В гостях у Замудина Гучева
В гостях у Замудина Гучева
Об адыгах, адыгской культуре и традициях лучше всего расскажут сами адыги. Особенно те, кто долгие годы исследуют их народное творчество, их аутентичную музыку и старинные песни. Да, те, которые обладают ценными знаниями об образе жизни адыгов (черкесов) в старину, о предметах их быта и музыкальных инструментах, которые составляли осевую часть их духовного развития. Всеми этими знаниями располагает и делится от души известный исследователь традиционного искусства адыгов, Заслуженный художник Республики Адыгея Замудин Гучев.
Не удивительно, что в маршрут съемочной группы из Крыма, направленной в Адыгею издателями альманаха «Образы мира», включен уникальный по своим коллекциям Музей адыгского народного творчества, созданный этим знаменитым мастером под крышей своего дома в поселке Гавердовский (пригород Майкопа). Своих гостей он встречал в национальной адыгской черкеске, подаренной ему художником-дизайнером из Кабарды Мадиной Саральп, и с собственным урожаем наливных яблок, которые, как известно, можно считать символом столицы Солнечной Адыгеи. Как и всем посетителям своего музея, Замудин Гучев наглядно показал свои уникальные коллекции старинных циновок и народных музыкальных инструментов, как адыгов, так и других народов мира, подробно рассказал о результатах своих многолетних исследований в области традиционного искусства этого древнего народа, а затем предоставил гостям возможность насладиться совершенной игрой уже знаменитого музыканта из ГААНТА «Нальмэс» и участника ансамбля «Тыжьын» Дамира Гуагова, недавно вернувшегося из Турции, где легендарный танцевальный ансамбль из Адыгеи давал концерт адыгской диаспоре и всем жителям аула Орханлы (Турция).
Особой частью экскурсии Замудина Гучева стали незабываемые впечатления о его поездке в Японию, куда он был приглашен вместе с доктором филологических наук, профессором, заведующей Центром адыговедения Адыгейского госуниверситета Раисой Унароковой прочитать лекции в Хоккайдском университете г. Саппоро в январе этого года в рамках международных программ «Продвижение культур» и «Музыкальные инструменты Евразии». Знаменитый мастер из Адыгеи представил японским студентам доклад «Черкесские (адыгские) музыкальные инструменты». В ходе съемок в Музее адыгского народного творчества Замудин Гучев рассказал об исторической связи между адыгским шичепшином и народным музыкальным инструментом айну тонкорри и поделился своей историей зарождения и развития сотрудничества с профессором Хоккайдского университета, научным сотрудником Центра изучения айну и коренных народов Ицудзи Тангику и музыковедом Чико Тангику, которые посетили Адыгею весной 2016 г.
Демонстрируя своим гостям коллекцию народных музыкальных инструментов адыгов (черкесов), Замудин Гучев дал их подробную классификацию:
- Как и у многих народов мира, черкесские музыкальные инструменты в зависимости от способа звукоизвлечения делятся на четыре основные группы: ударные, духовые, струнные и клавишно-духовые, - рассказал известный мастер. - Первое, черкесские ударные инструменты - это инструменты, из которых звуки извлекаются соударением предметов, изготовленных из разных твердых материалов. К ним относятся палочки, доска с палочками, трещотки для одной руки или для двух рук, тамбурин. Второе, черкесские духовые инструменты - это инструменты, из которых звуки извлекаются дутьем. Например, сигнальные инструменты: сигнальная труба, изготовленная из полых стеблей растений, сигнальный рог, сигнальная труба глашатая, свистковая флейта, открытая продольная флейта. Третье, черкесские хордофоны – это инструменты, из которых звуки извлекаются защипыванием или трением волоса смычка о струны. К щипковым хордофонам относятся: апэпшин или домра и пшинэтарку или арфа. Надо отметить, что эти инструменты утеряны, остались лишь одни названия. Сегодня они находятся в стадии исследования и реконструкции. Более успешно дела обстоят со смычковыми хордофонами - шичепшином, исследованию и возрождению которого я посвятил более 30 лет.
Для наглядности Замудин Гучев показал, как именно в старину адыги играли на сигнальных инструментах, будь то рог или труба. А для более глубокого ознакомления с четвертой группой, а именно с шичепшином он порекомендовал энциклопедическое издание «Атлас черкесского (адыгского) шичепшина», содержащее 343 фотоиллюстрации: 150 шичепшинов, 127 исполнителей-шичепшинао и 66 ансамблей с участием шичепшинао. Уникальная книга на трех языках - адыгском, русском и английском - была опубликована в Майкопе в 2017 году. В дополнение мастер, который также преподает на Фольклорном отделении Адыгейской Республиканский детской школы искусств имени Кима Тлецерука, представил учебное пособие ««Учимся играть на шичепшине», где доступно и подробно описан метод обучения игры на этом смычковом народном инструменте адыгов.
Другое учебное пособие Замудина Гучева «Искусство адыгских циновок», которое было издано более 25 лет назад, заинтересовало съемочную группу. И по просьбе журналистов дочь мастера, художник Мэзаго Гучева-Тешева показала старинную технологию плетения адыгских циновок, ответив на их вопросы. Сама она плетет их с детства. А у адыгов этим ремеслом занимались в основном девушки и женщины, и делали они циновки из болотного рогоза. Каждая девушка плела к свадьбе три циновки: большую циновку, коврик для совершения молитвы и прикроватный коврик. Для сохранения этого старинного искусства адыгов было бы хорошо и переиздать уникальное учебное пособие мастера, и, возможно, снять видеокурс.
Ознакомление съемочной группы Альманаха «Образы мира» с Музеем адыгского народного творчества продолжилось в мастерской Замудина Гучева, хранящей секреты его мастерства. Внук мастера Заур, помогавший ему в экскурсии, сыграл на небольшом шичепшине, показывая свое умение. В дополнение Замудин Гучев пригласил своих гостей на следующий день в Адыгейскую Республиканскую детскую школу искусств, где у тех была прекрасная возможность записать старинные адыгские мелодии в исполнении известного черкесского музыканта и певца Казбека Нагарокова на гармошке и на шичепшине.
Свидетельство о публикации №218081400884