Что я видел?

    Сейчас любят рассказывать разного рода мистических историй. То инопланетяне прилетали и с собой куда-то забирали, то русалки из реки выходят, то динозавры или доисторические ящеры в озере живут.  Что тут правда, а что выдумка, определить очень сложно.  Ведь, где-то в подсознании, живет в народе вера в чудеса.  Вот и появляются эти истории, для поддержания этой веры, да и наши средства массовой информации активно это пропагандируют. Для них это просто хлеб насущный.
    Я вот тоже что- то видел, когда однажды ночью стоял на посту. Правда, место для наблюдения у меня было необычное – космодром Байконур.
Но видел я это необычное явление один единственный раз. В ночном небе, высоко над горизонтом, примерно в два часа ночи, появилась очень яркая светящаяся точка. Незаметить эту точку было просто невозможно. По яркости она была не меньше солнца, поэтому и привлекла моё внимание. Точка висела на небосводе примерно минут десять, или она светилась и ещё раньше, но я на неё не замечал. Потом эта точка начала увеличиваться, но яркость не уменьшалась. Но никакого шума, как при пуске ракет, не было. Минут через десять точка превратилось в кольцо и начало равномерно расширяться. Яркость её стала угасать. Кольцо постоянно увеличивалось в размере и через полчаса ушло за линию горизонта.  Странным было то, что кольцо было практически идеальной формы. Ни до, ни после этого случая, хотя на этой точке я пробыл полгода, я больше ничего подобного не видел.
    То, что это не был пуск ракеты, это точно.  Пусков разного рода ракет, в том числе и с экипажем на борту, за время службы я повидал немало. Когда я попал на космодром, то и понятия не имел, куда нас доставили. Первый пуск для меня был очень впечатляющий. Нас ночью вывезли на автобусах из части на несколько километров в пески. Все вышли из автобусов и стали смотреть в одном направлении, и тут на горизонте появилось яркое свечение, и через несколько секунд долетел всё потрясающий гул.  Казалось, что вибрировало всё вокруг. Потом появилось яркое пламя, мгновенно осветившее полнеба, и на горизонте появился удаляющийся за горизонт столб огня. Размер огненного пятна постоянно уменьшался и тут на горизонте, в свете пламени образовался крест. Это отделились четыре двигателя первой ступени и начали своё падение.  Но гул всё не уменьшался, хотя ракета была уже очень далеко.  Потом гул начинал уменьшаться, и ракета превращалась маленькую точку на горизонте.
   Потом было очень много пусков, как днём, так и ночью. Самые красивые пуски были на закате, когда заходящее солнце подсвечивало эту фантастическую картину. Свечение за ракетой было очень величественное, и от этого зрелище становилось в разы красивей. Как я потом узнал, двигатели первой ступени отделялись на расстоянии больше ста километров от стартового стола, а длинной они были не больше двадцати метров. Как человеческий глаз может разглядеть такое на столь далеком расстоянии? Но мы видели это чётко и неоднократно.
   Потом я нес службу уже на самом стартовом столе, и эвакуация нас уже не касалась, и мы должны были за пятнадцать минут до старта спуститься в бункер на территории стартового комплекса. Так было неоднократно.  В наши обязанности входило следить за порядком на территории старта и удалять сотрудников со стартового стола. Всё проходило очень просто. Всё сотрудники имели цветные повязки на рукаве. Цвет повязки, белый, желтый или красный, определял за сколько минут до пуска они должны были покинуть площадку.
   Сорок пять минут – мы должны удалить сотрудников с белыми повязками, тридцать - с желтыми. Их сажали в автобус, и он отвозил их на безопасное расстояние. Пятнадцать минут – старт должен был чист. Сотрудников с красными повязками направляли в бункер при старте.  Мы уходили последними и  направлялись в отдельный бункер. Вернее это было помещение внутри земляной насыпи.  Насыпь была весьма существенных размеров, примерно десять метров. А в этом бункере была лестница внутри бетонного колодца,  ведущая  на самый верх. Мы с неохотой покидали стартовый стол.
    Да и, честно говоря, оставаться на старте, который будет полностью объят пламенем, совсем не хотелось.  Но любопытство брало верх, и мы поднимались по вентиляционным шахтам на уровень земли и смотрели на пуск с расстояния в четыреста метров. Описать это зрелище невозможно. Даже подобрать слова сложно.  Вот сейчас пишу эти строки и думаю, насколько был тогда безрассудным, ведь случись неудачный пуск и мне ничего бы не помогло, наверное, меня бы и вообще не нашли. Ведь в ракете было огромное количество очень энергоёмкого топлива. Но была и уверенность в надежности наших ракет.
    Потом , когда уже считался дедом, на втором году службы, довелось наблюдать старт со стороны въезда на стартовый комплекс, с КПП.  Уже с расстояния четыреста метров на поверхности земли, вообще без какого-то укрытия.  И это были совсем другие впечатления. Слышишь отсчет времени по громкой связи, этот знаменитый обратный отсчёт. О вот раздаётся один, пуск и оглушительный рев. Столб пламени и пыли из пламяотбойника поднялся выше самой ракеты. Ракета начинает медленно свой подъём, и вот она уже вышла на нулевую отметку и всё превратилось одну жуткую вибромашину. Даже земля под ногами заходила. Я просто остолбенел от увиденного. Привело в чувство то, что что-то бьёт меня по пальцам.  Это вибрировал бетонный куб,  который был более метра у основания, на котором крепились въездные ворота, перекрывающие железнодорожные пути.  А я, по глупости, думал укрыться за ним, если что. И тут я понял на своей шкуре, какая мощь заключена в ракете. Но, как только ракета поднялась на высоту более двухсот метров, это можно было определить по высоте громоотводов, на стартовой площадке установилась полная тишина. Это было то, что я никак не ожидал, ведь при наблюдении со стороны шум длился очень долго.  В следующий раз я уже остался на площадке вполне сознательно и даже фотографировал старт на маленький фотоаппарат, хотя это было категорически запрещено.
   Аварий на старте во время моей службы не было. А вот на других площадках были.
   Как то, во время утреннего развода, прошёл старт. Все повернули головы в сторону уходящей в небо ракеты. Это был непилотируемый пуск. О всех пилотируемых стартах мы знали заранее. Ведь большинство пилотируемых проходило с нашей, второй площадки.  Сначала ракета шла нормально, но через полминуты двигатели ракеты отключились, пламя из ракеты больше не вырывалось, повалил темный дым. От ракеты отделился какой-то предмет и у него раскрылся парашют. Это был «черный ящик». Ракета какое - то время ещё двигалась по инерции, потом повернулась носом вниз и начала падать и скрылась за зданиями. Все поняли, что произошёл аварийный пуск и ракета упала.  Момент взрыва мы не видели, но почувствовали, как под ногами прошла взрывная волна. А потом в воздух начал подниматься классический черный гриб, так хорошо знакомый по фильмам.  То, что ракеты падали, мы знали, но впервые это видели сами. Ракета могла быть и военного назначения, а какая там могла быть начинка? Но и простая ракета тоже могла быть опасной, ведь не все ракеты заправлялись керосином и кислородом, как на нашем старте. Но были и ракеты работающие на гептиле и амиле, очень высокотоксичном топливе.  А ракета то топливо не выработала.  Офицеры тут же побежали в штаб.  А мы стояли не двигаясь и только смотрели, как кролик на удава.  А ведь мы, как нас учили на гражданской обороне, должны были упасть на землю головой в сторону от взрыва, накрыть голову руками.
    Но это всё вылетело из головы, и мы просто стояли и не шевелились. Прибежал офицер из штаба и сообщил, что ракета не военная, и что гриб идет в сторону от нашей части. Об этом говорило направление движения парашюта от «черного ящика».  Но там был гептил. И он нашёл свои жертвы на другой площадке.   Как потом выяснилось, ответственный за загрузку программы полёта в ракету поступил просто безответственно, и вместо трёхсот тридцати секунд в ракету была загружена программа всего тридцать три секунды. Ракета стартовала и пошла нормально на взлёт, как и должна была лететь, но программа закончилась, двигатели отключились и ракета упала. Хорошо, что это был единственный случай за два года моей службы
    Так вернёмся к тому, что я видел. Когда стартует ракета, начинается всё наоборот. Вначале много пламени, звука и света. Потом размер светящегося пятна уменьшался и точка уходила за горизонт. По времени весь процесс занимал не более пяти минут. 
   А то, что я наблюдал, был как бы обратный процесс и очень непонятный.
   Так что же я видел?


Рецензии