Новое назначение

                4
  Николай Иванович Смагин давно работал в Волжском пароходстве и имел определенный вес и блат там, где было нужно. Проходя мимо Нижнего Новгорода, он неоднократно посылал Сергеева в пароходство со сверточком воблы и запиской нужному человеку. Сергеева в пароходстве встречали приветливо и передавали привет капитану, спрашивали как у вас дела.

Так понемногу Сергеев тоже обрастал связями с влиятельными людьми. Они помогали с выполнением месячного плана, давали получше рейсы. Чиновник тоже человек, и ему приятен маленький подарок от капитана.

Незаметно вроде бы Смагин учил Сергеева полезным связям, в которых приходилось
общаться ему с разными представителями власти. Это создает свой благоприятный
имидж у капитана и его корабля.

 Николай Иванович, однако, нервничал, если при швартовке кто-то не успевал подать
швартов, и теплоход по-новой надо было направлять к стенке. Особенно доставалось
боцману Петру Гордеевичу. Капитан кричал на него во весь голос, а боцман отругивался и корил про себя капитана за неудачный маневр.

 Боцман был немолод, был участником войны, служил в Армии Власова, попал в плен
и находился в одном из концентрационных лагерей, где, по рассказам боцмана, фашисты их постоянно избивали. После освобождения из плена Красной Армией,
Петру Гордеевичу, как Власовцу, еще дали срок десять лет, где также избивали заключенных.

Петр Гордеевич был женат. Впервые в жизни у него появилась женщина, с которой
он сошелся после заключения. Она работала здесь матросом на этом теплоходе, была
женщиной смелой, юркой и общительной. Петру Гордеевичу нравился спокойный и выдержанный старпом, и он молил Бога, чтобы швартовка была на его вахте без
криков, ругани и оскорблений в свой адрес.

Капитану тоже нравилась манера швартовки старпома, и он с удовольствием наблюдал за неторопливыми, точными действиями, спокойными и уверенными распоряжениями палубной командой.

 Сергеев справедливо считал, что в неудачной швартовке виноват больше вахтенный
начальник в рубке, который командует швартовкой. Даже если кто-то из палубной
команды и допустил оплошность, это не повод срываться на повышенные тона, а спокойно исправить ситуацию.

 С семьей Сергеев виделся очень редко и скучал по жене и сыну. Лишь один раз
Зиночка с сыном плавали с Владимиром в течении целого рейса. Капитан и на этот раз  остался на высоте - рад был оказать такую услугу своему старпому, был приветлив с Зиночкой, и забавно дружил с сынишкой, угощая его конфетами и сладостями.

Зиночке все здесь ужасно нравилось - и приветливое отношение к ней капитана
и всей команды, прекрасные пейзажи речных просторов, масса новых впечатлений
от посещения новых городов и мест, где были стоянки теплохода. Сергеев был
благодарен капитану за все это, и уже не чувствовал себя обиженным на отдел
кадров за такое назначение.

 Старая гвардия, капитаны в возрасте, не изучали радиолокаторы в учебных
заведениях, и не умели ими пользоваться. Поэтому при пониженной видимости
теплоход вставал на якорь до ее улучшения. Сергеев с самого начала своей штурманской практики тренировался в судовождении с помощью радиолокатора и
достиг в этом определенных успехов. Капитан сначала не одобрял этого, затем
ему стало нравиться, что старпом уверенно работает с радиолокатором, отдавая должное его знаниям. Теплоход стоит - не идет план. Но движение с
радиолокатором разрешено только в определенных местах, чтобы максимально
исключить аварийную ситуацию.

 Однажды пароходство дало рейсовое задание - следовать на Волго-Балт под
погрузку леса на Астрахань. Погрузив лес, теплоход вышел в рейс. Лес лежал в
трюме и на палубе огромным караваном, затрудняя вахтенному начальнику в рубке
обзор. Благополучно прибыли в город Шексна к седьмому шлюзу Волго-Балтийского водного пути. И здесь разыгрался сильный боковой ветер, затрудняющий вход в
узкий шлюз.

Надо было вставать на якорь до улучшения погоды, или рисковать.
Николай Иванович обратился к Сергееву:
-Я не смогу завести теплоход в шлюз, разобью! Если ты сможешь, то заводи, командуй кораблем.

Сергеев, прикинув в уме ситуацию, согласился на этот опасный шаг. Расчитав траекторию движения теплохода с учетом сноса сильным боковым ветром, Сергеев выверенным, четким маневром завел огромный теплоход в узкий шлюз, отлично справившись с задачей. Капитан и все присутствующие были в восторге от такого маневра, а капитан сказал:
-Владимир, ты настоящий капитан! И я обязательно буду рекомендовать тебя в капитаны.

 Сергеев благополучно доплавал эту навигацию, а по приходе на зимовку его ждала повестка в Армию.

 Позднее он всегда вспоминал эту навигацию, как одну из лучших в его жизни.
Вспоминал и тот, очень опасный заход в шлюз, который при малейшей оплошности
мог бы привести к непоправимым последствиям для корабля, для шлюза, для
капитана и для самого Сергеева. Но капитан поверил в него, и он оправдал это
доверие.


Рецензии