Экология культуры
<Шкловский лежал на чёрно-красном постаменте, как золотое яйцо улетевшей мысли>.
Мне Шкловский виделся с неявно выраженными углами черепа, и казалось, что его голос не соответствует такому черепу-аэробусу, тонок, без басовых ноток... Я написал:
Вот и умер Шкловский,
а казалось, никогда не умрёт
сей эрудит московский,
чья память нам несёт
из глуби лет и споров
искусства маяту,
и чей мятежный норов
бил в твердь, и в пустоту...
И голова как глобус,
чуть скошенный с боков,
напомнит аэробус
для мыслей всех веков.
Андрей Вознесенский рискнул возопить:<В опасности не только внешняя среда, вековые леса и реки - экологическое угасание внутри духовной среды,
куда опаснее, чем внешней. При крахе первой погибнет вторая.>
И далее о том, что <Войну и мир> не читают, музеев не строят. <Музей стоит, каким его купцы построили. В Саратове <открыли> художника Гущина, он выставлялся с Браком и Матиссом. В 1947-ом он возвращается домой. Саратовцы помнят дымящегося головой гиганта, расписавшего чайками свою лачугу-развалюху на берегу и окрестившего её Вилла-Марфутка. Его волновала Индия духа. Портрет гениального Ганди кисти Гущина наш посол в 1962-ом подарил Дж. Неру.>
О Северянине:<Я не думал, что простая попытка восстановить истинный облик Северянина вызовет такой горячий отклик..
<Известнейшая латышская скульпторша безвозмездно высекает надгробие Северянина>. (Не Скулме ли?)
Вознесенскому прислали последнее стихотворение Северянина вместе с мемуарами В.Б. Коренди - <Последняя любовь>:
Ты влилась в мою жизнь, точно струйка токая
В оскорбляемый водкой хрусталь.
Вздохнул я словами:<Так вот ты какая:
Вся такая, как надо!> В усталь
Поцелую тебя, иль в глаза поцелую,
Точно воздухом южным дышу.
И затем, что тебя повстречал я такую,
Как ты есть, я стихов не пишу.
Пишут лишь ожидая, страдая, мечтая,
Ошибаясь, моля и грозя,
Но писать после слов вроде:<Вот ты какая,
Вся такая, как надо!> - нельзя.
(Нарва - Йыэсуу, 18 апр. 1940г.)
Свидетельство о публикации №218081301015