Сила незнания. Глава 4

(отрывки из главы)

     Глава 4. Внимание к вниманию или три мира

     Практически все мы хотим управлять или влиять на окружающих нас людей (будь-то: члены нашей семьи, сотрудники, коллеги, друзья и даже посторонние люди);
     на ситуации в жизни;
     на судьбы других людей (дети, жена, муж, друзья…);
     на сознание других людей.

     Для управления, влияния и манипулирования внешним миром создано, придумано и продумано множество инструментов, психологических практик, тренингов. Они дают определённый эффект и результат. Кстати, все мошенники тоже пользуются подобными приемами довольно-таки успешно. (Ни в коем случае не имею в виду, что этим пользуются только мошенники).
     Можно ли с помощью влияния на внешний мир, на протяжении жизни получать все, что мы хотим? Не уверен.
     Есть универсальный закон Парето (закон 20/80).

     «Закон Парето (принцип Парето, принцип 20/80) — эмпирическое правило, названное в честь экономиста и социолога Вильфредо  Парето, в наиболее общем виде формулируется как «20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата».

     Со временем и обретением жизненного опыта мы начинаем понимать всю тщетность и неэффективность попыток с помощью других влиять на собственную судьбу и на судьбы окружающих нас людей. Вспомним известную поговорку «Каждый человек хозяин своей судьбы». Это значит, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо вложить собственный труд, опыт, знания. И только потом учить этому остальных (помните, не умеешь помогать себе, не нужно тренироваться на других).

     Те кто, здраво мыслит, давно поняли, что очень важно научиться строить себя, свой распорядок дня, свое питание, свое образование, свое окружение, свое тело, в конце концов, свое здоровье. Управляя собой, контролируя себя, мы научимся влиять на свою судьбу, т.е. получать, что хотим, например:

     правильно выстроенное тело
     крепкое здоровье (в результате регулярных физических тренировок и здорового образа жизни),
     сильный характер,
     хорошие привычки,
     позитивные мысли,
     энергию и вдохновение для новых достижений.

     У меня в свое время возник вопрос: с помощью чего я смогу повлиять на самого себя? Какой у меня для этого есть инструмент?

     В этой главе речь пойдет о единственном инструменте самовлияния, данном нам Богом (Природой, Вселенной, Всевышним, Создателем), на который мы действительно можем рассчитывать. При этом, хочу обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на такой важный аспект.
     Многим кажется, что «человек – царь природы», и все в этом мире принадлежит нам. Бесспорно, есть наши дети, наша жена или муж, наш дом, наша дача, своя собственная компания, работа, друзья…
     С одной стороны, это высказывание справедливо. Даже маленький ребенок чувствует окружающий мир родным, своим. А взрослые считают себя творцами и хозяевами мира.
     С другой стороны, нам не принадлежит ничего (даже инструмент самовлияния дается нам во временное пользование).
     Кто-то скажет, мне принадлежит моя жизнь.
     Кто-то скажет, мне принадлежит мое время.
     Разрешите не согласиться.

     Во-первых, мы не знаем, что такое жизнь, не зная, попытаемся найти ответ в этой книге.
     Во-вторых, мы не знаем, когда жизнь закончится.
     По поводу времени, скоро убедитесь, что без инструмента самовлияния время тоже нам не принадлежит и проходит как бы мимо.

     Все, что у нас есть, нам дано во временное пользование (т.е. на то время, пока мы живем на этой земле).
     Дети, жена, друзья…- все они принадлежат, в первую очередь, самим себе как самостоятельные личности.

     Дом, автомобиль, телефон… (материальные вещи, что я приобрел на собственные деньги). Разве они не являются моей собственностью?
     Это еще вопрос: они вам принадлежат или вы им?
     Кто из нас хозяин - я или вещь, которую купил?
     Могу ли я не платить за коммунальные услуги в доме? Могу ли не заряжать телефон? Могу ли не страховать, не заправлять автомобиль? Они просто не будут работать, без моей работы на них.
     Точно так множество вопросов возникает и по поводу компании, где тружусь.
     Компания служит мне или я служу своей компании?
     Вы скажете, я могу продать свою компанию, телефон или автомобиль. И таким образом, распорядиться ими как владелец. Вы будете правы. Но тогда я останусь без этих вещей и перестану быть их хозяином. Могу купить другую компанию, телефон, автомобиль. И мне опять придётся ухаживать за ними и уделять им время, т.е. служить им.

     Помните сказку А.С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде»? Поп нанял себе дешевого работника и прогадал с оплатой, расплатившись фактически собственной жизнью.

     Есть неизменное правило. Как только вы становитесь хозяином чего-либо, автоматически становитесь слугой того, чем владеете.
 
     Закон имеет обратную силу. Если вы готовы служить чему-либо, вы становитесь хозяином этого.

     Но есть нечто – действительно, безусловно, ваше и только ваше.
     Есть нечто, чем вы можете управлять. Более того, ответственность за него несете только вы. И скорее всего, лишь за него. Всем остальным ведает Создатель.
     Это нечто – драгоценный дар.

     И только приняв этот дар и начав им управлять, мы сможем стать эффективными. До того мы тратим 80% усилий и получаем 20% результатов. А ведь могли бы тратить 20% усилий и получать 80% результатов?!

     На ум приходит сравнение с кухней. Все мы шеф-повара в нашей жизни.  Готовим блюдо под названием «судьба». Чистим, режем, шинкуем, используя, конечно же, нож. Может, пример не очень удачный, кроме ножа повару нужны и другие кухонные инструменты, но все-таки.
     Представьте повара без ножа. Чем готовить? Чем резать, рубить, шинковать, чистить? Как может повар великолепно приготовить блюдо без ножа, более того, без острого ножа? Никак.
     Хорошему (эффективному) повару не обойтись без отличного инструмента. А значит, ему нужно:
1. Приобрести нож.
2. Наточить его.
3. Научиться пользоваться.
4. Совершенствоваться в умении точить нож и работать им.
     Итак, хорошему специалисту необходим хороший, ухоженный инструмент. Все это, безусловно, положительно влияет на результат его деятельности.

     Какой же «инструмент» влияет на нашу жизнь, делая ее интересной, насыщенной событиями и людьми, добрыми поступками и достижениями? Что это за инструмент, который только ваш, и ответственность за него тоже только ваша?

     Это всего лишь ваше ВНИМАНИЕ.

     Надеюсь, вы не разочарованы. Может быть, вы хотели услышать о сверхновом, прогрессивном инструменте, который разбудит в вас скрытые силы и уникальные способности? На самом деле, он имеется в каждом уже с рождения. Надо только привести его в рабочее состояние, т.е. уделить внимание нашему ВНИМАНИЮ, совершенствовать и тренировать его.

     Согласитесь, что:
наше внимание единственное, что принадлежит нам на 100%, и на него мы можем полноправно и полноценно влиять.
     Остальное, например, физическое состояние, красота, здоровье, настроение подвержено влиянию посторонних факторов. Не на 100% наше, если говорить о принадлежности.

     А мы пытаемся влиять на все и всех, кроме своего внимания. Более того, в большинстве случаев внимание у нас рассредоточено, перескакивает практически ежесекундно с мысли на мысль, с одного предмета на другой и так далее.

     Я несколько раз упомянул об ответственности относительно нашего внимания не без основания.
     Дело в том, что наше внимание - очень мощный инструмент. А чем мощнее инструмент, тем больше ответственность у человека, который им владеет.
    Это как мощнейший прожектор, который при желании может осветить все, что угодно. Он горит всегда. Хотим мы этого или нет. Наше внимание не оставляет нас ни на минуту. Только часто мы забываем об этом и не хотим им управлять.

     Если провести аналогию с автомобилем, то вместо того, чтобы внимательно следить за дорогой и картой, наше внимание сосредоточено в основном на окружающей обстановке, в первую очередь, на водителях, их поведении во время езды, на умении или неумении классно водить автомобиль, на манерах, привычках, т.е. на обсуждении подобных нам.

     Самые внимательные из вас спросят, прежде вы вели речь о незнании, а теперь о внимании. Какая между ними связь?
     Все просто:
     Незнание включает внимание.

     Приведу пример из собственного опыта.
     Как-то мой хороший, давний друг пригласил меня выпить вина.
     Я в этом деле небольшой знаток в отличие от него. Он ценит хорошие вина и знает в них толк. Вместе мы любим хорошую компанию.
     В этот вечер у меня было настроение и состояние незнания. Я представил себе, что ни разу не вкушал этого дара богов, буду делать это впервые и вообще в винах не разбираюсь.
     Я попросил друга: «Научи меня, пожалуйста, пить вино, представь, что я ни разу не пробовал этот напиток».
     Он с удовольствием согласился на такой эксперимент. Откупорил бутылку. Взял бокал, налил в него, сколько положено, покрутил бокал в руках, как положено, посмотрел на свет сквозь бокал, проверяя чистоту и прозрачность вина, затем понюхал три раза, как положено, отпил глоток, как положено. Потом посмотрел на меня и сказал: «Ну, как-то так. Хочешь попробовать сам?»
     Я в этот момент посмотрел на друга как незнающий, внимательно и изучающе, затем ответил: «Честно говоря, не хочу».
«Почему?»- удивился мой друг.- «Ты же сам просил научить тебя пить вино по всем правилам»?!
«Я не увидел, что тебе было приятно и вкусно, зачем мне его пить?» - сделал вывод я.
     Действительно, мой друг пробовал вино с «каменным лицом», без проявления каких-либо эмоций. И было непонятно, вкусно ему или нет, приятно или противно. А я, находясь в незнании, как ребенок, задался вопросом, зачем мне делать то, что другому человеку не доставляет никакого удовольствия? Честно признался в этом своему товарищу.

     «Аааа…. Дело в том, что я пил это вино много раз и хорошо знаю его вкус. Меня он не волнует. Жду, пока «дойдем» до второй бутылки. Вот вино во второй я не пробовал, и буду его пить с интересом и удовольствием»,- объяснил ситуацию мой друг.
     Тогда я изложил ему «правила игры» в незнание и предложил, не откупоривая вторую бутылку, здесь и сейчас представить, что пьет первый бокал не просто именно этого вина, а свой первый в жизни бокал вина. Он включился в игру, и стали происходить чудеса.
     Мы вместе начали «впервые для себя» дегустировать вино, открывая его разные оттенки вкуса очень ярко и ясно с каждым новым глотком. Мой друг продвинулся в исследовании вкуса вина намного далее меня. Он с радостью обнаружил, что каждый новый бокал вина (даже знакомого ранее) раскрывается разными вкусовыми качествами.
     Каждый новый глоток из одного и того же бокала после небольшого перерыва можно ощутить в новой вкусовой гамме, в новом запахе или цвете.
     Для этого понадобилось всего лишь признаться себе (или просто представить), что вкус вина мы ранее не изучали. Если изучали, то довольно- таки невнимательно.
 
     Да, нам знакомы вкусы, ощущения, запахи воды, воздуха, деревьев, цветов – многого того, что нас окружает с детства. Но, зная их, мы становимся невнимательными. Мы пьем, едим, вдыхаем по привычке, по памяти, не замечая изменения тонких оттенков вкуса, запаха, цвета, консистенции.
     Не чувствуем. Лишь изредка наше обоняние и осязание заставляет нас «воротить нос» от горелой пищи или затхлой воды. В большинстве случаев верх берет привычка.
    Воздухом мы дышим, воду пьем.
     Мы знаем, как выглядят облака, деревья, море, пруд, ребенок… Соответственно привычно смотрим и не видим ничего нового.
     Не вглядываемся, не задумываемся. А мир меняется каждое мгновение.

     Я немного «забежал вперед» в своих разъяснениях.
     Предлагаю разделить все наше восприятие на три мира, в которых мы существуем. На самом деле, мы придем к тому, что мир всего один. Разделить полезно для наглядности, упрощения и понимания.

1. Мир внутренний. Это мир наших внутренних ощущений, то, насколько внимателен каждый из нас к своему телу и внутренним органам (сердцу, печени, почкам, легким). Мир, который нами еще не изучен. Мы чувствуем боль, холод или тепло. Чувствуем, как
работают мускулы, как сжимаются и разжимаются пальцы рук , как с помощью шеи поднимается и опускается наша голова, сгибаются и разгибаются ноги в коленях при ходьбе и беге и т.п.
     А что мы знаем о наших мускульной, лимфатической, кровеносной, дыхательной системах? Об этом известно специалистам-медикам. Но разве для нас самих знания о том, как в нас все устроено, не представляет интереса? В конце концов, такие знания наверняка помогли бы нам справляться с недугами и болезнями, а еще лучше – на ранних стадиях заболеваний определить и предупредить их появление.

2. Мир внешний. Это мир внешних ощущений и восприятия окружающей среды.
     Каждый здоровый человек может почувствовать порывы ветра, свежесть раннего утра или тепло солнечных лучей на своей коже, услышать громовые раскаты при грозе, нюхать цветы и вдыхать их волшебный запах, видеть прекрасные рассветы и закаты, радуясь этому. То, что мы можем видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать, так сказать, вне себя, и является внешним миром. Очень важно обращать внимание на детали, например, как наше тело реагирует на ощущения из внешнего мира.

3. Мир наших мыслей и фантазий. Этот мир в особом представлении не нуждается.
     Большинство людей его хорошо знают, поскольку почти все свое время (около 90%) проводят в собственных мыслях, грезах и фантазиях. Только яркие события во «внешнем мире», либо изменения в «мире внутреннем», например, сильная боль, могут отвлечь человека от постоянного мыслительного процесса и заставить быть здесь и сейчас. О какой жизни тогда идет речь? И о каком времени? О жизни, что мы проводим в мечтах и фантазиях, о будущем либо фантазийном времени?! Именно так. Ведь ответы на эти вопросы простые: «мы там, где находится наше внимание».
     Подумайте сами, если вы сидите на совещании в офисе, а в мыслях отдыхаете на море с семьей. Где на самом деле вы находитесь?
     Или наоборот. Вы на пляже с семьей, а мысленно решаете рабочие вопросы или продолжаете спорить с коллегой, отстаивая свое мнение. Где на самом деле вы находитесь в это время? Безусловно, ваше физическое тело на совещании или на отдыхе. А вот мысли в другом месте. Человек как будто раздваивается, что мешает ему полноценно жить, чувствовать себя «здесь и сейчас», оперативно использовать свои возможности, эффективно работать и отдыхать.

     Я называю мир мыслей еще и миром фантазий, по одной простой причине. В этом мире, большую часть времени и внимания мы уделяем будущему, тому, что «может» произойти или тому, что мы хотели бы видеть. Такое будущее не наступило и не наступит. Этот вопрос более детально рассмотрим следующих главах книги.

     Пребывать в мире мыслей и фантазий для нас всего лишь бесполезная, на мой взгляд, привычка. Согласитесь, что, сидя на совещании и мысленно представляя отдых, вы на самом деле находитесь на отдыхе. Вы так ярко это представляете и желаете, что большая часть вас находится на море.
     И какую пользу вы можете принести, присутствуя в таком состоянии на совещании? Находиться в двух местах одновременно мы пока не научились. Когда-нибудь это станет возможным. Наука не стоит на месте. Сегодня об этом лишь мечты.

     Распыляя внимание, мы всего лишь приучили себя не присутствовать нигде.

     Многие читатели захотят поспорить со мной, мол, когда человек устает, по привычке думает об отдыхе. Отличная мысль. В таком случае, когда мы все-таки добрались до места отдыха, получается ли всем своим вниманием быть на отдыхе? Мы же об этом мечтали несколько трудовых месяцев?! Вовсе нет. Наши мысли непроизвольно убегают назад, в душный офис, к ежедневным рабочим будням.

     Можно ли, будучи невнимательными, говорить о собственной эффективности?
     Еще раз хотел бы обратиться к примеру из кухонно-поварской практики:
     Есть ли смысл шинковать, рубить или резать один или два  продукта, не наточив нож и не научившись им владеть? Конечно же, нет.

     Привычка есть привычка.
     Привычка к невнимательности приводит к тому, что мы становимся невнимательными везде и всегда.

     Привычка к внимательности дает нам возможность быть внимательными везде и всегда.

     Научившись управлять своим вниманием, мы научимся отдыхать на отдыхе и работать на службе. Не одно из двух, а и то и другое одновременно.

     Еще раз об ответственности за свое внимание. Вопрос в том, что наше внимание работает в любом случае, управляем мы им или нет.

     Без внимания остаться нельзя.
     Если наше внимание не там, где нам нужно, значит, в этот момент оно находится там, где нам ненужно. Где же?
     В основном в переживаниях прошлых обид, сожалениях прошедших дней, месяцев, лет, в страхах перед будущим.

     Представьте себе яркий и мощный прожектор. Он светит постоянно, по крайней мере, когда мы бодрствуем. А вот куда направлен луч прожектора, стоит разобраться. Что освещает этот луч, то в нашей душе и разрастается. Луч или хаотично мечется туда – сюда, или освещает наши мечты. Если направлен на то, чего мы не хотим, в нашей жизни будет разрастаться именно то, чего мы не хотим. Мы сидим и гадаем, почему в нашей жизни происходят такие события? Нет бы, поразмышлять на тему: где наше внимание сейчас?
     Но опять увязаем в мире мыслей и фантазий.

     Там, где сосредоточено наше внимание, туда и направляется жизненная энергия.

     Жаль, в большинстве случаев наше внимание обретается в мире мыслей и фантазий, а там, в реальности мы присутствовать не можем. Прошу заметить, я не утверждал, что мыслить, фантазировать, мечтать или планировать плохо. Я сам мечтатель с детства. Скажу только, что нет смысла находиться в мечтах постоянно. Это бессмысленно и бесполезно. Полезно, найти баланс между тремя мирами.

     Как это сделать? – спросите вы.
     Предлагаю, по возможности чаще спрашивать себя, где я? Или, где сейчас мое внимание? И, поймав себя в мире грез, вернуть в один из двух оставшихся миров. Спросите себя, что вы чувствуете в себе и что замечаете в окружающем мире?
Пребывая же в мире фантазий, останавливать на мгновение их неудержимый поток и возвращать в реальность, т.е. контролировать ход своих мыслей. Ведь, если вы думаете о чем-то для вас неприятном, (неважно, в каком времени - прошлом, настоящем, будущем) именно туда, в негатив, направляется ваша жизненная энергия. Причем, получив свою питательную дозу негативной энергии, неприятные мысли будут разрастаться, процветать и убивать ваши нервы.
     Не допускайте этого. Нервные клетки не восстанавливаются. От злых и негативных мыслей происходят болезни и смерть. Вот почему я в который раз напоминаю вам, уважаемые читатели, об ответственности
 за внимание. И эту ответственность никто кроме вас нести не может.

     В статье об управлении эмоциями, я детально описал процесс перевода внимания и мыслей к себе самому и к окружающему пространству. Не буду повторяться. Подведу итог, как я освоил и применил принцип управления эмоциями.

     Прежде, чем пробовать управлять эмоциями, необходимо научится управлять своим вниманием.
    Вся практика заключается в умении перенаправить внимание с раздражающих или угнетающих нас мыслей на позитив. Что это может быть конкретно? – спросите вы. Мой ответ такой: это

1. Иные мысли, которые вас порадуют.
2. Иные чувства и ощущения. Например, чувство радости вместо злости, зависти, страха. Негативные мысли сокращают нашу жизнь. Разве вы хотите нанести себе вред?
     Подумайте об этом, когда «поймаете себя» на плохих мыслях. Уверен, вы даже внимания не обращали на собственные чувства и ощущения, когда думали о плохом.
     Попробуйте в эти моменты подумать о чем-то хорошем.
3. Забота о собственном здоровье. Может быть не сразу, а постепенно, приучая себя к позитивному мышлению, отбрасывая прочь все негативные мысли, вы действительно станете намного здоровее прежнего.

     Вы научитесь управлять своим вниманием, а вот эмоциями управлять не обязательно. Эмоции уже управляемы. Одно ваше воспоминание о чем-то приятном вызовет радость на вашем лице. Губы сами собой растянутся в улыбке.
     Подобные приемы часто практикуют артисты, мысленно вызывая у себя искусственные слезы, страх, возмущение, отчаяние. И мы восхищаемся их талантливой игрой. Нам играть не надо, но наследовать их пример ради собственного здоровья не помешает. Думайте о хорошем. Желайте добра другим. И вы сами проживете долгую и счастливую жизнь.

     Согласитесь, что без внимания управлять чем-то невозможно.
И наоборот. Управляя вниманием, мы управляем тем, на что оно направлено.

     Внимательный водитель редко попадает в аварийную ситуацию. Аварии в основном случаются в тот момент, когда мы отвлекаемся от дороги и едем на «автопилоте» т.е. ведем себя невнимательно.

     То же самое происходит и при общении с людьми в ситуациях, когда мы хотели бы управлять (знать, что нас слушают, понимают и разделяют наше мнение). Если мы сосредоточили свое внимание на собеседнике, выслушали и поняли, что хочет сказать ваша жена или муж, ваш ребенок, сотрудник, друг, мы фактически сами завладели его вниманием. Тогда уверенно можем донести до него и свои мысли. Одновременно с этим смогли разобраться в эмоциональном состоянии своего собеседника, понять мотивы его дум и поступков.

     Внимание помогает нам оценить любую возникшую ситуацию с разных сторон. Когда что-либо случается, мы спешим дать этому оценку - хорошо или плохо. Смею утверждать, что таких ситуаций не бывает (кроме исключений, подтверждающих правила). В любой ситуации есть и хорошее, и плохое. Как и в природе. Как и во вселенной. Идет дождь. Горит огонь. Течет вода. Это хорошо или плохо? Смотря, в каких случаях и при каких обстоятельствах. Вопрос в балансе. А он присутствует в нашей жизни.

     Физики утверждают, что в электроне (отрицательный элемент) есть частицы с + и -. Так же и в протоне (положительный элемент) присутствуют положительные и отрицательные частицы.

     Если подумать и все взвесить, то в неудачах для вас могут открыться неожиданные возможности и перспективы.

     Вновь напоминаю об ответственности. Факт: если не я управляю своим вниманием, то это делает кто-то другой или какая-то ситуация в моей жизни.
Например, меня «подрезали на дороге» во время езды в автомобиле. Я огорчился и расстроился. Коллега водитель не только сумел привлечь мое внимание к ситуации, которую создал, он повлиял на мое внимание, на мои эмоции. А значит, без моего выбора и согласия стал мной управлять.

     Что подумает человек, который занимается саморазвитием? Какой вывод из сложившихся обстоятельств сделает?

1. Я недостаточно внимателен к своему вниманию.
     Это был хороший повод увидеть свою недостаточную внимательность, здесь и сейчас ее исправить.

2. Кто-то может управлять моим вниманием и, по сути, мной тоже. Зная это, как хозяин собственного внимания, могу все изменить.
     На нашей планете проживает свыше 7 миллиардов людей. Если каждый из них способен «забрать мое внимание», то, о каком управлении внешним миром я могу рассуждать?! В лучшем случае, я могу забирать внимание более невнимательных, чем я, людей. Спрашивается - зачем? Вместо того, чтобы каждый следил за своим вниманием и энергией, своими действиями забираем или привлекаем чужое. Вы на это согласны? Я нет.

3. Я не знаю чего хочу, так как делаю то, что хочет другой человек, поступаю по его воле. Но отвлечь того, кто увлеченно и внимательно делает свое дело, не так-то просто, если вообще возможно.
     Даже в этом примере наглядно можно наблюдать плюс в минусе и минус в плюсе. С одной стороны человек или ситуация сделали попытку вывести меня из себя, с другой - дали возможность потренироваться во владении своим вниманием.

     В тренажерный зал для занятий по укреплению своего здоровья мы готовы ехать часами, невзирая на пробки. А тут «тренажер для тренировки внимания» сам пришел ко мне, так сказать, с доставкой на дом. Разве это не плюс?

     У сознательного человека есть свобода выбора. Она заключается в мыслях:
1. Как я желаю прожить жизнь? Быть хозяином своего внимания или же отдать его в руки окружения?
2. Что я выбираю в данный момент жизни? Злиться на других, либо, сознавая вред своих негативных мыслей, обратить внимание на себя, и таким образом, восстановить свой статус управляющего и продолжить свое движение к цели.


Рецензии