Камю и Сартар

Экзистенциализм это философское учение которое было впервые целостно развито Сереном Кьеркегором, который призывал людей полагаться, в общении с богом, прежде всего на свой собственный чувственный, духовный  опыт, т.е. человек должен был почувствовать голос бога в себе и делать то, что он велит непосредственно ему через сны или каким либо другим способом. В последствии Ницше  развил и переработал идеи  Кьеркегора в соответствии со своими взглядами, во времена Ницше религия стала бизнесом, инструментом давления на людей, он понимал это потому и сказал, что бог умер, имея ввиду при этом, того бога про которого говорят в официальной религии. На мой взгляд, известный немецкий философ считал, что бог это те индивидуальные принципы личности, которые человек накапливает в процессе своего индивидуального развития, а главное путем анализа своих личных переживаний.

насколько мне удалось понять, говоря о сверхчеловеке Ницше, имел ввиду такого человека, чей духовный и интеллектуальный уровень позволил ему не поддаваться влияниям чужого мнения, в частности и культуре в целом. Для такого человека не существует аксиом, он доверяет только своему мнению, которое формируется из его внутреннего опыта и самоанализа. Такие люди способны критически оценивать, менять свое сознание  и оказывать влияние на сознание других людей,

они должны отдаваться как горю, так и радости с одинаковым жаром и пылом, заражая им других людей.


Что касается главного героя произведения Камю «Посторонний»  господина Мерсо, он чувствовал, что с людьми вокруг него что-то не так, они погрязли в каких-то условностях и перестали жить чувствами, проще говоря они превратились в каких то роботов, действующих по определенным алгоритмам, и сами перестали это замечать.  Проблема Мерсо была в том, что он то боялся этих своих мыслей, то на него находила какая -то апатия и скука и он не находил в себе сил,  чтобы показать людям на сколько они измельчали, для  чтобы встряхнуться и найти в себе силы  показать людям их духовную и нравственную ущербность он убил человека.  Он рассчитывал на общественный резонанс, но встряски человечества не вышло, а все пошло по «сухому» процессуальному сценарию. Личной, эмоциональной встряски у героя то же не вышло, хотя надо отдать ему должное, он полностью признал свою вину и этим в первые взял на себя личную ответственность за свою жизнь. На мой взгляд господина Мерсо можно сравнить с героем фильма «Матрица» Нео, если б Нео не смог найти себе единомышленников, то он смог бы стать таким как Мерсо.
Теперь перейдем к герою произведения Сартара «Тошнота» Антуану. Данный герой, как и Мерсо, понимал, что окружающие его люди погрязли в быте, в зарабатывание денег, но он в отличии от Мерсо не чувствовал, что он ненормальный, не пытался найти в себе силы что-то кому-то доказать, он нашел себе отдушину в музыке, где он мог свободно изливать свои чувства и мысли. В то время когда он не творил, он жил как во сне, делал как должно, что бы ему дали свободно заниматься его творчеством, а окружающие его люди ему были безразличны, он считал их ниже себя. И как не странно это звучит, ноя думаю, что своей музыкой он влиял на мысли людей больше чем Мерсо со своим убийством человека и со своими душевными метаниями. 
Если подытожить все вышесказанное, то Сартар и Камю  оба были бунтарями, только Камю считал , что вырваться из рутины быта должен каждый сам и желательно еще помочь другому, а Сартар считал, что лишь немногие могут вырваться из плена быта и из общепринятой идеологии  что бы показать людям на их ошибки и дать им новые идеалы, так как это требует большой умственной и нравственной работы над собой. 


Рецензии