А Вы ещё помните Вихрева?..

   
   

            А Вы помните Вихрева?..    


      «Зацветает Палех чудным садом.
   Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет!..»

             (Дмитрий Семеновский)



 А ведь, пожалуй, именно Вихрев
                открыл народу истоки искусства Палеха —
 до него, Вихрева, о Палехе не то чтобы мало кто знал… но как-то
 не обращали особого внимания.   Есть такое село — и ладно.


       Когда-то писатель Иван Катаев сказал:
 «…Каждому из нас нужно обрести в своей стране какой-то особый отчий дом,
 какую-то прижизненную привязанность, найти одно такое серьёзное и душевно-радостное
 явление в жизни и с ним держать живую связь, никогда не выпускать из виду…»

              Вы слышите? Каждому!!!   

 Но именно к Вихреву относятся в полной мере и эпиграф-двустишие Дмитрия Семеновского, и слова Ивана Катаева.
 Потому что именно для Вихрева «отчим домом» в смысле душевно-радостной нравственной опоры, питавшей своими соками его творчество, стал Палех.

 Ефим Фёдорович Вихрев родился 10 апреля 1901 года в городке Шуя — сейчас это город в Ивановской области, примерно в двух сотнях километров севернее Москвы (ну, если смотреть ширОты, то широта Шуи на 120 км «выше» московской параллели, а если «строго» по прямой — 270 км на северо-восток от Москвы).

 ...В семье поддерживалось уважительное отношение к труду — и к людям труда! — поощрялась любовь к книге.

   Отец маленького Ефима, занимая незаметную должность письмоводителя у мирового судьи, в свободное от службы время рисовал, мастерил — хотя художником не был. Но врождённое русское (скажем шире — славянское!) эстетическое чувство давало о себе знать, в полную силу развернувшись в детях.

 Старший брат Ефима — Василий Вихрев — стал учёным. А младший, Николай Вихрев, художником.

 Грянула Великая Октябрьская революция, которую сейчас некоторые приближённые к особым политическим кругам историки пытаются представить «случайным» явлением, чуть ли не дворцовым переворотом вроде «оранжевой революции». Господа не привыкли зрить в корень — зато привыкли звенеть кошельком. Ну да бог с ними.

 …Так вот, грянула революция. Ефиму Вихреву, будущему писателю, всего 16 лет.
 Он учится в шуйской гимназии — да-да, той самой, где обучался до него поэт-символист К. Бальмонт...

 Кстати, Бальмонт приезжал в Шую и посетил гимназию.  Вихрев читал тогда свои стихи — напоминающие бальмонтовские — и, естественно, получил одобрение признанного поэта.  Но революционная буря заставила многое переосмыслить — и в жизни, и в искусстве…
   Вихрев страстно и самозабвенно трудится — ходит по деревням, проводит собрания, вовлекает молодёжь в строительство Новой, народной, власти.

           Буря новой жизни захватила его всецело!   

 Когда в октябре 1919-го из Иваново пришла телеграмма о мобилизации комсомольцев и коммунистов на фронт, Вихрев записался добровольцем в числе первых.

         Скоро он напишет об этом огненном времени:   
   
   «…Мы летели через столетия По равнинам, буграм, снегам,
       Неумытые, неодетые, К неизведанным берегам…»   

 Вихрев успевает делать гору дел — работает в радиотелеграфе и в политотделе 9-й армии, на время становится первым секретарём Донского комитета РКСМ, но главным образом работает в газете.
   Опыт у него уже есть (уездная газета «Новый путь» в Шуе), но именно во фронтовой печати Дона и Кубани зреет его мастерство журналиста и писателя. 
  Неслучайная параллель:  одно время на Кубани Вихрев работает под руководством своего земляка, Фурманова — будущего автора «Чапаева».
 Кстати, образ Фурманова Ефим Вихрев изобразил в рассказе «Освобождение раба».

 Как только позволила жизнь, Вихрев возобновил прерванное гражданской войной образование.

 Он знал наизусть всё самое лучшее в русской поэзии, легко цитировал Вергилия и хорошо знал живопись, особенно любил полотна Рембрандта и Микеланджело. С 1925-го Вихрев жил в Москве, но часто приезжал в Иваново, Шую, Палех.
     Родина манила его, звала…

 Вихрев печатается на страницах ивановских изданий, а в Москве работает в журнале «Город и деревня», затем в издательстве «Недра». Одно время даже выполняет обязанности директора Музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне.

  Вихрев привлекает в журнал самых разных авторов — Михаила Пришвина и Сергея Есенина, Н. Асеева, А. Жарова, А. Толстого и многих других.
 Печатается и сам — в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Красная новь», «Рост».

 Основную задачу искусства Ефим Вихрев видит в том, чтобы помогать созиданию будущего, как «прекрасной композиции социализма».

 Сейчас нам просто судить предшественников — мол, и социализм построили не такой, и «прекрасной композиции» не получилось…
   Но, согласитесь, устремления были светлые, чистые!.. Не чета нынешнему двуличному «бюрократическому капитализму», поднаторевшему не хуже древних римлян в двойных стандартах и лживой морали политиков.

 Известность Вихреву принесла книга «Палех», которая вышла в свет в 1930 году.
 А всенародное признание Палеху принёс, наверное, сам Вихрев этой книгой! 

  Последние годы жизни Вихрев работал над циклом новелл «Родники», что появилась в Ивановском областном издательстве (1936 год).
   В этой книге — лирическая стихия, «чистые родники жизни», к которым он прикоснулся в детстве…
   Вихреву здесь в полной мере удалось передать своеобразие детского
 вИдения мира  —  красочного, непосредственно, поэтичного…
   Кто не верит мне — пусть прочитает «Родники»!


         ...Путь Вихрева оборвался рано.   
 Для журнала «Наши достижения» Вихрев готовил очерк о современном Палехе.

 Приехав туда, он простудился… и 2 января 1935 года умер.

         При жизни он говорил:    
 «Нет ничего выше и прекраснее творчества… И нет большего наслаждения,
 чем сгореть в высоком творческом огне».
     Он и сгорел в этом высоком огне…

 По настоянию художников прах Вихрева был похоронен в центре села Палех —
 перед самой оградой Крестовоздвиженского храма, где позже появилась
 музейная экспозиция искусства старого Палеха. На памятнике надпись:

 «Ефим Вихрев писатель, рождённый революцией, сын пролетарской партии,
  вдохновенный трибун Палеха и народного искусства»

        И ниже пушкинские строки:   

 «В тёмной могиле почил художников друг…»







 для очерка использованы 
 литературные  источники,
 биографические материалы,
     энциклопедия...

   Никаких выдумок,
     только факты

 


 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 


Рецензии
Спасибо за такую достоверность, особенно понравилось то, что все места, где бывал Вихрев отмечены, про Кубань так тепло ! А гореть именно в творчестве надо!

Валентина Хачатрян   12.08.2018 14:08     Заявить о нарушении
Благодарю, Валентина!..
...
С уважением,
всегда Ваш
Р.А., старый травник

Андрей Рябоконь   12.08.2018 14:21   Заявить о нарушении