Текст

Учимся читать и понимать прочитанное

Текст. Жанровое разнообразие языка

Что такое текст? Прежде всего текст - это высказывание, записанное с помощью слов. За каждым словом закреплено свое понятие, по поводу которого существует общественная договорённость. И когда мы говорим какое-то слово, - например, стул, стол, небо, земля, - то мы понимаем, о чём мы говорим, потому что всем известны понятия, которые выражают эти слова.  Это всё очевидно и понятно.

Однако дальше начинается большая чехарда. Дело в том, что путаница возникает не только тогда когда люди используют слова в отрыве от их понятий, то есть, давая им собственный смысл в отличии от общепринятого (когда люди под одним и тем же словом понимают нечто различное, то ясно, что они друг друга не поймут), но и тогда, когда люди начинают просто комбинировать словами в своих высказываниях, то есть, по разному сочетать слова, точно также как ребёнок составляет композиции из конструктора Лего и из всего многообразия компонентов рождается обилие форм. Так и рождается обилие жанров и видов текста.
Например различается текст научный и текст художественный.
В свою очередь художественный текст подразделяется на виды. Есть проза и есть поэзия.
В свою очередь и проза и поэзия делятся на такие жанры как беллетристика, историческая проза, фантастика, басни, притчи, гимны, сонеты и так далее и тому подобное.
У каждого из этих жанров и видов есть свои законы, игнорируя которые человек просто не сможет понять высказывание его автора.
В качестве примера давайте поиграем сейчас двумя словами -  "ковёр" и "самолёт". Мы все понимаем, что означают эти слова. Но в зависимости от вида и жанра речи эти слова будут нести различный смысл.
Например, в прозаической литературе их можно использовать в прямом значении в предложении - "К самолету президента вела ковровая дорожка". Мы использовали прямой смысл этих слов. А вот он обратный пример - "Иванушка сел на ковер- самолет" и взмыл под облака. Два слова понятных нами ранее, соединились в одно и образовали новое понятие, новый смысл, не зная который человек способен впасть в затруднение. И не зная, что мы имеем дело в данном случае с жанром сказки, то есть с жанром весьма условным, он может начать домогаться от автора, почему тот исказил существующую реальность и обманул его. Но зная жанровые различия текста, мы понимаем что этот жанр условный, в котором допущен вымысел и фантазии автора.

Еще один пример.
 
"Моя душа как самолёт,
Что на ковре небесной глади
Взлетает и опять падёт
На камни тысячу раз за день".

Здесь уже иной смысл. Ибо речь идёт не о ковре и не о самолете, а о душе.  Здесь идет сравнение и автор хотел расказать именно о своей душе, а не о самолете и ковре. И не понимая этого, что речь идет не о самолёте, можно выдвинать претензию к автору, что в жизни так не бывает, что самолет бы падал тысячу раз за день.

Случаи подобного непонимания, к сожалению, встречаются очень часто, когда люди читая текст, не отдают себе отчета в его жанровой специфике. Они постоянно путают прямой смысл с образным.
Но только жанр высказывания или текста определяет смысл, который хочет передать автор.
Здесь главным является не общеупотребимое понятие слова, а тот  новый смысл, который это слово приобретает в окружении и в связи с другими словами.

И когда мы имеем дело с текстом, то мы должны прежде всего помнить  главную задачу - понять, что хотел сказать нам автор? Какую мысль он хотел донести? Каков смысл его высказывания? Сам автор своей речью определяет тот закон, те правила, которые нужно использовать для понимания его высказывания.
Что это - научное высказывание или художественное? В прозаической или поэтической реальное сказанное?  Фантастическое или реальное?
Без понимания законов жанра, вы не сможете понять автора.


Рецензии