По старинным улицам Багая

У автора данных строк есть опыт работы по восстановлению старинных имен округи. В нескольких случаях мне это удавалось. Но багаевский случай ставит меня в тупик! Ни кто за последние десять лет так и не пролил существенного света на проблему старинных, дореволюционных названий улиц станицы! Вот только теперь у меня есть возможность обозначить некие соображения на эту тему. И эти соображения основаны на информации, которая все время лежала рядом. Главное было ее правильно прочесть! Обращаемся к главному авторитету багаевского краеведения А.Ф. Рыбалкину. В частности он пишет, что до 1922 года улицы имен не имели!  Странно это, парадоксально, но запомним данный факт, и идем дальше. В самом центре станицы переулками считались параллельные Дону трассы, а улицы шли перпендикулярно.
Как известно, станица на рубеже XVIII – XIX вв. «бежала» с правого берега на левый из-за угрозы регулярных подтоплений, но и наш левый берег стихийных бедствий не избежал! Вода вырывалась из русла современного Донка (некогда основного судоходного русла), ударяла о берег между улицами Трюта и Мичурина и уносила с собою каждый год около метра берега (с 1805 по 1957 г около 150 метров). Одновременно намывалась песчаная коса – продолжение острова от современного чугунного моста до оконечности острова у спасательной станции. Таким образом, в реке осталось 2 квартала двух улиц (между паромом и консервным заводом)!
Подмывалась и деревянная церковь (установленная первоначально на территории консервного (до 1941 г. «Томатного» завода). Ее пришлось в 1830 году перенести на север станичной площади (той части современного парка, где установленный памятный крест).
Кварталы в центральной части станицы были небольшие 160*160 аршин, это примерно 120*120 метров .
«Первые дворы появились на берегу Дона, а остальные к современному центру. Между четвертой и шестой улицами была определена станичная площадь»  Здесь необходимо пояснить: речь идет о слиянии Нового Дона (современное судоходное русло) и Старого Дона (сейчас он зовется Волков Ерик). От Волкова ерика и начинается нумерация улиц! Ведь быть такое не могло, чтобы улицы не носили никаких имен! Ни в Сибири, ни Центральной Азии, ни Центральной России мне еще не встречалась ситуация, чтоб славянский населенный пункт не имел названия улиц. И вот вам предполагаемая разгадка! Начиная с Петра – I, русские города получают практику номерных улиц (23, 24, 27 и прочие Линии в Ростове). Поскольку переселение донских станиц в 1805 году носил массово административный порядок, а разметкой улиц занимались специальные чины – инженеры, предположу, что центр станицы получил в начале XIX века правильные кварталы на европейский манер. Новочеркасск,  к примеру, проектировал архитектор генерал-лейтенант Франц Павлович де Волан . Полагаю, что вместе с европейской разметкой кварталов, Багаевская получила и европейскую практику нумерации улиц. И вышеуказанная цитата должна была быть написана вот так: Между Четвертой и Шестой улицами была определена станичная площадь… Улавливаете смысл!?  И глагол «определена» косвенно указывает на управляемое переселение.
Теперь берем в руки кадастровую карту и восстанавливаем дореволюционные «нумерные» названия улиц. Для этого мы должны выйти на паром, лицом к Дону – батюшке, так, чтобы остатки Волкова ерика остались слева, а вы стояли на правом его берегу в районе улицы Пограничной 1 «а». Так вот: улица Пограничная зовется так не случайно – она начало отсчета нашей станицы – то есть, Первая улица, ул. Мичурина в том месте, где она упирается в паром и до кольца – II улица, ул. Красных партизан – III улица, ул. Трюта – IV улица, ул. Подройкина – V улица, ул. Ленина – VI улица, ул. Станичная – VII улица. VI улица выходила к часовенке у которой размещалось станичное кладбище, этот виток звался Кладбищенский переулок. Улице Московской повезло (хотя по правилам, она должна была бы быть переулком, раз располагалась параллельно Дону), она носила имя собственное Базарная, ибо выходила на базар, который был самым оживленным местом станицы. Базар располагался на Базарной площади, которая примыкала к современному парому.
Судя по всему, переулки имели подобные «цифровые» имена. Здесь легко ошибиться, ибо на карте 1853 года от Донка до церкви не три переулка, как на карте 1880 года, а 4 -5. но я их опускаю, потому, что это современная улица Набережная и переулок Малый. В строгую квадратуру плана 1805 года они не входили и, скорее всего, носили именно такие легко объяснимые имена: Набережный переулок и Малый переулок. Соответственно улица Красная – I переулок, улица Демьяна Бедного – II переулок, улица Красноармейская – III переулок, Багаевский переулок – IV переулок, улица Степана Разина – V  переулок, улица Пугачева – VI переулок, улица Кооперативная – VII переулок, улица Чернышевского – VIII переулок. Как мы видим, имена собственные получили улицы и переулки на окраинах станицы, улица Набережная и переулок Малый, обозначенные уже на военной карте 1853 года. У современной церкви известен Кладбищенский переулок ул. Ленина/Кирова и Кузнечная улица (там было обилие кузниц) – современная улица Микеладзе. Опыт краеведа показывает, что многие кварталы в дореволюционных населенных пунктах носили имя каких-нибудь значимых владельцев, пока такой информации мы не имеем!


Рецензии