Второе дыхание. Пролог-1

Пролог

Виктор не очень любил своё имя. Во-первых, оно звучало не как имя, а как название профессии. Во-вторых, имело какую-то странную уменьшительную форму. Витя… У других Юра, Дима или Саша, а у него вот Витя!
На эту тему он сначала с мамой попытался поговорить. Но та от вопроса сына просто отмахнулась. Мол, имя твоё папа выбрал – у него и спрашивай. А я только согласилась…
Папа вопросу удивился. И стал объяснять сыну, что его имя, наоборот, очень хорошее. Просто замечательное!
Во-первых, сейчас большинство имён в России греческого происхождения. А имя Виктор – древнеримское. Уже редкость!
Во-вторых, у него очень хорошее значение. Победитель! С таким именем в жизни не пропадёшь!
- И где же я должен побеждать? – мрачно поинтересовался сын. – В драках с соседскими парнями? Так ведь ты сам мне это запрещаешь!
- Ну почему обязательно драки? – смутился отец. – Вот ты в школу скоро пойдёшь. И если будешь там хорошо учиться – то, значит, ты победитель. А если плохо – то проигравший. Ясно?
- Ясно-то ясно, - задумчиво ответил сын. – Только расскажи мне побольше о школе. Чтобы я хотя бы знал, к чему готовиться.

- Ну… - начал отец осторожно, - в какой-то степени школа похожа на детский сад. Только в ней не играют, а учатся.
- В детском саду мы тоже учились. Особенно в последний год.
- Всё равно это было не то. В школе учёбой занимаются гораздо больше. И главное – в школе оценки ставят. За отличные знания – пятёрку. За хорошие – четвёрку. Если знания так себе – тогда тройка. А если школьник толком ничего не знает – получает двойку.
- А единицу за что ставят? Это когда совсем-совсем плохо?
- Единицу ставить не принято. А если иногда её и ставят, то неофициально. Понял?
- А чего ж тут не понять? – обиделся Виктор. – Всё ясно.
- Тогда слушай дальше, - улыбнулся отец.

В тот вечер Виктор много чего узнал. Что учебный год делится на четверти. Что по каждому предмету в четверти ставится единая оценка. Что тот, у кого в четвертях одни пятёрки, называется отличником, а тот, у кого есть и пятёрки, и четвёрки, но нет троек, - хорошистом.
- А если есть тройки в четвертях – тогда что? – спросил сын.
- Тогда этот ученик - троечник.
- А у кого в четверти есть двойки – тот двоечник?
- Не совсем так. Двоечником могут назвать и за обычные, разовые, двойки. А двойка в четверти – это вообще очень плохо. За такое могут и на второй год оставить.
- Неужели всего за одну двойку в четверти? – удивился Виктор.
- Ну… - смутился отец, - точно я не знаю. Я вообще не помню, чтобы кого-то из моих одноклассников на второй год оставили. Ведь, чтобы остаться на второй год, надо очень сильно постараться. Поэтому нормальному человеку такое не грозит.
- А очень трудно быть отличником? – сменил тему сын.
- Да нет, не очень, - задумчиво сказал отец. – Просто во время учёбы надо сильно стараться. Я думаю, у тебя получится.

Этот разговор оказался очень кстати. Дело в том, что некоторые взрослые уже несколько раз спрашивали Виктора о том, хочет ли он идти в школу и как будет там учиться.
Раньше он от этих вопросов терялся. А после разговора с отцом стал уверенно отвечать, что в школу идти очень хочет. И учиться там будет исключительно на пятёрки.
Собеседники очень удивлялись такой уверенности. Некоторые даже смеялись. А порой начинали объяснять Виктору, что в школе учиться не так просто. Так что зря он, мол, так в себе уверен. Вдруг он будет всего лишь хорошистом? Или вообще троечником?
В конце концов мальчик стал сомневаться. А вдруг у него с учёбой будет что-то не так?
С этой проблемой Виктор вновь обратился к отцу. И сказал, что хочет заранее научиться читать. Ведь тогда в школе ему будет гораздо проще учиться.
Отец ответил не сразу. Сказал, что подумает. С мамой посоветуется.
Мальчик расстроился. Мама у него была строгая и могла это не разрешить.

- Витя хочет, чтобы я его читать перед школой научил, - сообщил жене за завтраком Георгий Михайлович.
- По-моему, этого не стоит делать. Я ведь уже успела записать его в школу. И там меня специально предупредили, чтобы мы заранее детей не учили. Только, мол, всё испортим.
- Ерунду они говорят, - усмехнулся Георгий Михайлович. - А раньше что, все в школах учились? Сколько людей дома образование получали! И это, кстати говоря, неплохо у них получалось.
- Ну как знаешь, - махнула рукой жена. – Чтению можешь поучить. Но не письму. Этому лучше в школе научиться.
- Трудно научить чтению, не уча письму, - задумчиво проговорил отец. – Давай сделаем так: я научу его писать, но только печатными буквами. А письменные буквы пусть он в школе учит.
На этом и остановились.


Рецензии