Французская литература 18в

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников эпохи Просвещения. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов этого периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Французская литература 18 века
Алле

Дени Верас д Алле (1630-1700). Писатель прошел военную службу, изучал право. В истории литературы он известен, как создатель романа "История севарамбов". Роман был написан от лица капитана Сидена, который в путевых заметках рассказывает о том, как потерпел кораблекрушение у берегов Австралии и открыл там необыкновенную страну севарамбов. Автор показывает картину идеального государства. Кульминация романа в гимне, написанном прозой и воздающем устами основателя утопического государства Севариса хвалу природе - матери и кормилице людей.
Лафайет
Мари Мадлен де Лафайет (1634-1693). Она была основательницей светского салона, законодательницей интеллектуальной жизни аристократической среды. Творчество Лафайет знаменовало отход от барочной пышности. В ее творчестве самым значительным был роман "Принцесса Клевская" (1678). События происходят в середине 16 века, в кругу придворной знати. Три персонажа романа - главные герои. Они были участниками нравственного конфликта, возникшего на почве столкновения чувства и долга.
Из "Принцессы Клевской":
«…Единственная дочь маркиза де Мезьера[2], связанная родством с одной из ветвей прославленного Анжуйского рода, наследница крупного состояния и благородного имени, была обещана в жены герцогу Майенскому[3], младшему брату герцога де Гиза[4], прозванного впоследствии Меченым. Они были еще почти детьми, когда герцог де Гиз, часто встречаясь со своей будущей невесткой, обещавшей стать редкой красавицей, влюбился в нее, и она полюбила его в ответ…»

Мелье

Жан Мелье (1664-1729). Писатель из семьи сельского ткача в Шампани. Всю жизнь провел в деревне, стал священником. Из-за тяжелого конфликта с местным начальством, покончил с собой. Оставил "Завещание"- литературный памятник, в котором раскрыл суть происходящего.
Он писал: "Мне нельзя было при жизни открыто высказать то, что я думал о порядке и способе управления людьми, об их религиях и правах, это сопряжено было бы с очень опасными и прискорбными последствиями, поэтому я решил сказать вам это после своей смерти".
Эта книга написана в форме рассуждений на различные темы, воссоздающих безрадостную картину жизни.
Из "Завещания":
«…При виде того, — говорит он, — что род человеческий поделен между столь многими религиями, противоречащими одна другой и осуждающими друг друга, … я, пожалуй, склонен думать, что все эти различные культы были первоначально выдуманы политиками, причем каждый приспособлял свою модель к склонностям того народа, который он собирался водить за нос…»
Лесаж

Ален Рене Лесаж (1668-1747). Родился в Бретани, в семье адвоката. Образование получил  в иезуитском колледже. Позже переехал в Париж, где зарабатывал на жизнь переводами пьес Лопе де Веги и Кальдерона. Сам написал удачную комедию "Тюркаре", с зловещей фигурой откупщика в прошлом лакея. В 1707 году выпустил в свет роман "Хромой бес". Он заимствовал сюжет  романа Велеса де Гевары о веселом бесе Асмодее, проводника студента Клеофаса, в их странствиях по Парижу. Удачная сторона нового романа была в точных зарисовках  ярмарки жизни, где Асмодей показывает страшные стороны внешнего благополучия людей: там старик может просиживать перед дверьми приемной министра, лишь бы уверить других, что и он влиятельное лицо; некий богач живет впроголодь, но скупает все, что можно назвать коллекцией; показаны картины из дома умалишенных, где содержатся люди, заболевшие от счастливых известий.
В течении двадцати лет создавал Лесаж роман "Похождения Жиль Бласа из Сантильяны" (1735), где в духе плутовского романа представлены приключения героя, сына конюха, мечтателя с добрым сердцем. Корысть, хитрость окружают юношу со всех сторон, и он начинает привыкать к этой среде. В его жизни происходит много приятных и страшных минут. Превратности судьбы Жиля Бласа перемешиваются с эпизодами и новеллами, вносящими в повествование дух ярмарки.
Перу Лесажа принадлежат обработки сказаний из "Тысячи и одной ночи", подражания сатирам Лукиана, сборник писем "Найденный чемодан" и воспоминания "Забавная смесь".
Из "Похождения Жиль Бласа":
"…Он приютил меня с самого младенчества и взял на себя заботу о моем образовании. Я показался ему столь смышленым, что он решил развить мои умственные способности. Он купил букварь и принялся сам обучать меня грамоте; это было ему не менее полезно, чем его ученику, так как, показывая мне буквы, он снова принялся за чтение книг, каковое всегда было у него в большом пренебрежении; благодаря этим усилиям он научился бегло читать требник, чего раньше никогда не умел…"
Монтескье

Шарль Луи де Секонда Монтескье (1689-1755). Родился в семье небогатого дворянина де Секонда. Имя - Монтескье, он унаследовал от своего дяди. Писатель пять лет учился в духовном заведении. Позже, самостоятельно, изучал право, чтобы подготовиться к судебной практике. В большую литературу вошел как писатель и мыслитель. Философский роман "Персидские письма" был написан в 1721 году. В этом произведении впервые были указаны причины надвигавшейся революционной бури во Франции, разразившейся в 1789 году. Письма, которые пишут на родину герои романа, персы, знатный богач Узбек и его друг Рика, прибывшие в Европу, чтобы ближе узнать чуждые им нравы и культуру, - не случайная форма повествования. Ее избрал автор для того, чтобы обмануть королевскую цензуру и донести до читателей правду о действительности в стране. Восточный мотив предоставлял безграничные возможности в раскрытии человеческих отношений и понимания сущности бытия.
Композиционно роман делится на три части. В первой, состоящей из 23 писем, персы обмениваются впечатлениями во время путешествия Узбека из Испании в Париж, куда он приезжает весной 1712 года.  Вторая, включающая 123 письма, приходится на последние годы царствования Людовика 14 и на эпоху регентства. Третья, 15 писем, содержит неблагоприятные вести из сераля, вынуждающие Узбека возвратиться на родину.
После "Персидских писем" Монтескье издал две галантных поэмы - "Храм в Книде" и "Путешествие на Пафос".
Вольтер

Вольтер (1694-1778) - просветитель, философ, писатель. Его настоящее имя - Франсуа Мари Аруэ. Происходил из семьи нотариуса. Первоначальное образование Вольтер получил в иезуитском колледже.
К философской повести Вольтер обратился в зрелые годы. В 1748 году он написал повесть "Задиг, или Судьба", которая затмила все его предыдущие творческие достижения. В этом произведении писатель выразил свои представления о разумном, справедливом и просвещенном монархе. Своей повести он придал колорит восточной сказки, заимствованный  из "Тысячи и одной ночи". В лице султанши изображена фаворитка Людовика 15 мадам де Помпадур. Вольтер показал своего героя - Задига, как мудреца, который силой разума пробивает путь к истине через предрассудки.
В другой повести - "Кандид, или Оптимизм" (1759), писатель показал наивного, чистосердечного юношу, который был воспитан в замке вместе с дочерью барона Кунигундой под присмотром философа Панглоса. Этот наставник был уверен, что они живут в лучшем из всех миров. Его философия считалась простой и ясной.
Он говорит: "Вот заметьте, носы созданы для очков, поэтому у нас очки. Ноги, очевидно, назначены для того, чтобы быть обутыми, и мы их обуваем".
Но прекрасный мир рухнул - Кандида выгнали из замка, за то, что он целовался с Кунигундой, а дальше его жизнь становилась все хуже и хуже. Герою повести пришлось испытать множество бедствий. И всегда он недоумевал: «Если так выглядит лучший из миров, то каковы же другие?" Опыт подсказывал Кандиду, что человек - злое животное, но каждому живущему нужно выполнить скромное дело как можно лучше в границах своей деятельности. И наши герои находят успокоение и счастье в мирной, трудовой жизни на ферме. Работа избавляет их от трех великих зол - скуки, порока и нужды.
Повесть "Простодушный" Вольтер написал в 1767 году, она была направлена против Жан Жака Руссо, который резко выступил против цивилизации как общественного зла, и предлагавшего ближе быть к природе. Действие начинается в Новом Свете, откуда индеец по имени Простодушный прибывает в Версаль, но попадает в Бастилию. Там он много читает и добивается значительных успехов в науке о человеке, благодаря грехопадению своей возлюбленной. Вопреки испытаниям своей судьбы, он избирает жизненный девиз: "От несчастья бывает прок".
В повести "Микромегас" (1752) одноименный герой - гигантский обитатель Сириуса отправляется в межзвездное путешествие и попадает на Землю. Здесь он обнаруживает микроскопические существа, исполненные крайнего самомнения, и которые пытались еще мыслить о бытие.
Из повести Вольтера "Кандид":
"...Все маленькое общество прониклось этим похвальным намерением; каждый начал изощрять свои способности. Небольшой участок земли приносил много плодов. Кунигунда, правда, была очень некрасива, но зато превосходно пекла пироги; Пакета вышивала; старуха заботилась о белье. Даже брат Жирофле пригодился: он стал очень недурным столяром, более того – честным человеком, и Панглос иногда говорил Кандиду:
– Все события неразрывно связаны в лучшем из возможных миров. Если бы вы не были изгнаны из прекрасного замка здоровым пинком в зад за любовь к Кунигунде, если бы не были взяты инквизицией, если бы не обошли пешком всю Америку, если бы не проткнули шпагой барона, если бы не потеряли всех ваших баранов из славной страны Эльдорадо, – не есть бы вам сейчас ни лимонной корки в сахаре, ни фисташек.
– Это вы хорошо сказали, – отвечал Кандид, – но надо возделывать наш сад…"
 
«Кандид» лист 1
 
«Кандид» лист 2
 
«Кандид» лист 3
 
«Кандид» лист 4

Прево

Антуан Франсуа Прево д Экзиль (1692-1763). Родился в состоятельной семье, учился в иезуитской школе, был послушником, затем, отказавшись от духовной карьеры, служил простым солдатом около двух лет и снова принял обет монашества. Литературную деятельность он начинает написанием многотомного повествования "Записки и приключения знатного человека, удалившегося от света". У Прево была неспокойная жизнь, которая кидала его на разные авантюрные действия (побег из монашеской общины, путешествия по Голландии и Англии, и возвращение на родину).
Значение Прево в литературе 18 века то, что он сумел показать в своих динамических романах с напряженной интригой, чувства и мысли своих персонажей, движение души и превратности судьбы.
Наивысшим достижением творчества Прево считается седьмая часть его записок "История кавалера де Грие и Манон Леско" (1731), где тема роковой любви была замыслена как "нравственный трактат, изложенный в виде занимательного рассказа".
Своих читателей Прево предупреждает: "В поведении г-на де Грие они увидят злосчастный пример страстей над человеком. Мне предстоит изобразить ослепленного юношу, который, отказавшись от счастья и благополучия, добровольно подвергается жестоким бедствиям..." Заветную мечту де Грие не может осуществить в своей стране, где красота, воплощенная в очаровательной девушке низкого происхождения Манон Леско, является объектом сексуальных вожделений знатных и богатых сластолюбцев. Тщетно пытается де Грие спасти Манон от гибели. Лишь бегство в пустыню может спасти их.
В 1740 году Прево познакомил читателей с новым романом "История одной гречанки". Произведение было близко по духу "Манон Леско". От лица знатного француза ведется здесь повествование об освобождении из турецкого гарема гречанки Теофеи и ее дальнейшей судьбе.
В литературное наследие Прево входит еще многотомная "Всеобщая история путешествий" - о жизни малоизвестных европейцам народов мира.
Из романа Антуана Прево "Манон Леско":
"...Часть ночи провели мы спокойно; я думал, что моя дорогая возлюбленная уснула, и не смел, дохнуть, боясь потревожить ее сон. Только стало светать, я заметил, прикоснувшись к рукам ее, что они холодные и дрожат; я поднес их к своей груди, чтобы согреть. Она почувствовала мое движение и, сделав усилие, чтобы взять мою руку, сказала мне слабым голосом, что, видимо, последний час ее близится..."

 
«Манон Леско» лист 1
 
«Манон Леско» лист 2
 
«Манон Леско» лист 3
 
«Манон Леско» лист 4
Руссо

Жан Жак Руссо (1712-1778) - философ, писатель, композитор. Родился в Швейцарии в семье часовщика, был лакеем, гувернером, учителем музыки, домашним секретарем. Участвовал в разработке "Энциклопедии" Дидро, для которой писал статьи по музыке. Последние месяцы жизни он провел во Франции.
Как мыслитель Руссо задумывался об эволюции человечества от дикости до цивилизации, о политическом неравенстве ("О происхождении неравенства среди людей").
Руссо писал статьи по искусству, стихи, пьесы, либретто опер и музыку.
В 1762 году Руссо написал роман "Эмиль, или о воспитании", больше похожий на философско-педагогический трактат, где изображен подросток, которого при помощи определенного воспитания формируют в скромного, честного, трудолюбивого человека.
Для своего нового романа Юлия, или Новая Элоиза" (1761) писатель взял имя возлюбленной средневекового писателя Абеляра. В письмах главных героев романа раскрывается история любви аристократки Юлии д Этанж и молодого учителя Сен-Пре, любви, погубленной предрассудками.
С 1766 по 1769 гг. Руссо работал над центральным произведением своей жизни - "Исповеди".
Он писал: "Никто не может описать жизнь человека лучше, чем он сам. Его внутреннее состояние, его подлинная жизнь известны только ему. Но, описывая их, он их скрывает, рисуя свою жизнь он занимается самооправданием, показывая себя таким, каким он хочет казаться, но отнюдь не таким, каков он есть..." Руссо попытался создать портрет человека, который беспощаден к себе. Глубокие раздумья и откровения наполняют произведение духом поэзии.
Из произведения Руссо "Эмиль, или о воспитании":
"...Как же назвать варварское воспитание, которое настоящее приносит в жертву неверному будущему, налагает на ребенка всевозможные оковы и начинает с того, что делает его несчастным, с целью приготовить вдали какое-то воображаемое счастье, которым он вероятно никогда не воспользуется? Если б я даже считал это воспитание разумным по своей цели, то можно ли без негодования смотреть на несчастные жертвы, подчиненные нестерпимому игу и осужденные на каторжный труд, без уверенности, чтобы все эти заботы были когда-либо полезны им? Лета веселья проходят в слезах, наказаниях, в страхе и рабстве. Несчастного мучат для его пользы и не видят смерти, которую призывают и которая поразит его в этой грустной обстановке. Кто знает, сколько детей погибает жертвою сумасбродной мудрости отца или наставника? Единственное благо, извлекаемое ими из вынесенных страданий, – смерть без сожалений о жизни, в которой они знали одну только муку…"

Дидро

Дени Дидро (1713-1784) - философ и писатель. Родился в семье ремесленника. В Парижском университете получил звание магистра искусств. Он писал сочинения по философии и естествознанию. Делом всей его жизни было просвещение. Вместе с философом д Аламбером Дидро начал издание свода человеческих знаний под названием "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств, ремёсел..." (1751-1780).
Философские и эстетические труды Дидро не лишены художественной фантазии, а его художественная проза насыщена философскими идеями. Его первый роман "Нескромные сокровища" (1748) - отличается сатирической гротескностью повествования. Следующий роман "Монахиня" (не окончен), рассказывает о тяжелой судьбе Сюзанны Симонен, незаконнорождённой девушке, насильственно заточенной в монастырь. Содержание следующего романа Дидро - "Жак-фаталист и его Хозяин" (1773) определяется диалогом между слугой и господином. Роман содержит новеллы: их роль - выявить призрачность чести и бесчестия в окружающей жизни. Вершиной творчества Дидро считается повесть "Племянник  Рамо" (1779). Она написана в форме диалога. В парижском кафе философ беседует с племянником знаменитого французского композитора Рамо. Этот племянник по натуре - циник, прожигатель жизни; он излагает философию своего паразитического существования. В числе новелл, написанных в последние годы жизни Дидро - "Два друга из Бурбоны" - история двух контрабандистов.
Из произведения Дидро "Племянник Ремо":
"... Я. Что сегодня дают.
Он. Оперу Доверия. В музыке у  него есть и неплохие места; жаль только, что он не первый их сочинил. Среди покойников всегда найдутся такие, которые приводят в отчаяние  живых.  Но что  поделаешь?  Quisque suos (поп)  раtimur manes. Однако  уже половина  шестого.  Слышу колокол,  который  призывает  к вечерне аббата Кане, да и меня. Прощайте, господин философ! Не  правда ли, я все тот же?
Я. К несчастью, да.
Он. Пусть бы  только  это  несчастье продлилось  еще лет  сорок: хорошо смеется тот, кто смеется последним…"

Бомарше

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799). Родился в семье часовщика, освоил потомственное ремесло, был модным мастером, купил придворную должность и сменил имя Карон на де Бомарше. Его биография изобилует опасными приключениями. Весь мир покорен его гениальными комедиями "Женитьба Фигаро", "Севильский цирюльник". В основе сюжета комедии "Женитьба Фигаро" лежит вражда между графом Альмавивой и его слугой Фигаро. Зритель комедии видит, что Фигаро не просто балагур и весельчак, а человек с сильным характером и проницательным умом. Фигаро и его возлюбленная служанка Сюзанна, всего в жизни добиваются своим трудом. Их оружие - ум, сильная воля, осознание своей правоты. Фигаро является и выразителем идей автора. В пьесе главная тема - любовь - влюблены все: Фигаро и Сюзанна, граф и его супруга и даже юный паж. Любовь у Бомарше - чистое и возвышенное чувство, все любовные сцены исполнены радостью и оптимизмом.
В 1774 году Бомарше издает "Мемуары":
«...Французы! Горе нам, если мы решительно не возьмемся за это сейчас же; мне шестьдесят лет, я знаю людей на опыте и, уйдя от дел, доказал всем, что не лелею честолюбивых замыслов. Ни один человек на нашем континенте не сделал больше меня для освобождения Америки; судите сами, как дорога была мне свобода нашей Франции! Я позволил высказаться всем, я всё объяснил и больше не скажу ни слова. Но если вы еще колеблетесь, не решаясь избрать великодушную позицию, я с болью говорю вам, французы: недолго нам осталось быть свободными; первая нация мира станет, закованная в железы, позором, гнусным срамом нашего века и пугалом наций!
О мои сограждане! Вместо свирепых криков, делающих наших женщин столь отвратительными, я вложил в уста моей дочери «Salvam fac gentem»[113], и ее сладкий, мелодичный голос утишает ежевечерне наши страдания, читая эту краткую молитву:
Отврати, господи, пороки зла,
Что изрыгает на нас ад,
Спаси французов от самих себя —
И им не страшен будет враг.
Ваш согражданин, по-прежнему гонимый
Карон Бомарше.
Моим судьям,
закончено в Париже, сего 6 марта 1793, 2-го года Республики».

Бернарден
Жак Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737-1814). Родился в семье почтмейстера, был инженером по образованию, служил во многих странах. Прославил свое имя на литературном поприще - романом "Поль и Виржиния" (1788). В своем произведении он изобразил трогательную дружбу и нежную любовь двух молодых людей, выросших на лоне природы и не знающих развращенных нравов цивилизации.
Из произведения "Поль и Виржиния":
«... Молодые люди, связанные столь нежным союзом! несчастные матери! дорогая семья! Эти леса, дававшие вам тень; эти источники, бежавшие для вас; эти холмы, на которых вы вместе отдыхали, всё еще оплакивают гибель вашу. Никто после вас не осмелился возделывать рту заброшенную землю, никто не восстановил эти скромные хижины. Ваши козы одичали, ваши виноградники запустели, ваши птицы разлетелись, и здесь слышны теперь лишь крики коршунов, которые кружатся высоко над этой скалистой котловиной. А я, с тех пор как не вижу вас более, подобен другу, у которого нет более друзей, отцу, который потерял детей своих, путешественнику, блуждающему по земле, где он остался одиноким.
С этими словами добрый старик удалился, проливая слезы; и у меня текли они не раз в течение этой мрачной повести».


Рецензии