Сказки для Hего-2. Танго с Кардиналом

Танго с Кардиналом
Рассказ Первый
Зачем Кардиналу Ведьма?

“How do you spell 'love'?" – asked Piglet
"You don't spell it...you feel it." – said  Pooh”
                (A.A. Milne)

"- Как пишется  ЛЮБОВЬ?- спросил Поросенок.
- Никак. Ты не пишешь ее… Ты ее чувствуешь.- oтветил Пух"

 -Ну что,вас опять кормили Винни-Пухом?- знакомый студент с параллельного курса насмешливо бросает вопрос в открытую дверь аудитории.

- Естессственно,- цежу я сквозь зубы и напамять повторяю так хорошо снакомое начало любимой детской книги...

 “А вот и Медвежонок Едвард, спускающийся по ступенькам...Бум, бум, бьющийся затылком о ступеньки, позади Кристофера Робина. Это был, насколько ему известно, единственный способ спуститься с верхнего этажа вниз...Но иногда ему казалось, что где-то существует другой способ...Если бы он только  смог на минуточку прекратить биться головой о ступеньки и подумать об этом хорошенько!...Но потом ему кажется, что такого способа не существует..Бум, бум..”

 И затем - знакомый голос, продолжающий фразу из семестра в семестр:” Коллеги, должен быть другой путь изучения истории, вместо того, чтобы биться головой о ступеньки прошлого! Я предлагаю вам остановиться и подумать...”

 Вместе с этим голосом я замирала, вслушивалась - в себя. А так хотелось - в него, хозяина бархатного голоса с моим любимешйшим британским Королевским произношением.

Именно из-за него я теперь не могу смотреть “Гордость и Предубеждение”. Лишь закрой глаза на секунду, и Дарси становится голосом Голосом Майка...

 “Тебе приходилось когда нибудь прекратить на минуточку думать, а потом забыть опять начать?”,- доносился из детства голос Кролика. Хоть я и не Винни, но отвечу: приходилось. Каждый раз на лекции по истории Средневековья, лишь позволь себе прекратить думать - и потом так тяжелко начинать опять!

Мои два семестра Истории Средневековья закончены, и сейчас я использую последние минуты последней возможности - Летний Экспресс-курс, три лекции и курсовой проект по почте. Завтра Майк уедет в свой город, что в 300 км от моего , и будет “кормить Винни-Пухом” новеньких студентов универа.

Конечно, я могу приезжать на консультации, но эти 300 км по бешенной трассе, перегруженной огромными грузовиками, страшат.

Майк меня окликает, я задерживаюсь в дверях.

- Мы так и не закончили нашу дискуссию об Охоте на Ведьм... - его фраза звучит в моих ушах приглашением то ли к разговору, то ли...к танцу.

Да-да, конечно..Ведьмы, епископы и Великие Инквизиторы...Все, что угодно, лишь бы разговор не прерывался.

Мы оба топчемся в пустой аудитории, в которой не стоило бы оставаться вдвоем. Внезапно осознаный гул кондиционера приносит решение. Я морщу нос, и Майк тут же подхватывает: “Может, лучше в кафетерии?”

Кафетерий, безусловно, лучше. Туда можно прийти с деловым видом и огромными деловыми папками, смотреть друг на друга на глазах у всей академической публики и..

- Говорить об епископах лучше за чашкой... Я даже не знаю что вы предпочитаете...

Да, мы не знаем друг о друге очень много важных деталей: кто что ест на завтрак, кто любит спать на боку, кто...

“Никто!”,- говорю сама себе, изо всех сил выдерживая на лице дистанцию студент-преподаватель. Я жду момента: там, в кафетерии, Майк отодвинет для меня стул у столика, и на кратчайшее мгновение я смогу вдохнуть его дымчатый одеколон, чтобы добавить в шкатулку мертвых воспоминаний - воспоминаний, ведущих в Никуда.

Мы устраиваем в кафетерии маленькое шоу Деловое Собеседование, раскладывая на столике папки, открывая книгу с иллюстрациями, отрывая друг от друга взгляды, чтоб воткнуть их в так вовремя открытые страницы.

Изображения средневековых пыток - не самое подходящее зрелище во время после-обеденногo чая. Но что же делать, особого выбора тем у нас с Майком нет.

Колеса Ведьм для распытия тел обвиненных в колдовстве, щипцы для вытаскивания глаз из глазниц подозреваемых, Испанские Сапоги и Адские Короны с вкручивающимися во внутрь шипами - все эти традиционные средства  для проверки “на ведьму” не давали никакой возможности к само-оправданию.

Если у епископов оставалась хотя бы малейшая неуверенность в истинности обвинений, несчастной подозреваемой вынимали глаз – чтоб тут же проколоть его иглой и тем самым доказать лживость уже полу-мертвой хозяйки.

- Интересно, какая реакция на иглу предполагалась от вынутого глаза честной женщины?

- Этого ни один епископ никогда не сказал.Но их никогда и не спрашивали...Кардинал был слишком занят поиском собственной ведьмы.

Я удивленно поднимаю глаза..

- Не ожидали? Именно Кардинал должен был понимать, что настоящая ведьма как раз и не попадется в сети. Она заранее предугадает ловушку.

- Значит, у Кардинала никогда и не было возможности с ней встретиться. Зачем же он ее искал?

- А какого мужчину останавливает отсутствие возможности?

Вопрос повис в воздуxе дурманным облачком,пропитывая мой бедный мозг ядом запретной надежды.

 - Почему вы решили, что Кардинал вообще ее искал?- я пытаюсь войти в глухую защиту.

- Из-за этой cредневековой поэмы, приобревшей популярность среди кардиналов 13-14 веках. Нет никаких свeдений о расправе над поэтом, стиху позволили быть...

Майк раскрывает страницу с текстом на Middle English:
Foul;s in the frith,
The fish;s in the flod,
And I mon wax; wod;
Much sorwe I walk; with
For beste of bon and blod.

- Это загадочная поэма. Герой -‘mon wax; wod’- должно быть сошел с ума из-за той печали, которая сопровождает его повсюду. Но в чем причина его печали? Последняя строка звучит двояко : то ли это (‘beste’ mean ‘beast’)существо, то ли ‘best’- нечто самое лучшее на свете.И в контексте финала смысл может быть двоякий: причиной печали может быть the ‘best of bone and blood’, что можно отнести к женщине, которая есть лучшее существо “из кости и крови”, согласно поэту. Или же поэма говорит о Боге, его божественной природе.

Майк поднимает глаза от книги и продолжает, обволакивая меня легкой теплотой от грустной улыбки:
- И я склонен полагать, что поэт говорит о женщине. Именно поэтому поэма была так популярна у кардиналов той эпохи: под прикрытием двоякого смысла они напоминали себе о тех, которых искали.

Разговор, словно разноцветная лента, сворачивается в многослойную спираль смыслов и втягивает в воронку не сказанного.

- И что бы сделал Кардинал с настоящей  Ведьмой, если бы смог ее словить?

- Кто знает? В Средневековье эта встреча не могла состояться...Слишком опасно для ведьмы.

Следующий вопрос вырывается сам собой,как буд-то Майк заранее меня к нему подводил:

- А сейчас? В наше время? Вы думаете, что ведьмы по-прежнему существуют?

- Пока будут существовать кардиналы, будут существовать и ведьмы. Они нуждаются друг в друге для оправдания своего существования.Правда...- Майк кладет подбородок на замок ладоней и его взгляд становится болезненно-ироничным,- никто еще не понял, зачем Ведьмам нужны Кардиналы.

- Поговорить? Епископы,с их обыденностью мышления толпы, так скучны...

Словно в ответ на “поговорить”, кафетерий наполняется толпой студентов, и мгновенно превращается в гулкий аквариум. Продолжать разговор становится практически невозможно, да и не о чем. Он ничего не изменил, лишь добавил немного новой грусти в холодную воду невозможного.

Пришло время вставать из-за столика, собирать свои папки...

- Вы по-прежнему боитесь вести машину по скоростной трассе?

Я молча киваю.

- Если в один прекрасный момент вы, как истинная ведьма, соберестесь с духом и все-таки решитесь приехать в мой Город...на пару дней, ...я приглашу вас на ужин...отпраздновать...

Внезапно ставшие совершенно ненужными,словно сухая листва, слова опадали в пространство между нами.

Зачем? Зачем ты нарушил этот так трудно возведенный баланс между женатым професором и молодой студенткой? Мне не нужно становиться кем-то, чтобы отпраздновать это с тобой. И ты - не Кардинал, коль разрушил тонкую нить между нами.

Я прощаюсь с Майком - быстро, легко, рывком. Какое-то новое чувство, неожиданно - радостное, накрывает меня уже на ступеньках кафетерия. Что? Почему не боль? Не привычная грусть?

Новизна, ощущение полученного подарка.. Ах да, Майк назвал меня ведьмой!
Значит, Кардинал все-таки появится когда нибудь в моей жизни. “Они нуждаются друг в друге”,- заверил профессор...

Что ж, будем ждать.


Рецензии