Такси Максимовна
Но есть учителя, у которых с юмором похуже. Почти каждый урок литературы, которую преподает у нас Альбина Леонидовна, начинается с разбора моих произведений. Особенно, если накануне писали сочинение. В моем творчестве можно найти все и "главки церквей", и апологию темной бабушки из "Детства" Горького. Один раз я был застигнут у доски, на которой начертал: "Анархия - мать порядка" и тут же был записан в анархисты. При критике мои анархистских и одновременно квасных взглядов Альбина Леонидовна делает необыкновенное усилие и отказывается от обычного сопрано и переходит на бас. И сыплются обвинения. Тут и обывательство, и мещанство и знаменитая, до сих пор донца не понятая мною фраза: "Все начинается с измальства". Мы с моим соседом по парте Костей Мамонтовым в долгу не остаемся. И когда надо сочинить фразу или найти пословицу на ту или иную тему стараемся на славу и звучат: "Чем дальше в лес, тем хуже для эс-эс", "маленький человечек учился в десятом классе", "человек шел по улице и стрелял из пулемета", "крючочек в горло и в колодец" и т.д.
Но что касается идеологического курса, то непревзойденным флагманом в этой области была Таисия Максимовна. Помню, как истово пела она "Интернационал" в актовом зале, на общих собраниях. Когда нас после девятого класса повезли на полигон сделать пару выстрелов из автомата, она вошла в автобус, в котором уже сидели мы, готовые к отправке, и произнесла патриотическую речь, закончившуюся рассказом о ее одноклассниках, которые по своему негодяйству, не смогли выстрелить в немцев (не могли, видите ли, стрелять в людей) и потому, никого не убив, погибли сами. Можно сказать, что она проповедовала советский патриотизм в самой глупой его форме, который так любили на загнивающем Западе.Девчонки из выпуска моего брата вспоминали, как им юбки мерили по линейке, чтобы соответствовали советским стандартам. Тогда с Запада началась экспансия мини.
Одноклассники брата рассказывали еще, как в школьном лагере, какой-то "злодей" умудрился подсунуть одному представителю мужской части преподавательского состава вместо соли сахар, и суп был испорчен. Хотя из-за давности преступления не могу точно вспомнить, возможно, учителю пришлось посолить чай. Как обычно Такси Максимовна не стала открывать дело о диверсии, а сразу перешла к суду. Мгновенно был разоблачен на основе данных интуиции одноклассник моего брата, возможно, не только он (в этом деле, чем больше тем, лучше). И Таисия Максимовна, завидев его, произнесла пламенную и логически построенную речь, которая длилась минут пять. Началась она с того, что данный человек сегодня подменил сахар на соль (или наоборот), а кончалась тем, что он несомненно предаст Родину. Родину Боря Соколов не предали какое-то время подвизался в комсомольско-партийной сфере, пока она не приказала долго жить, но всегда с большой теплотой вспоминал эту прокурорскую речь. Не знаю, человека, который мог бы всерьез обидеться на Таську.
И я тоже не обиделся. Такси Максимовна преподавала биологию, в молодости говорят, преподавала ее неплохо, пока вся тяжесть осознания долга перед партией и народом не раздавила ей мозги. Мы тогда увлекались азбукой Морзе. И во время отсутствия Таисии Максимовны в классе наши с Костей соседи повернулись к нам и начали что-то выстукивать у нас на парте ручками и карандашами. Когда Таисия Максимовна вернулась в класс, они резко развернулись, что, разумеется, привлекло внимание. Как идеологически неблагонадежные, виноваты, оказались, конечно же, мы. Таисия Максимовна в очередной раз объявила нам, что мы являемся отщепенцами (было у нее любимое такое словечко, а понятие диссидента она тогда еще не освоила) и многое другое, что я в силу защитного действия организма пропустил мимо ушей и выгнала нас из класса. Похоже, вскоре она уже сама забыла суть дела, видимо, тогда уже начались провалы в памяти. Попытки вернуться на следующем уроке были гневно пресечены и до конца года мы постигали биологию в туалете, дабы не мозолить глаза. И самое страшное, что мы ничего особенно не потеряли.
Вот такая была Таська, в конце концов, вся ее преподавательская концепция свелась к пословице: "Сегодня носит "Адидас", а завтра Родину предаст". Пословица-то по сути верная, но на устах не очень умных людей становится глупостью. “Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 21). Ни у кого не вызывает протест желание пользоваться хорошими вещами, но когда вещи становятся главной ценностью жизни - это означает, что жизни уже нет, человека уже умер, у него нет ни Родины, ни национальности, ни матери, ни даже головы. Но "Адидас" для не был продуктом буржуазного государства и значит, идеологически нам был неприемлем, хотя и принимался с радостью многими. Как и жвачка (объект, с помощью которого проходило вторжение капиталистического мира в нашу среду). Помню один процесс: один из учеников разжился жвачкой, от кого-то из родственников побывавших Там, и начал что-то выменивать или даже просто продавать ее. Об этом страшном преступлении еще долго говорили на родительских собраниях. Или с нами в классе учился Ясик Горбаневский, сын диссидентки Натальи Горбаневской, покинувшей пределы СССР, когда Ясик учился в седьмом или восьмом классе. Те, чьи детские годы пришли на брежневские годы, помнят, как взахлеб рассказывали анекдоты о Чапаеве, Леониде Ильиче, коммунизме и др. Рассказывали в нашем классе. Но в отличие от других классов, было ясно, что распространяет их ничего неведавший Ясик. Все это приносила моя мама с родительских собраний и строго настрого запрещала рассказывать анекдоты. Но советское время без анекдота. Разве это возможно? Идеологическая борьба в период развитого социализма развернулась с небывалой силой, и Таисия Максимовна Никольская была на ее острие.
Не знаю, чем она кончила - семьи, насколько я понимаю, у нее не было. Все отдала советской школы. Дожила ли она до ее конца, не
Свидетельство о публикации №218081301044