О киргизах. Чать 1

Корпел над текстом о знакомстве России с киргизами. Вот, что получилось:
«Кто о них услышал в России первый, трудно сказать. Хроника сообщает о Флорио Беневени - секретаре Ориентальной экспедиции Восточного отдела Посольского Приказа. Прибыла экспедиция в Бухару, по некоторым данным, в 1725 году и не только с целью любопытства. Еще Петр I был наслышан о бухарском золоте и даже посылал с целью розыска его экспедицию Ивана Дмитриевича Бухгольца. О нем я уже неоднократно вспоминал. Закончилась она неудачно, а идущий за ним отряд Бековича был практически истреблен хивинцами.

Не подфартило и Флорио, иначе зачем ему было нужно бежать из Бухары. Бежал, но про соседей бухарцев киргизов кое что узнал и рассказал. Впервые же на их территорию вступил исследователь Иван Унковский, когда двинулся в 1722 году с задачей поиска все той же "руды" и "коммуникаций". Коммуникации - это дороги. Их обозначали на картах и чертежах. Депеши о пройденном пути до Джунгарии и результатах изысканий оформлялись с помощью "цифровой азбуки", то есть шифром. Маршрут: Москва,Тобльск, Омск, ст. Янышевская. Именно на этой станции в 1716 году попал в плен джунгарам член отряда Бухголца швед Иоган Густав (Ренат). С ним Унковский встретился в ставке Хун-тайчжи Цэвана Рабтана. Киргизов, которые проживают на нынешних просторах, ойраты называли бурутами. Киргизами у них были те, которых Цэван Рабтан в 1702 году в принудительном порядке вывел с Енисея в глубь своих территорий.

Кто были такие киргизы пытались познать В.Н. Татищев, ученый И.И. Кириллов, оренбургский служитель П.И. Рычков. Последний, зная тюркский, познакомился со знаменитым сочинением хивинского хана Абдул-Гази (1603-1663) "Родословное древо тюрков". Он  же первый нашел записи об алайских горных киргизах, кочующих в районе Ходжента, Намангама и Маргелана. 
Об этом есть рассказ российского унтер-офицера Филиппа Ефремова, тоже беглеца и пленного у бухарцев, а затем юзбаши (сотенного). При нем ставка алайскийх киргизов располагалась в Гульче. С наступлением весны они откочевывали в горы, вплоть до перевала Терек-Даван (4118 м.), располагающегося между Суфи-Курганом и Иркештамом (реки Кызыл-су, Кок-су, Кашгар).
Историю киргизов, по заданию Екатерины Великой, писал и Иван Григорьевич Андреев. Называлась она "О диких и закаменных киргизсцах". Тогда они делились на 10 родов. Среди них был и род "ктай", которым я ранее интересовался. Во главе его стоял Муса-бий.

Киргизы враждовали с джунгарами, киргиз-кайсаками (кыпчаками). На Сусамыре  киргизы сражались с ойратами, оттеснив их в чуйскую долину, а потом в Китай. Тогда отличился батыр Атаке, вождь сарыбагышей из рода Тынай. От него и были первые послы-купцы в Россию (Омск) в 1764-1768 гг. Проезжали они через Семипалатинск, где отмечались в пограничной службе. Следовали три бугинских бека: Акымбек Олджобаев, Алгазы Шералин и Алымбек (Акымбек) Джапалаков. Обратил внимание на фамилию Олжобаев. Не родственник ли его пытался в 80-е годы нарушить границу в Китай на участке Пржевальского отряда? Тогда случилось преступление, некто Олджабаев убил женщину и полез на пограничный ледник. Чем история закончилась я уже не помню. Посла Олджабая аилы располагались по течению реки Джергалак.

В Омск три посла, представлявшие 50 тыс. своих соплеменников, прибыли в 1824 году. Они искали защиты от Кокандских узбеков. Обратно их провожал гарнизонный врач Фалдей Карлович Зибберштейн. Пограничную комиссию МИДа многие годы возглавлял Григорий Федорович Гене. В ней одно время состоял, ранее сосланный в Сибирь, поляк Ян Виткевич. Он ведал сношениями со Средней Азией. Виткевич в Оренбурге встречался с Владимиром Далем и Александром Пушкиным. Пушкин останавливался на квартире давнего друга, командира корпуса В.А. Перовского, племянница которого Софья покушалась на императора. Был Ян Виткевич и в Бухаре,где обнаружил англичанина Александра Бернса.

Про путешествие Чокана Валиханова в страну каракыргызов ( это потому, что у них не было белой кости - султанов, ханов, беков. Их манапы произошли от "черного отца", простолюдина) рассказ впереди. Чокан - это прозвание и значит "топорик". Валихановым он стал  по имени деда Мухамеда Ханафия. Бий сарыбагашей по имени Манап - был первый (1843 г. ) у киргизов тиран. Манап, Манас, Манихейство. У меня закралась мысль происхождение этих слов от одного - "Мани", по названию религии.
Более месяца вблизи Токмака, в юрте жил Василий Васильевич Радлов. Это он впервые опубликовал поэму Манас. Случилось это в 1885 году. Знаменитым манасчи (чтецом Манаса) был Тоголок Молдо. Его именем названа улица в Нарыне.
Когда по киргизским стойбищам путешествовал господин (тюря) Мушкетов (Чаткал, Джумгал, Кочкор). Гульча была крайним русским пограничным постом. Далее только Иркештам на перевале Икезяк. При мне это название сохраняла застава и я на ней бывал.

Мушкетов проводил геологические исследования и его охранял конвой казаков. Оставил свой след он и на Торугартском перевале, куда выдвигался с Нарынского укрепления. Посетил его и известный художник (прапорщик) Верещагин. У него была задача увековечить факт присоединения к России новых земель. Его поездка по ним началась в 1869 году из Ташкента. В Нарыне он был уже десять лет спустя -  в 1879 году.
Читая об этом событии, узнал, что "нар" - это не только "солнце", но и "одногорбый верблюд". В это время в Пишпеке проживал фельдшер В.М. Фрунзе, отец известного военачальника. По-киргизки главнокомандующий - аталык. Хаким - врач, датхи - полномочный наместник. Таким одно время в Ошском уезде, а затем в Ферганской губернии был генерал Ионов. Его менял Паволо- Швейский. До этого военный губернатор в Маргелане (Фергана). Не все алайские киргизы были довольны российской властью. Противников и мятежников ссылали в Сибирь. Среди них был и Тогтогул Сатылганов. 

И тогда были басмачи. Их главарей называли "ляшкарбаши". Вспомнилась фамилия Ляшко, который одно время командовал Средне-Азиатским Военным округом. Ныне Ляшко известный на Украине антироссийский диссидент и «правокачатель». Басмачам противостоял Гульчинский отряд добровольной милиции под командованием К. Камчибекова. Всем же на Алае властвовала "Курманджан -датха"- "Горная царица".
Исследователь Н. Маев в 1870-1871 годах изучал жизнь киргизов. Его коллега Л. Костенко писал о восстании алайских киргизов в 1872 году. Русские для них были "капыры" - неверные. Усмиряли восставших ( вместе с кокандским властителем Худояр-ханом) губернатор Кауфман, генерал Черняев, полковник Скобелев, генерал-майор Троцкий, казачий есаул Штакельберг, подполковник Аудеркас, генерал Эйлер, подполковник фон Бреверн, советник Вейнберг. И здесь немцев присутствовало больше чем достаточно. Все, кстати, курляндцы. Капитан Куропаткин принимал участие в штурме Коканда.

По подписанному 21 сентября 1875 года вся территория Кокандского ханства по правому берегу Сыр-Харын и Нарына отошла к Российской империи. В то время губернатора Кауфмана звали - Ярым-падишах (полупадишах). Тогда и Скобелева произвели в генералы и он был назначен начальником Намангамского отдела Туркестанского военного губернаторства. Позднее он стал командующим Ферганской области.
Подполковник Лисовский, уездный Токмакский начальник защищал племена мундуз, когичи, басыз и адыгене от кокандцев. В июле 1876 года вся Киргизия вошла в состав России». Вот такая история.


Рецензии