Этюд в постельных тонах

Подушка, одеяло, полотенце, которыми художник пользуется ежедневно, и вдруг они… произведения искусства. Да, в век концептуализма, который тихой сапой прокрался-таки в наш традиционный Самарканд, возможно все.

Выставка современного искусства «Этюд», которая довольно оживленно прошла в арт-галерее «Айсель», является первой для самаркандского художника Озода Негматова, но очередной для куратора VIII Ташкентской международной биеннале современного искусства Нормурода Негматова. Если сама биеннале «Искусство и технологии. За и против» будет проходить в республике с 8-го по 14 октября этого года, то подготовка к ней активно ведется уже сейчас, в том числе морально готовят зрителя с периферии.

Итак, по общепризнанным канонам, этюд – это быстро выполненное изображение, которое в приблизительных чертах характеризует живописно-пластические качества натуры. Натурой для сиюминутного запечатления - как в целом, так и по частям – могут служить пейзаж, интерьер комнаты,  предметы обихода,  движение людей, животных. Озод Негматов для «Этюда» выбрал свое личное пространство, решив возвысить до произведения искусства вполне утилитарные вещи. Например, полотенце, подушку, ковер, курпачу. Причем изобразил их не с привычной точки зрения, а переложил на полотно фрагментом в натуральную величину, получив, так сказать, «скан» предмета. Исключение в серии составляет лишь картина «Тень от фортепиано в три часа дня».

- Эти вещи я вижу и пользуюсь ими на протяжении нескольких лет, - объясняет О. Негматов. – Почему они, мое о них представление, не может быть частью моего творчества?
 
Действительно, пути изобразительного искусства неисповедимы. Ведь восхищаются же драпировками Альбрехта Дюрера, ботинками Винсента Ван Гога. Почему же не стать шедевром (не сейчас, конечно, хотя…) живописного изображения фрагмента пододеяльника или шторы на двери?

Безусловно, сторонники академизма и натурализма могут долго и настойчиво дискутировать на эту тему. Впрочем, к этому всегда готов Нормурод Негматов, раскачивающий лодку зрительского любопытства в арт-галерее «Айсель», в которой он ныне выступает куратором всех выставок. Его категоричность в отношении былых и настоящих мастеров, собственного «Я» может шокировать воспитанную в скромности и почитании старших публику, но, при всем моем уважении к оригинальному и эрудированному Нормуроду, повторю сказанную на выставке музейным работником Светланой Жуковой фразу: «Футуризм наше искусство уже знало». Несмотря на это, мы с удовольствием окунемся в очередной нигилистический хеппенинг и переболеем пару часов вирусными идеями Марселя Дюшана и Аллана Капроу, взлелеянными на почти вечном перекрестке культур – в Самарканде.


Фото Н. Никитиной.


Рецензии