кульмана, потом сел за комп(стояли два Пня! По тем временам - круто, Дум и Еретик шли без тормозов, компы спросом не пользовались - не умели пенсионеры, да и на "манжете" им привычнее) Гена увидев меня за компом - выгнал за кульман "рано тебе, успеешь" обидно стало, а ладно Дум и Еретик подождут до вечера )))
Так вот, меня улыбала манера Гены общаться с подчиненными ))) он три раза в день выходил в отдел (кстати оч правильно, я эту привычку у него перенял) проходя по рядам "разнимал" спорщиков (вы думаете в проектах не кипят страсти... О вы ошибаетесь))) чуть ли не до кулаков)
Люди были разные и "вечные студенты" и живчики - умники и степенные дамы, которые совмещали уборщицу и техника-чертежника в одном лице, была даже "женщина-комисар" как я её прозвал с извечной беломориной нарочито громкая и грубая ))) ну в общем обычная, если мишуру стряхнуть ... Так вот не повышая голоса, не споря и не ругаясь Гена этот живой муравенйник приводил в рабочий порядок - его не боялись, его любили и уважали. Это было видно. Подходя ко мне он обычно выдавал, что нибудь вроде:
"Ну студент, ппойдем ппокурим ... ть!" матерился он безбожно ... Ругал правительство, Кириенко в частности (в августе я понял, что не зря ругал), бизнесменов, бандитов и т.д., любил за сигаретой "пожалеть" меня - что я не в то время родился - проектов нормальных нет, одни сарайки, и что нибудь рассказать... Ну что нибудь - это к примеру как устанавливали в проектное положение зеркало радара длинной 300 м используя для этого оружейную башню списанного линкора, или как в Байкануре заклинило ворота перед каким то там 7 ноября, и его чуть не посадили и как это все решалось ... Для справки ворота в Байконуре это две створки 70 х 50 метров ... откатные.Ступени носителей, через них выезжают лёжа... Он умел увлечь разговором, говорил на равных как приятель. Шутил, и при этом учил, я сыпал вопросами, он объяснял "на пальцах" я ещё больше путался, он матерился ... снова закуривали ...говорили... Нет, он не просто говорил, он учил... Учил видеть, учил принимать, обыгрывать проблему с разных точек зрения, принимать чужое мнение... Учил главному - концептуально мыслить... Потом его выдергивали и я шёл к кульману...
Практика пролетела незаметно, я полюбил проектирование, я понял это моё... Отпустил меня Гена на две недели раньше, отсыпав премию за законченный проект купола ))) куполок то простой был, написав все характеристики и рекомендации и заставив "девочек" накрапать отчёт.
Мармеладно, чо ... Мне понравилось ))) ну и конечно позвал меня на диплом, сказал что официально руководить не будет, но шефство возьмёт и работки подкинет, для "поддержания штанов".

Встретились мы через полгода, я приехал не один, а с однокурсниками (из металла тогда почти не строили) ребятам нужен был материал для дипломов, а мне нужен был Материал на Диплом ибо я как всегда ляпнул: поспорил с преподом кафедры ЖБК, что мой диплом пойдёт на общеуниверскую выставку, первый за 5 лет (амбициозный я пацанчик, ага... Знал бы сколько сил надо было грохнуть на это дело - 7 раз бы промолчал)))
Гена, как всегда встретил улыбкой, матом и чаем ... Спровадил всех в архив, а меня повёл в другой архив (по блату) там лежали его работы ....
Твою мать....! Я и не знал у кого на практике то был... ! Я когда отсиненные альбомы листал тихо о...л...
Покрытие Казанского вокзала, реконструкция Шуховской башни, Андреевский мост, шпиль останкинской(там он ещё правда подмастерьем был), сталелитейные комбинаты, ГОКи, Байконур - это вообще три отдельных стилажа ... Весь СССР, Индия, ГДР, Чехословакия, Ангола... Мля... Я листал чертежи и ... блин ... Тут я понял у кого, я был на практике и кто будет моим дипломным руководителем! Оборонка ... п/я ... в/ч... сейсмичность 9 баллов, вышки, цеха, мачты, эстакады, мосты ... ангары... У меня глаза разбежались... И это только то что рассекретили ... Колоссально... Я выбрал два альбома - покрытие Казанского вокзала и один эллинг для сборки атомных подлодок.
Гена, глянув на мой выбор ткнул в эллинг...
"Бб...ть, вокзал не трожь - шедевр, рановато тебе ".
Я потом понял почему рановато, мне и сейчас рановато... Эта конструкция меня "заразила" и не только масштабностью, скорее насыщенностью, простотой и уникальностью решений - гениально... В тайне от Гены, паралельно с написанием диплома я моделировал этот чертов вокзал, который мне спать спокойно не давал... Когда схема была закончена, несчастный "пень" тарахтел 5 суток чтобы это все рассчитать ... Я увидел "клеенку" распределения усилий и просто охренел - замкнуто ... Несколько тысяч элементов и замкнуто! Все само себя компенсирует, на колонны только вертикалка... Причём усилия расходятся ровно, плавно, без "скачков и заусенцев" ... Гениально, за одно это покрытие ему ленинку надо было давать ... Это же все у него, как у глав.спеца в голове и на манжете... Какие там компы? Какие расчётно-программные комплексы? Физическую нелинейность материала вручную в таком объёме.... Коллосально, я смотрел на схему и восторженно матерился про себя... Да... Мне ещё рано...
Диплом я писал в режиме аврала - объём был немерянный ... Одни расчёты около 500 страниц... 2 месяца перед защитой я спал по 4 часа, я был одержим... Реально одержим, в отделе мне пытались помочь, разгрузить и т.д. Я тихо "рычал", а Гена смотрел на мня и улыбался той самой улыбкой ... В нужный момент, когда я уже не первый раз, хотел урезать объём и не первый раз понял, что урезать не получится он подошёл ко мне и положил рядом оформленную и подписанную рецензию на фирменном бланке института, я пробежал глазами - это была не просто рецензия, это была ещё и "шпаргалка" для меня ... Там была вступительная речь с описанием здания... Сухо, чётко, без воды... Я бы так конечно же не написал...
Ещё там была такая фраза её я запомню на всю жизнь
" дипломная работа заслуживает оценки отлично, а автор звания Инженер".
- Почему звания ? -
Он усмехнулся ...
- Ппавел, бп...ть , не зааадавай г...глупых вопросов -
Грянул день защиты... Зав.кафедры подписывал листы уже на растяжках... Скептически рассматривая ....
"В ПСК писал?"
"Да..."
"Не плохо ...."
Защита проходила в режиме перекрестного допроса, меня е....ли ... Где то минут 40-50, в конечном итоге секретарь напомнил комиссии о регламенте ... Я вышел из здания универа, по дороге схватив в буфете бутылку балтики 9 -ки закурил, и приложился к холодному "ершу" .... Меня нахлобучило ... Ну вот и все! Ещё один этап за плечами... Вышел мой формальный руководитель...
- Павел! Там результаты объявляют! - увидел снятый галстук и бутылку, матернулся ...
А мне уже было хорошооооо.... Пох на результаты там может быть только 5 ...
Я поднялся, одел галстук, он мне всучил жевачку ...
Мы зашли ... Моя фамилия - отлично - дипломная работа рекомендована на общеуниверситецкую выставку ... Все как я хотел... Вы думаете я ощутил чего то ... Неа... Балтики ещё хотелось... Приехал домой и завалился спать ... Проспал больше суток... Потом было вручение дипломов - пьянка шатание по Москве, катание на теплоходе, проснулся я в общаге между двух девушек ... На наволочке мелким шрифтом прочитал "Минздрав. Минздрав. Минздрав" одежда была на мне ... Это ж надо было так нахреначиться...
Дня через три я заехал к Гене, заглянул и сказал:
- Геннадий Владиславович, пойдемте пить шампанское -
Он улыбнулся
- Ппойдем, все получилось? -
Я кивнул... Он опять улыбнулся....
Он сказал очень хороший тост ... (Не буду повторять) когда шампанское закончилось, мы зашли к нему, он достал коньяк и сигары .... О!
Я увидел повестку в суд. Он рассказал, что судится с правительством Москвы, потому что деньги за проект каркаса памятника Петру I, ему не заплатили...
Далее последовало предложение ... Увы по баблу было кисло, он этого ожидал и сказал только одно ...
"Заходи" и протянул справочник проектировщика под редакцией Стрелецкого, со своей подписью.
............................
Проходя и проезжая по просторам нашей и не только страны, я видел много зданий и сооружений, в своём роде уникальных - почему то принято на них вешать памятные таблички с Ф.И.О. архитектора, я понимаю, что весь авторский коллектив не повесишь, но глядя на эту табличку помните - за фамилией архитектора стоит "армия" известных, только в узких кругах людей, которые незаметны и не тщеславны...
............................
Дипломная работа попала не только на общеуниверскую, но и на общегородскую выставку... И заняла там какое то место, я узнал об этом не так давно... Да и бог с ним, с местом, за время написания диплома, я узнал гораздо больше, чем за 5 лет учебы... И понял простую вещь "думай - решение есть всегда!".
................................
Я часто бываю в ЦНИИПСК уже как заказчик, но к Гене ниразу не зашёл.... Недавно вышел мой альбом тех. решений ... Масштабность конечно ... Мда... не та, как думаете ... Равноценный обмен будет...?
Стыдно если честно.


Рецензии