О киргизах Часть 3

По данным журнала «Вокруг света» № 8 за август 1984 г., с VI до IX. вв. древнее хакасское государство занимало территорию современной Хакасии, Северного Алтая, на севере до устья реки Ангары, на востоке – до Восточного Саяна, долину среднего течения Енисея и верховья р. Чулым. В 751 году Уйгурский каганат захватил дружественную хакасам Туву, и граница с ними прошла по Саянскому хребту. Позже хакасцы их разгромили и дошли до верховья Амура и китайской стены, до Кашгара и до среднего течения Иртыша (!). В Туве остался наместником уйгур Бата-тархан из племени чиков. В 840 году хакасы (киргизы) проникли в центральные азиатские степи и стали самыми могущественными в Центральной Азии.-  Вот, наверное, когда на Тянь-Шане появились первые киргизы, - подумал я.

Распад хакасского государства случился, когда в 1207 г. в Туву вторгся старший сын Чингис-хана – Джучи. Хакасцы сопротивлялись до 1293 года, но сил не хватило. Для них наступил двухвековой период подневольного рабского труда.
Начал штудировать вторую часть «Тувинской тетради». В предисловии, со ссылкой на Вайнштейна, сделано заключение, что тувинский род киргизов (как киргизы в Минусинской долине) ведут свое  исчисление с 3 века д.н.э. С это времени киргизы впервые упоминаются в китайских источниках. Их правителя звали Ажо и имя стало титулом. Среди киргизских племен был известен род куулар (куу — лебедь) т.е . лебединцы. К лебединцам так же относится алтайский род кумандинцев (половцы), которые являются прямыми потомками тюрков — тугю, которые были потомками хуннов. С половцами у нас тоже тесные родственные отношения. Так что мы тоже хунны (гунны).

Еще я узнал, что джерки (чирки) по-монгольски - бурундук.  О Чирках (река на участке Казакевического пограничного отряда) я вспоминал ранее. Автор книги производит от «чирки» род «иргит» и предполагает, что по их имени был названы река и город Иркутск. А все это пошло от древнего рода эргэн (Аргунь). Есть легенда, что тюрки вышли из местности Эргэнэхон.(возможно из места слияния Аргуни и Шилки, откуда пошел Амур (552 год н.э.).
По-китайски эргэн похоже на «Двоеречие» «эрхэ».  Может это место слияния Амура и Уссури? Когда-то племена туба (тоба)  заселяли отроги Хингана. Рядом с тоба обитали племена Хори (р. Хор), Баргут (Баргузин) и Тумэт (Туметэй). Еще интересно, встретилось название реки Бай-лан-хэ. У нас на участке отряда у китайцев была река Белахун.

В 647 г. представители племени дубо прибыли ко двору кит. Императора. В Туве есть река Кунгурут. Это я относительно города Кунгур в Пермской области.
Тюрки, по Бичурину, суть есть местные жители (татары) а монголы их повелители. Так он представлял Хакасию. (хагас). Хагас (хагяс, гягас) означало с уйгурского краснолицый.
От всяких непривычных названий начинает гудеть и голова и тянет на прогулку. День хороший, солнышко и я решился еще раз походить по лесным тропкам. Грибов нет, но все равно приятно, душа отдыхает. Ходил бродил, старался домой не торопиться, заглядывал в уголки , где раньше не ступала моя нога. Люди ходят и даже с собаками, выбрал побольше дрын на всякий случай.

 По утверждению Карла Ритгера, киргизов в китайских сочинениях называли по разному: «киликицзы», кяй-кяцзы». Китайский сочинитель Вен-хян-тун-хао, ссылаясь на летописи, утверждал, что 40 китаянок выступили в брак с 40 мужчинами из племени Уцзы (Уцен); отсюда и произошло имя киргиз. Там же сообщается, что царство киргизов имеет длины 1400 ли, а ширины в половину менее и разделяется на две части Кян (т.е. Енисеем), текущим на северо-запад. Монголы Енисей называли Кем.
Хакасы — народ был очень горд и спесив, численность их простиралась до нескольких сот тысяч, из них до 80 тысяч способных носить оружие.. Мужчины были храбрые и татуировали себе тело на руках, женщины на шее. Король их, как уже отмечалось, назывался ажэ или ожэ, столица их была на Цзинь-шане. Это племя хакас первое посольство в Китай отправило в 648 году. К тому времени их притеснители уйгуры (Хой-хэ) подчинились династии Тан.

Первый поход хакасов (владык Катуни и Бии) против уйгуров на Запад закончился захватом уйгурского города Аньси (Куча) и Бэй-динь (Урумчи) при подошве Тянь-Шаньского хребта. Уйгуры ушли на север к тунгусам - к шивэям, которые к 848 г. тоже были покорены хакасами. Зачатки цивилизации, в том числе календарь, к хакасам пришел от китайцев. Однако, вскоре их орды рассыпались, пришли новые властители — кидане. Хакасы с того времени сошли с арены, вплоть до того, когда они с 1200 года снова появляются передовыми отрядами в войске Чингис-хана. Не ясно когда (при Юаньской династии), но была у них столица (где не известно) Илан-чжеу, Иланьчжоу  ( змеиный город). Илан — змея? Как же тогда Иланские лагеря под Камышловым? Сейчас на Алтае есть город Змеиногорск.

Хакасию монгольские летописцы тогда называли Хан-хона - «Большой мешок с малым отверстием». В описании похода Гулаг-хана (1253 г.) страну Али-мали (Алмалы), до Илийской долины, по случаю перехода через горные проходы  Тянь -Шаня от станции Маа-джун (дауры) говорится: «Здесь употребляются для перехода тележки, возимые лошадьми, а также здесь есть люди, переносящие на себе большие тяжести и, притом, совершающие переходы весьма скоро; они называются килики-цзы, т. е. Киргизы; они охотно выменивают собак на лошадей».  Жили они здесь или только переселились, не ясно. Скорее всего и то и другое. Они жили здесь на Тянь-Шане под именем бурутов ( в противоположность сибирских). Их так назвали, потому что были уведены войском бурутов (калмыков?). Сродни с ними Усуни, уйдя от хуннов, они разместились у берегов Или. Китайцы присоединяли их через Бактрийское царство к индусскими племенам (Юн-ду).

Обыкновенно полагают, следуя Клапроту и повторившему его Риттеру, что одна часть усуней в 1 веке ушла к Уралу, что в 4 веке другая часть усуней перешла на Яксарт к Транзоксикану, а третья на Иртыш, и что в 619 г. усуни подчинились тюркам-тукю и постепенно слились с ними. Они покинули свою прежнюю столицу Чигу. Потомки усуней сохранились в верховьях р. Нарын, в Цунлине. В 5 веке там их находили китайцы. Город Чигу специальнопостроили для китайской царевны, не привыкшей жить как скотоводы. По одной из версий он был не на берегу озера Иссык-Куль, а в долине Кызылсу. И погиб он до Р.Х.

Китайцы и монголы называли кассаками или казаками тех киргизов, которые жили в Иртышских степях, отчасти также подчиненные им.
Как же раньше люди жили на далеких окраинах, когда не ведали ни Бога, ни Христа? У них свои были небожители, верили в Небо, Огонь, в предков. Ставили поминальные знаки Обо. По Енисею в 1847 г. путешествовал финский ученый, выдающийся лингвист, Матиас Александр Кастрен, разбирался на каком языке говорят сойоты: самоедском или татарском. Его труды в 12 томах на немецком языке увидели свет после его смерти.

Потом в этих краях был Шварц. Он был на Усе и притоке р. Оять. Установил, что предки тувинского племени кыргыс проживали и на Усе. В 1886 из Иркутска к вершинам Уса был командирован для улаживания пограничных недоразумений кн. Апакидзе. Далее русских деревень на Усе он не проникал. По его собранным материалам,только начальники тувинцев — их дарги, зайсаны  переняли монгольские нравы и завелись скотом и юртами. Прочие урянхи того не имеют. Пасти скот у них у охотников считается за позор. Дочерей своих они пугали: «Отдам тебя замуж за человека, который заставит тебя пасти овец».

Урянхи, кочующие в нагорной равнине оз. Косогола, были посещены в 1857 г. Пермикиным, и в 1859 г. Радде. Хлеб у сойотов — ячмень, главное занятие — охота. Люди хитрые, мстительные, занимаются воровством. Соседние телесы боялись их и отправлялись к ним большими группами. Радлов и Чихачев различали желтых и черных сойотов. Черные жили ближе к русской границе. Между черными встречались и руссые.
Вот что интересно, беременным женщинам при задержании родов хакасцы дают белый сахар  - цаган чикыр . Белый — то есть рафинированный. Тулай — заяц. Значит губернатор в Кемерово Тулеев — Зайцев. Урянхи сами себя называют уранга, что близко к бурятскому аранга — помост на четырех столбах (звероловы). Отсюда, наверняка, пошло и название яранга. Некоторые ученые связывают урянхов с изгнанниками общества, как у норвежцев (древних германцев) — варг (варяги). Оба слова связывается со скитальцами — волками (медведями).

Баранов режут, распарывая грудь и живот сжимая сердце (точнее аорту).  Это правило по убою скота записано еще в ясах Чингис-хана. «Если кто зарежет животное, как делают это магометане, то зарезать его самого». Гостя сойоты всегда встречаю квашенным молоком, мелкую рыбу жарят, а большую варят вместе с внутренностями, и всегда без соли.
Пуповина у рожденного мальчика обрезается ножом, у девочки — ножницами, послед зарывается в юрте в таком месте, где не ходят. Тело ребенка обмывают теплой соленой водой и дают обсохнуть у костра, затем обмотав в теплую одежду кладут в зыбку (бижик).

Кормят грудью до трех лет. Возвращаясь к обращению сойотов-тувинцев друг к другу не по настоящему имени, а образно. Так мужчина называет жену — хозяйкой юрты, а она его — своим мужчиной. Явное влияние Китая, где боялись называть истинные имена, чтобы не навлечь на того или иного человека происки богов.
Про себя сойоты поют: «И с этой стороны горы. И с той стороны горы. Живем мы между ними. И не знает нас никто....».


Рецензии
Киргизы -это одно из семи племён алтайского народа, которые при переселении народов на Алтае не остались, а пошли дальше. Их язык намного ближе к алтайскому, нжели к соседям казахам. В Кёльне в университетской библиотеке видел на полке несколько томов сказаний тюркских народов Сибири Василия Радлова на немецком языке.

Фёдор Тиссен   03.09.2018 15:44     Заявить о нарушении