2. Потусторонний Кын. Ящеры на Гребешках

В первый день нашего путешествия мы оказались в селе Кын-Завод. Сколько Времён в нём пересеклось! Кыновская пристань – свидетель эпохи железных караванов. Когда стоишь на тёсаных каменных блоках пристанской стены и смотришь на Кыновский перебор, то ощущаешь дыхание горнозаводской цивилизации.

Кажется, вот-вот появится из-за поворота "репейник" с чёрно-белым флагом, и "черноносые" ревдинские барки во главе каравана пролетят мимо пристани. Последняя суета у железосодержательного магазина. Торжественно отслужили молебен, и кыновский отряд из полубарок и коломенок со строгановским железом готов к отплытию. Вот-вот суда пройдут по каналу от устья Кына у дамбы и вольются в "железный поток".

Им предстоит путь вниз по своенравной Чусовой. Мелькнут окна изб у руднишной Бабенской пристани, прогрохочет Криушинский перебор. Каменные ящеры Гребешков выползут глянуть на смельчаков. Ведь отважных сплавщиков ждут свирепые великаны Мултык и Востряк.

Время остановилось на старинной фотографии 1897 года, хранящейся в Кыновском музее. Фотографу пришлось взбираться на верхние улочки по Мёрзлой Горе, чтобы запечатлеть Чусовую от устья Кына до полей Долгого Луга. Хорошо видны "железный" магазин и дамба  с каналом. На Нижней Плотине, которую граф Григорий Строганов построил в 1837 году, стоит пильная мельница с водяным приводом. Дорога идёт через плотину с мельницей на хутор Бабенки.
Чусовая обтекает Бабенскую пристань и камни Гребешки, по правому берегу к ней спускается белый каменный Полоз. За хутором вдалеке светится горным полем Долгий Луг.

С момента снимка прошло более 120 лет. Больше нет железных караванов, столетия стёрли пристанский магазин и некоторые дома. На месте плотины и пильной мельницы теперь мост, к которому мы вернулись от кыновской пристани. Говорливая речка Кын блестела на солнышке, обтекая утёсы Плакун-Горы. За мостом – Другое, более древнее Время.

В IV - VI веках в этом месте находилось родовое святилище князей коми из рода Медведя. При строительстве Кын-Завода в береговых осыпях была найдена бронзовая бляха Пермского Звериного Стиля - Медведь в жертвенной позе. Медведь и сейчас там!

Как в те времена, положим руку на его лапу и дадим священную Клятву – никогда не клясться ложно его именем! Или Медведь найдёт и разорвёт тебя!
С этого момента оживут Сказки Севера.

*** ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКИ СЕВЕРА ***
Кто в детстве не читал русских сказок об Иван-Царевиче верхом на Сером Волке, о Змее-Горыныче, о страшной Бабе-Яге?

Почему уральские сказы П.П. Бажова так необычны и непохожи на русские сказки? Да потому что они – перенятый на русский лад эпос древних угро-финнов. В нём живёт божественный Лось (олень Серебряное Копытце) и Подземный Змей (Великий Полоз). Матерь-властительница всего сущего в ярусе жизни людей (Хозяйка Медной Горы) превращается в змейку-ящерку - символ потоков дождя, соединяющих Небо и Землю.

Когда видишь мансийскую чамью (сомъях), высокий лабаз на столбах из деревьев – видишь наяву Избушку-На-Курьих-Ножках. А у обских хантов и частокол с черепами вокруг был в обычае. Яга – это вообще-то шуба из вывернутых наружу кусочков меха (волка, лисы, собак), иногда - из гагарьих шеек, перьями наружу. Носили такую женщины, шаманы угро-финских племён – вот вам и Баба-Яга!
Из древних мифов о птицах-божествах пришли к нам Гуси-Лебеди. На бляхах Пермского Звериного Стиля есть изображения человека-божества верхом на волке – вот вам и Серый Волк с Иваном-Царевичем!

Древняя чудь искала в горных уральских копях руду и металл для выплавки, рыла осадочные породы клыками кабана, рогами оленей. В обзоре "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (СПб, 1914) описывается, как чудины защищали руки, надевали на них шкурки с головы мелкого зверя, просовывая в ухо большой палец – вот вам и варежка!

Кроме камней, в горе чудские люди встречали останки пещерных носорогов и медведей, древних ящеров. Первые люди на Урале, наверное, встречались с ящерами наяву? Иначе откуда в "чудских редкостях" Пермского Звериного Стиля встречается человек-божество верхом на ящере?
В том Времени оживают и ящеры, и Подземный Змей. В русские сказки пришёл Горыныч-Змей, а в бажовские сказы – Великий Полоз. И я тут одну сказку узнал, слышь-ко.

*** КАК ЧУСОВАЯ ПОЛОЗА ОБОШЛА ***
Жила-была горная девушка Чуоси – речка Чусовая. Красивая и опрятная, водой чистая. Так бы и дружила она с подружкой Исетью, вместе бежали бы к восходу Солнца. Да разлучил их Великий Полоз. Вздыбил Змей подземные плиты, повернул воду, чтобы девушку в своё логово заманить. Пришлось Чуоси повернуть к закату. Оказалась красавица гордой и неприступной. Не спустилась она в логово Змея, а принялась свою дорогу среди гор пробивать. Прозвали её за то Рекой Теснин.

Долго ли, коротко ли, шла Река Теснин, пробивая путь по Каменному Поясу. Гнался Полоз за ней. Чуоси то бежала переборами быстрыми от его стражников, то отдыхала на плёсах. И дошла она до царь-бойца Высокого (Великана).

В этом месте преградил Змей беглянке дорогу неприступной горой да заплотом высоты невиданной. Тогда Чусовая повернула к устью Кына, к священному месту. Поплакала у Плакун-Горы, попросила помощи у Медведя. Набралась она силы медвежьей, а Плакун-Гора ей дала колечко - из слёз девчоночьих да хрусталя.

Бросилась снова красавица через хребет, нашла всё-таки лазейку между двумя великанами. Пытались они, Востряк с Мултыком, изловить девчонку, да куда там! Выпорхнула она из косматых лап и убежала дальше, на Бабенский плёс.

Вот только кольцо, слышь-ко, обронила. Да непростое оно было, с сердечком.
Удивился Великий Полоз – как посмела? Как обошла заслоны? Вылез Подземный Змей из Горы – глянуть на ослушницу.
Выползла на подмогу Полозу стража. То большие подземные ящеры были, с которыми чудь встречалась в своих копях. Крепко они стояли на мощных лапах.

Солнце возьми да брызни в кольцо! Свет из сердечка хрустального попал прямо в глаза ящерам. И окаменели они. Так на левом берегу остались, Гребешками в народе зовут.
Навсегда застыл и Полоз – и от солнышка в глазах, света не видевших, и от красоты Чуоси. На правом берегу в горе остался Белый Камень. Поднимешься на Плакун-Гору - хорошо видать.
А колечко в островок превратилось. Махонький, слышь.
Сердечко напоминает!

*** ЗАКЫНОВСКИМИ УЛИЦАМИ ***
Уральские индейцы давно хотели побывать в таинственной стране Закынья. Это просто, надо только перевести железного лося через Мост и дать клятву  - На Лапе Медведя. Кынский Заяц с Плакун-Горы помашет лапкой - и тебе откроются закыновские улицы.

Лесные всадники добрались на железных лосях от окраины Бабенок до Гребешков.
Дальше закыновские дороги ведут на волшебный Долгий Луг, моё любимое место. Белый Камень на него смотрит.
Ничего вроде не поменялось. Коров, правда, за пять лет в Кыну поубавилось. Раньше два десятка насчитывал, а теперь – две коровы с бычком, и вся недолга.

И на Гребешках люблю бывать. Между Чусовой и старицей в этом месте образовалось такое речное ушко. Каменные гребни возвышаются перед островком в форме сердечка. С их вершин Кын-Завод виден, как на ладони. Белеет Троицкий храм на фоне изумруда Мёрзлой Горы.
Вдоль берега, под Гребешками, есть низовая дорога к хутору Бабенки. Можно и по ней ходить, коли не подтоплена.
У Гребешков расположен Криушинский перебор Чусовой. Не потому ли, что такие разветвления реки звали криушами, "кривыми ушами"?

***
Имеющий уши да слышит.
Большой Медведь подошёл к свой старой знакомой, большой каменной Ящерице. Впервые он увидел её в ноябре, шесть лет назад.  В ноябре воды Реки Теснин становятся удивительно бирюзовыми. Тогда Ящерица поворачивала к нему голову, с какой стороны ни подойди.

Так произошло и теперь. Не успел я пройтись между елей, чтобы подобраться поближе к Ящерице, как она слегка повернула голову и неслышно сказала всего одно слово.
Неслышно – потому что услышал только Большой Медведь, и больше никто.
Какое слово сказала?
- Привет!


Рецензии