Этногенез кыргызов


Этногеографическое распространение гаплогруппы R1a
Наибольшее распространение имеет в Восточной Европе: среди лужичан (63%), поляков (ок. 56%), украинцев (ок. 45-54% в зависимости от региона), белорусов (51%), русских (47%), татар 34%, башкир (36%) (у башкир Саратовской и Самарской обл. до 48 %); и в Центральной Азии: у худжандских таджиков (64%), киргизов (63%), ишкашимцы (68%). Умеренное распространение в скандинавских странах (23% в Исландии, 18-22% в Швеции и Норвегии), в Иране (до 25%).

Генофонд киргизов
Процентный состав Y-гаплогрупп на основе работы Зерджала 2002 Гаплогруппа R1a — 63,4 %, Гаплогруппа С2b — 12,2 %, Гаплогруппа С2c — 7,3 %, Гаплогруппа Q — 4,9 % Гаплогруппа R1b — 4,9 %, Гаплогруппа J1 — 4,9 %, Гаплогруппа J2 — 4,9 % Гаплогруппа G — 2,4 % Гаплогруппа I 2,4 %, Гаплогруппа N3 — 2,4 %, Гаплогруппа K — 2,4 %.

От автора к читателю
Замысел этой книги возник еще в конце 80-х гг. ХХ в. Начало положило изучение симфонического произведения Д.Шостаковича «Увертюра на русские и киргизские народные темы» (соч. 115, 1963). «Почему же великий симфонист ХХ в. Д.Д. Шостакович написал данное произведение?», «Что на самом деле побудило его к этому?», «Отчего симфонический шедевр мастера остался без внимания специалистов?» – эти и другие вопросы постоянно волновали меня в то время.
Надо сказать, что изучение творчества Д. Шостаковича мной началось задолго до прихода к идее написания этой книги.
Еще, будучи студенткой Московской консерватории им. П.И. Чайковского, я приступила к исследованию бессмертного наследия великого композитора. Это был гармонический анализ Вокального цикла Шостаковича «Сонеты Микеланджело Буонарроти» – одиннадцатичастной сюиты для баса и фп. (1974). Далее, была сделана исследовательская работа на тему «Шостакович. Поздний стиль», куда вошли все его последние произведения: 15-я симфония (1971), 15-й струнный квартет (1974), Вокальный цикл на текст сонетов Микеланджело Буонарроти (1974), соната для альта с фп. (1975).
Позднее, по мере исследования кыргызской музыки (профессиональной и фольклора), а также по мере вхождения в историческую проблематику происхождения кыргызского народа, я начала остро ощущать необходимость серьезно заняться проблемой этногенеза кыргызов. Это подвигло меня на глубокое изучение многих исторических источников по этой теме – труды В.В. Бартольда, Н.А. Аристова, А.Н. Бернштама, Л.Н. Гумилева и т.д. Давно высказанное (еще в середине XX века) известным советским музыковедом В.С. Виноградовым утверждение, что «кыргызская народная музыка не похожа ни на какую-либо из народов Центральной Азии», что она «имеет отличную от других культур музыкальную основу» и побудило меня на данное исследование – рассмотрение музыки кыргызского народа (стиль, система) как ключ к решению вопросов его происхождения.
Ч.Т. Уметалиева-Баялиева. Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект. Историко-культурологическое исследование. - Б., 2008. - 288с.
https://vk.com/doc399489626_472211898
К проблеме этногенеза кыргызского народа было приковано внимание многих поколений историков, этнографов, археологов, лингвистов, фольклористов и т.д. Более чем за 150 лет это внимание не только не ослабевает, но нарастает со временем. В первой и второй половине XIX в. выдвигается целый ряд русских исследователей, чьи пытливые поиски и научные интересы были связаны, так или иначе, с кыргызским этносом. Это – И. Бичурин (ценные сведения из китайских летописей о древних народах Средней Азии), В.В. Радлов (лингвистические, фольклорные, этнографические и исторические материалы), Н.А. Аристов (изучение этнического состава кара-кыргызов), казахский историк Ч. Валиханов (исторические и этнографические материалы). Крупный вклад в разработку проблемы этногенеза внесли русские ученые-географы, этнографы, фольклористы М. Венюков, А. Голубев, Н. Пантусов, а также русские путешественники П. Семенов-Тян-Шанский, Н.Северцов и др.
https://vk.com/doc399489626_472213883
`Новая, киргизская, как я ее называю, увертюра для симфонического оркестра - это мой скромный дар гостеприимной братской Киргизии, где, как я заметил, все люди поют`, - писал Шостакович за месяц до премьеры сочинения. `Признаюсь, я не думал что эти песни так глубоко западут мне в душу, посеют в моем сердце такие глубокие семена`.


Рецензии