Коренной народ Руси

В грамоте, датированной 1550 годом, князь Юсуфа царю Московии Ивану Грозному пишет: «Хо-лопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их». Сарыазман - довольно красноречивый эпитет жителей Дона. В этом прозвище особо весома конструкция - азман. Она интересна не только не только схожестью с фамилией популярного в русском народе Газманова. "Азман", как и "индеец" - это форма обозначения коренного населения. В этом плане слова князя Юсуфа к императору Византийской империи Ивану Грозному - свидетельство, которое дорогого стоит. Повторим его еще раз: в 1550 году на Дону коренное население, имеющее города и защищающее кордон Руси, заявляло о серьёзности своих намерений в защите прав и свобод коренного населения Приазовья, названного князем Юсуфом Саразман т.е. коренными сарматами (или белым коренным народом, к которому арабские свидетели применяли, например, в VIII—X вв. в прозвище ас-сакальба/альба-азаки). Кто они - жители Руси изначальной - аборигены сакальба? Ибн Фадлан, например, именут правителя Волжской Булгарии – малик ас-сакалиба – царь славян. Сам термин ас-сакалиба возник у восточных авторов именно как определение для славян. Впервые он зафиксирован у придворного поэта ал-Ахталя (ок 640-710 гг.) в поэме, написанной в конце VII века, где упоминаются “златокудрые сакалибы”, в связи с войнами с Византией. Именно в это время воинские контингенты славян активно использовались византийцами в войнах с арабами...
В вышедшем в 1946 году комментированном издании сообщения Ибрахима Ибн Йа’куба о славянских странах польский учёный Т. Ковальский писал, что «хотя мы не можем закрывать глаза на тот факт, что сакалиб, сакалиба означают у арабских авторов также различные неславянские народы, все же по большей части и как правило это название соответствует нашим понятиям "славянин, славяне"». Шесть лет спустя мнение Ковальского поддержал и развил его соотечественник Т. Левицкий, посвятивший немало работ анализу сведений о сакалиба в произведениях восточных авторов. «Каждый исследователь-востоковед, интересующийся анализом арабских источников по истории Европы», — писал он, — «хорошо знает, что термин сакалиба и связанные с ним формы означают у ранних арабских авторов (VIII—X вв.) исключительно славян.
Только позднее, причем лишь у некоторых, по большей части второразрядных, арабских авторов понятие сакалиба распространяется на иные светловолосые народы Северной и Восточной Европы». На основании этих выводов Левицкий сформулировал следующее правило, которое, по его мнению, действует как для географических описаний народа сакалиба, так и для переселенцев и невольников-сакалиба в мусульманском мире: «… под сакалиба я буду разуметь исключительно настоящих славян, не считая лишь те случаи, в которых контекст явно исключает такую идентификацию». ( По материалам книги "Доля Луганска быть Святоградом")


Рецензии
Идентификация - вещь произвольная, и часто индивидуальная.

Но можно это использовать для разнообразных политических спекуляций.
=====
Мой добрый привет!

Юрий Атман 3   02.09.2018 01:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.