О морали

    Мораль (лат moralitas), термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные (т. е. не узаконенные) правила — принятые в обществе, исходящие из представлений о хорошем и плохом, правильном и неправильном, о дозволенном и недозволенном в общественной жизни и межличностном общении, а также совокупность норм поведения из них вытекающих.      
    А по-русски, то что Цицерон назвал моралью, означено было словом  нравственность, от слова нравиться. То есть, нравственно в поведении кого-либо то, что по нраву окружающим, а что не нравится, стало быть, безнравственно.
    Стихийно вырабатываемые нормы и правила поведения издревле передаются из поколения в  поколение в основном устно или личным примером.
 
     Чтобы успешнее выживать, нужда заставляет людей держаться друг друга, объединяться в сообщества, кланы, землячества и т. д. и, чтобы  при этом более-менее мирно уживаться, у людей, применительно к обстоятельствам, всегда вырабатывались и вырабатываются нормы и правила общественного  поведения.
    Правила поведения в первобытном племени были просты: старших слушайся, сильного уважай, слабака унижай, что урвал - твоё, своих и свою территорию защищай, чужих бей. Младших, как следует вести себя, обучали личным примером и наказанием за неподобающее поведение.  Но дикарские правила ещё не мораль, мораль обязательно имеет совестную "подпорку", а дикари подобно животным стыда ещё не имели. Стыд и совесть порождение сознательного поведения, а у ещё не окультурившихся дикарей  поведение было инстинктивным или условно-рефлекторным, т. е. пред сознательным.

    Мораль порождение культурной, а следовательно  сознательной  ступени развития человека. И её следует отличать от полу инстинктивных норм поведения, присущих  предыдущим формациям, которые не искоренимы и самовоспроизводятся при опр. обстоятельствах, например, у подростков, в криминальной среде.
    Культурные времена начались после того, как дикарь стал человеком. Это становление (продолжалось оно тысячелетиями) происходило по мере развития у дикаря абстрактно-логического мышления и понятийной речи и на их основе полноценного сознания. Развитие этих способностей подвигло дикарей на окультуривание среды обитания и самих себя, в процессе чего они и стали людьми.
    Культурное, культура в широком понимании это  всё, что  не естественно-природное, а продукт сознательной целенаправленной деятельности человека.  Культурное существование это уже определённая независимость от природных стихий. В культурное входит многое, в том числе и культура поведения, без которой ты не до человек, всё тот же дикарь в какой-то мере.
    Культура (или культурное бытие)  порождает свои нормы поведения, которые называют моралью. Рождение современной морали было длительным процессом преобразования и дополнения  инстинктивных и рефлекторных правил общественного сожительства  более-менее осознанными.
    Моральные правила  фиксируют и поддерживают, когда их соблюдают, достигнутый уровень культуры и способствуют его росту.
     Культурность в поведении заключается в сдерживании некоторых своих животных замашек (инстинктов), в необходимости выполнять некие обязанности, за что-то отвечать, задумываться о последствиях поступков. Эта необходимость (сдерживать, отвечать, заботиться о последствиях) появилась не сама по себе -  жизнь заставила.
    Началось это с возникновением устойчивой семьи и других устойчивых сообществ с общим хозяйством и, соответственно, общими делами и заботами и  распределением обязанностей в процессе совместной деятельности.
     Пращуры понимали, что жить и действовать сообща выгодней,  так легче выживать, и, чтобы сохранять эту «выгоду», они стали вырабатывать некие правила поведения (правила игры) в своём сообществе и наказания за их несоблюдение.
 
      Начиная с первобытной общины всякое сообщество людей постоянно продолжает вырабатывать  свои правила и нормы общественного поведения (общественную мораль) или корректировать имеющиеся применительно к своим обстоятельствам и задачам.
     Правила эти, так, мол,  поступать ты обязан, а так нельзя, диктует сама жизнь, а люди просто осознают веления обстоятельств и облачают их в словесные формулировки. А служители культа для пущей важности утверждают, мол, сам Бог так велел.
      Меняются обстоятельства, меняются и цели и задачи, а с ними и моральные нормы-правила, но базовые (не воруй, не лги, не изменяй, не угнетай, трудись, не обижай слабых и др.) остаются всегда - это условия оставаться человеком.
     Возникшие правила всё более ужесточаются с усложнением общественно экономических отношений и увеличением объектов общего пользования.   
     В выработке общественного мнения, и соответственно моральных норм,  тон обычно задают личности наиболее активные и заинтересованные в собственной безопасности и комфортности.
    Нормы морали охватывают огромный круг вопросов общественных отношений.
Но обычно моральными называют нормы  поведения на бытовом уровне: не создавать окружающим неудобств и неприятностей (зла не делать), не вводить  в соблазн, быть полезным близким, не создавать обстановку неприязни и  вражды. И они обычно неформальны, то есть не писаны, за их нарушение осуждают так или иначе, журят-стыдят, и только.
    Формальные нормы поведения, это которые писанные, они запрещают гражданам наносить ощутимый вред друг другу, обществу и окружающей среде (делать большое зло), и они занесены в уголовный и гражданский кодексы. За нарушение этих норм обычно не стыдят, а говорят - нарушил закон, после этого судят, штрафуют  и сажают.
     Твёрдо усвоенные нормы поведения, те и другие, являются базисом для функционирования совестного самоконтроля, основы сознательной регуляции индивидом своего поведения в обществе.
    Однако официальная и неофициальная общественная мораль не всегда точно соответствует тому, что требует действительность (которая разнообразна и изменчива), т. е. должному во взаимоотношениях в данное время в данном месте. И хотя она постоянно корректируется, всё же остаются основания и поводы для конфликта отдельных личностей с общественными нравами.
     В детстве общественная мораль воспринимается как данность. Далее, по мере взросления и умственного развития, наиболее самостоятельные начинают сами себе определять, как и какие нормы исполнять, какие свои поступки осуждать, какие оправдывать, и что для них более ценно. Так вырабатываются собственные убеждения, исходя из которых индивид, разделяемую ранее общественную мораль дополняет или урезает применительно к себе. Однако от наказания за несоблюдение действующих общественных норм это его не освобождает.
     Всякое общество руководствуется какой-либо идеологией. 
     Идеология это совокупность знаний и идей, в которых всесторонне осознаётся и оценивается текущее бытие, и на этом основании вырабатываются ориентиры и программы действий, в том числе и основы общественной морали.
     Изначально идеологии государств  складывались стихийно, значительную роль в этом вопросе имели религиозные учения. В Советском же Союзе идеологией и вытекающей из неё общественной моралью занимался уже спец. орган - Идеологический одел при ЦК. И это было правильно, так как усложняющееся общество не совместимо со стихийностью хоть в экономике, хоть в морали. А у нас в настоящее время по этими вопросами опять вернулись к стихии рынка и церковной самодеятельности. Государственная идеология по нашей Конституции запрещена, кто отвечает, кто конкретно формирует общественное мнение и общественную мораль не ясно. Совесть у нас по Конституции свободна.
    Отсюда имеем, что имеем: капитализм наш криминальный, то есть, воровской, наше общество, где нажива поставлена на первое место, аморально в корне.
     В воровской среде тоже есть свои правила игры, своя, так сказать, мораль. А поскольку у нас теперь всякого воровства много, в нашем полукриминальном обществе установилась двойная мораль, т. н. христианская, поскольку попам покровительствует сам президент, и воровская на равных. А так же двойная бухгалтерия на предприятиях, зарплата официальная и в конвертах, теневая экономика, чёрный нал, такса подношений чиновникам,офшоры. И возникла эта двойная мораль с началом приватизации. 
    И когда же это всё кончится?
 


Рецензии
Основные моральные принципы общеизвестны, но игнорируются большинством и нарушаются
Зачастую трактуются искаженно
Главные причины всех бед: невежество, гордыня и разобщенность
Так думаю:)

Алеф Нун   23.11.2019 14:01     Заявить о нарушении
О главных причинах всех бед сказано в работах "Человек как источник зла", "Мировое зло", "Зло, порождаемое цивилизацией".

Михаил Шамин 2   23.11.2019 18:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.