Китайская тетрадь. Часть 105

 В Москве 3 сентября 1994 года министром иностранных дел России А.В. Козыревым и министром иностранных дел КНР Цянь Цичэнем было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Западной части.  Это Соглашение было ратифицировано обеими сторонами и вступило в силу 17 октября 1995 года.  В 1998 г. стороны завершили демаркацию границы на этом участке и подписали совместное заявление о российско-китайских пограничных вопросах.

Поворотной датой в отношениях следует назвать дату — 10 октября 1986 г. В Москве начался новый раунд пограничных переговоров. От пограничников тогда были: Власов, Ницин, Лобанов. Главным был генерал-лейтенант Ю.А. Нешумов. Переговоры вел зам. министра иностранных дел И.А. Рогачев.  С китайской стороны — Цянь Цичэнь. Главное, к чему стремились стороны — избежать старых наслоений.
В результате 16 мая 1991 года состоялось подписание итогового документа. Сделали это в Москве, в Кремле  министры иностранных дел А.А. Бессмертных и Цзянь Цичэнь. Для этого потребовалось 30 лет.

При подписании наиболее остро стояли вопросы по островам: Еврасиха, Луговской, Нижнепетровский. Они мне были знакомы и, к сожалению, отошли к Китаю. В тот период не удалось решить вопрос по особо близким мне островам Б.Уссурийский и Тарабаров площадью 350 кв. км. В Забайкалье о. Большой на реке Аргунь, площадью 58 кв. км. удалось «отвоевать» Юрисдикция над ними оставалась за Россией. В итоге, острова практически поделили пополам: за Россией осталось 1163, за Китаем – 1281.
Плюс к этому 27 мая 1994 года подписали два соглашения о режиме границы и об охране водных ресурсов Амура и Уссури. Документы рождались в больших муках. Наибольшую сложность вызвал вопрос по применению на границе оружия. Опять же, китайская сторона не выполняла соглашение об охране водных ресурсов. В 1996 году по этому поводу с нашей стороны было три представления. В 1994 году имел место инцидент, когда мы утопили китайскую лодку и один рыбак утонул. Пришлось возмещать ущерб. Основные наши просчеты, как заявлял один авторитет — это то, что мы «не можем, не имея нужных объективных материалов (доводов), обосновать свою точку зрения в целях защиты и убедит сопредельную сторону в своей правильности».

Вот как пытался  китайский император договариваться с шаньюем хунну: «Я слышал, что Небо не покрывает кого-то одного и Земля носит на себе всех без различия. Так давайте и я, и вы, шаньюй, отбросим мелкие неурядицы прошлого и вступим на Великий путь, уничтожим прошлое зло во имя длительного будущего, чтобы народы наших государств стали детьми общей семьи.....». Хорошо сказано.
Императором в то время был У-ди (140-87), Сыма Цянь был его современником В то время вдоль китайской границы существовала система «тинов» - наблюдательных вышек, с которых подавались сигналы об опасности. С хунну в то время успешно воевал ханьский военачальник Вэй Цин.

О границе и вышках говорится и в книге «Внешняя политика государства Цин в XVII веке». Книга интересная тем, что напечатана наоборот. Сдана в набор в 1975 году, стоит 2 рубля 95 коп, а на деле оказался брак — корочка оформлена задом наперед. Там где начало книги, на самом деле ее конец. Начинаю с конца, с пограничных проблем, с присоединения к Цинской империи Халхи. Это мне интересно, в том числе,  разбираясь и с тувинским вопросом.
 Время давнее, Китай процветал, все  его страны-вассалы назывались «фань», а подчиненные «шу». Основным источником авторов книги явилась « Да Цин личао шилу» (Хроника правления всех государей великой  династии Цин», или просто «Шилу». Это 1220 томов (цэ), насчитывающих 4510 глав (цзюаней). В каждом цзюане приблизительно по 100-110 двойных страниц. Хроники с 1583 по 1912 гг.. Всего было исполнено пять экз. хроник, каждый издавался на трех гос. языках (китайский маньчжурский и монгольский).

Прежде всего, Цинская династия шаг за шагом добивалась ослабления позиций Халхи, натравливая отдельных феодалов на других и оказывая поддержку некоторым из них. Особых успехов она добилась в Кукуноре, где до 1653 года управлял Гуши-хан, глава части хошоутов (одной из групп ойратов). Затем началась борьба с Галданом. Трагически погиб в 1697 г. В 1691 г. Канси добился включения Южной и Северной Монголии, включая Халхи,  в состав империи. Китай в то время, как ныне США считал себя владыкой всей вселенной. Все обязаны были подчиняться ему и присылать дань. Характерно было то, что эта концепция не считалась с реальной действительностью. Цины считали голландцев, русских и других своими данниками. Опять же (сань гуй цзю коу) — «три раза на колени, девять поклонов».

Корея, например, именовалась «восточным вассалом» - (дун фань), хотя иногда и называлось братским народом - «сюнди чжиго». Монголы назывались не иначе как «мэнгу фань» или внешними вассалами («вай фань»). Южных монголов, более дружественных, цины называли «гуй хуа», принявшими цивилизацию или вернувшимися.
Сыма Цянь подробно описал тюрков: «Распускают волосы, левую полу носят наверху (как и мы сейчас), живут в войлочных палатках....Мало честности и стыда; не знают ни приличия, ни справедливости, подобно древним хуннам. Высшие чины: Шеху, Дэлэ, Сылифа, Тумаофа. С низшими чинами всего 20 человек. Все имеют наследственные должности. Луки роговые, стрелы свистящие, латы, копья и сабли. Знамена с золотой волчьей головою. Телохранителей называют буре, что с монгольского значит волки. Их так и назвали на западе, который они захватили. И буряты тоже появились таким же образом? Вопрос....Поклоняются духам, веруют в волхвов. За стыд считают кончить жизнь от болезни.

 Пьют кобылий кумыс и напиваются до пьяна. Народ они пьяный, беспокойный и не постоянный».
Здесь у меня возникли соображения , а не случилась ли такая пертурбация, когда белая (европейская раса) в ледниковый период, жившая ранее на сервере, была придавлена к югу и таким образом встретилась с монголоидной расой на рубеже Алатая (Золотых гор) - Саян и чуть ниже?  Те самые динлины встретились с людьми с юга (черноголовыми хуннами) и в результате появились предки сегодняшних турок (татар). Кстати, это взаимное давление с севера на юг и наоборот, и породило массу походов с востока на запад, включая гуннов и Чингисхана. Это мое предположение, не более.
Монгольские князья в качестве подданных империи получали от Китая жалованье, которое производилось серебром, а в место риса шелковыми тканями. По знатности жалование делилось на семь градаций. В  последнюю попадали дарханы (дворяне).
9 сентября 2014 года в Лхасе состоялись торжества в честь 50-летия основания Тибетского автономного района Китая.

Власти Китая обещали усилить «решительную борьбу» с сепаратизмом и с любыми его формами проявления в регионе.
Тибетский автономный район, который находится в самом высокогорном регионе Земли, был основан 1 сентября 1965 года. Вскоре началась китайская колонизация района, китайский язык был введен в качестве официального, началась борьба с религией и установление той же социально-экономической системы, которая была установлена на остальной территории КНР.
Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо бежал из Тибета в 1959 году после провала вооруженного выступления против властей КНР. Вместе со своими сторонниками он живет в индийском городе Дхармсала, где действует «тибетское правительство в изгнании». В марте 2011 года Далай-лама объявил о снятии с себя полномочий его лидера, но это не охладило полемику между ним и Пекином.

Чжурчжэни —  далекие предки маньчжур, нанайцев, ульчей, удэгэ и орочей гибли от монгол тысячами. На их стороне, скорее всего, воевали многие корейцы и китайцы. Отличился полководец Чэнхошан, который не склонил колени и был страшно казнен. Монголы несли ужасный страх. Император Айцун, он же Ниньясу покончил с соборй — предал себя огню. Его приемник Мо-ди погиб с мечом в руках...Псы Чингис-хана Субудай, его сын Урянктай и Чжэльмэ были урянхайцами. Субудай был назначен старшим в походе внука Чингис-хана  и сына Джучи — Батыя. Монголы дошли сухопутно-водным Селигерским путем до Торжка, разорили его и Старую Руссу, а на Новгород уже не пошли, им угрожали зима и болота. Они повернули в степь. Чивилихин в книге «Память» привел такие слова: «Мне кажется, не случайно наш язык произвел слова «дорога», «дорогой» и «дороговизна» от одного корня. Дорога дорога! Это не опечатка. Надо только расставить ударения».


Рецензии