Наблюдатель

Как хорошо сидеть и любоваться рассветом. Холодно, но приятно: взору предстают горные вершины со снежными шапками, в которых в положенное время отражается рассвет и закат. Каждое утро и каждый вечер горы обливаются кровью и то встречают первые лучи, будто родившись заново, то погружаются во тьму, будто весь мир, словно раненый, умирает до следующего рассвета.
Перед рассветом и закатом целыми днями можно наблюдать эту смену дня и ночи, смотреть за редкими смельчаками, пришедшими в горы, за жителями, словно муравьи, суетившимися у подножья гор. Каждый день обещает быть похожим на следующий, а каждый следующий напоминает предыдущий. Хорошо смотреть на мир. Не вспоминая ни когда стал наблюдателем, ни своего имени, ни как вообще сюда попал, ни что делать дальше. Просто наслаждаться видом и сидеть здесь, наблюдая. Слушать звуки природы и музыку чаш. Не зная, кто и зачем здесь. Просто наблюдать.
Однажды какой-то незнакомый человек проходил мимо той пещеры, где любил сидеть Наблюдатель, и спросил, заметив его:
— Ты кто?
— А ты? — Наблюдатель не сразу понял, что обращаются именно к нему. Он привык воспринимать видимый мир так, как мы обычно рассматриваем картину или читаем книгу. Что бы вы сказали, если бы герои произведения обратились прямо к вам?
— Я — путешественник. Езжу по разным странам и наблюдаю жизнь в них.
— Наблюдаешь? — оживился Наблюдатель, — я тоже.
— А кто ты? — не унимался Путешественник.
— Наблюдатель.
— А чем ты занимаешься?
— Смотрю на мир: наблюдаю за закатом и рассветом, слушаю как дышит и поет природа.
— А где ты бывал?
— Нигде. Я наблюдаю мир отсюда.
— Как же ты наблюдаешь мир, если нигде не был?
— Мой мир там, где я.
— А цель в жизни у тебя есть?
— А зачем? — искренне не понимал Наблюдатель.
— У каждого должна быть цель в жизни, — так же искренне ответил Путешественник.
— Кто тебе это сказал?
— Ну… я сам знаю. Скучно же без цели. И вообще, зачем нам жизнь дана?
— Не знаю.
— И долго ты так сидишь, смотришь?
— Всегда.
— Что значит «всегда»?
— Всегда сидел и смотрел. И всегда буду сидеть и смотреть.
— И не надоедает тебе это? Ты разве не хотел бы чего-то достичь в жизни, чтобы тебя люди уважали?
— Те муравьи, которые даже о моем существовании не знают?
— Это же общество.
— И что это меняет? Много ты думаешь о муравьях, комарах, пчелах? О том, уважают ли они тебя.
- Ну, это же совсем другое. То животные, не имеющие разума, а то — общественное мнение. Нельзя жить в обществе и не считаться с ним.
— А я и не живу.
— Так нельзя. Надо иметь цель в жизни.
— У меня есть цель: сидеть здесь и наблюдать за природой. Я — Наблюдатель.
— Неудачник ты, а не наблюдатель. Вот у меня жизнь бьет ключом: я работаю на отличной интересной работе, у меня замечательные друзья, красивая девушка, наконец, много денег.
— А если всего этого у тебя не станет? Что тогда?
— Что, завидуешь? Да никогда такого не случится. Я состоялся в жизни как человек, а ты — нет. Ты же тоже хочешь, но не решаешься, потому что трусишь. Сидишь тут в одиночестве, скучаешь, но не признаешься в этом даже сам себе. Для того, чтобы стать кем-то, ты должен быть частью общества. Ты хотя бы в детстве задумывался, кем ты хочешь стать? Кто ты в этом обществе?
— Я — Наблюдатель. Я в жизни не завидовал никому, даже не знаю что это такое, лишь по твоей гневной тираде примерно догадался. Я не живу в обществе, потому что я не часть его. Ты любишь читать?
— Не очень. А причем тут это?
— А фильмы смотришь?
— Да, бывает. Люблю расслабиться после работы.
— А вот теперь представь, что герои твоего любимого фильма вылезают из телевизора и начинают к тебе приставать: «Ты что тут делаешь? Кто ты такой? Кем ты хочешь стать в этом фильме?» И пытаются утянуть тебя с собой, по ту сторону экрана. А если ты не хочешь — значит, ты кому-то завидуешь. Разница лишь в том, что фильм ты себе выбрать можешь, а вот жизнь нам дана как факт, аксиома. Ты можешь пытаться ее доказать, а я просто ее принял. Мне хорошо здесь. Я — Наблюдатель, а не Путешественник. Пожалуйста, будь добр, вернись в свой фильм и дай мне спокойно наблюдать свой. Удачного тебе путешествия.


Рецензии