Пятьдесят копеек

  Это были тяжелые времена. Многие предприятия закрывались, некоторые – сокращали сотрудников, выбрасывали на улицу…
  У меня в семье были муж, ребенок и никаких средств к существованию. Нас сократили: меня – старшего инженера проектного института и мужа – руководителя группы другого института. Когда было все продано, кто-то посоветовал заняться частным предпринимательством. 
  Советовали варить кофе, купить печенье, несколько бутылок воды и все это на большей дороге продавать проезжающим.
  Никакие другие варианты не приходили мне в голову. Я умела только чертить и рассчитывать строительные конструкции - ничего другого Бог мне не дал: рисовать я не умела, играть на фортепьяно, печь пирожки – тоже. Мой муж – талантливый инженер – запаниковал, и у него обострилась аритмия. Он весь день лежал, отвернувшись к стенке. Выходил из дома только купить газету.
  И этот день настал. С утра я сварила кофе, налила в большой термос. Накануне, на последние деньги, купила печенье и две бутылки минеральной воды и пошла пешком к окружной дороге, как мне посоветовали. Это был конец зимы, самое гнусное время, когда снег сменяется дождем, холодный ветер выдувает все тепло из тела, стоять на одном месте ужасно, в общем, погода под стать настоянию.      

  Оказалось, что не только я одна догадалась пойти к большей дороге. Серый день: нельзя понять утро сейчас или уже вечер. Машин не много, никто не останавливается. Начинает темнеть. Мысли абсолютно черные: «Как бы муж, не наделал бы беды...», «Чем их кормить?», «Картошка кончается, муки остался стакан, молока нет, масла – тоже». И вот останавливается машина «Запорожец». Из машины выходит мужчина средних лет, седой, в черном пальто. Выходит, медленно, держась правой рукой за грудь. Направляется ко мне и просит бутылку воды. Я называю цену, он вынимает кошелек, отчитывает бумажки и начинает шарить по карманам, видимо не хватает денег.
  - У меня не хватает 50 копеек – говорит он.
  - Я не могу Вам снизить цену – говорю я – возьмите кофе.
  - Я не могу взять кофе, - у меня больное сердце, мне кофе нельзя.

  Я промолчала. Опустила глаза вниз. Он смотрел на меня, потом развернулся, сел в машину и медленно стал отъезжать. Через 10 метров машина остановилась, раздался громкий сигнал и зажегся свет в машине. Я поняла, что произошла беда. Сигнал не прекращался. Стали сбегаться люди. Я бросила свой товар и тоже побежала к машине. Он лежал на руле без признаков жизни. Появилась скорая, милиция. Он был мертв…
  Я схватила свою кошелку и побежала домой. Упала на кровать. Со мной случилась истерика. «Я его убила! Никакого прощения мне! Может, если бы я отдала бы ему воду, он не умер бы! 50 копеек пожалела!», «50 копеек – это те деньги, которые не хватает, чтобы купить 2-3 картошки, которые нужны на завтрак дочери!» -   успокаивала я себя, - «но неужели 50 копеек стоит человеческая жизнь?»
  Я больше не ходила торговать. Но иногда посещаю то, трагическое место, где оборвалась моя торговая деятельность.
  Прошло много лет. За эти годы я потеряла мужа, - он так и не оправился от морального удара, когда его сократили на работе. Он умер у газетного киоска. Дочь закончила успешно школу. Поступить в институт было не реально. Все ее ближайшие подруги эмигрировали, и мы решили готовиться в дорогу.
Прошло много лет. Мы живем в Израиле. У меня двое внуков. Мы достаточны, но я всегда помню, и буду помнить до последнего вздоха ту окружную дорогу, и тот Запорожец, и тот снег с дождем, и жизнь того человека, которая стоила 50 копеек. Мы живем у большей дороги, похожей на Окружную. Иногда, ночью, я выхожу к дороге и ищу тот белый Запорожец. В сумке у меня всегда бутылка воды…   Не дай Вам Бог это пережить...


                2017


Рецензии