Малыш - диссидент

Помню малышом свой горшок: круглый, с ручкой, зелёный, из обожжённой глины. Не помню сколько мне было лет, только помню сидел я на нём, как на троне, не спешил с ним расстаться. Но вдруг пришли родственники - дядя с тётей - и мне впервые в жизни стало стыдно почему-то перед ними и неуютно. Только они не обратили на меня никакого внимания и прошли дальше в другую комнату. Так впервые во мне начали проявляться чувства и чувствительность. Эмоции били через край; по любому поводу я плакал, но мать всегда выговаривала, что я каприза. Возможно это и так, но всем свойственно ошибаться.

В памяти осталось железное холодное корыто, куда меня малыша загоняла мать для купания. В доме удобств не было, воду приходилось греть на примусе - позже появился более современный и удобный керогаз - не всегда тёплой воды хватало и приходилось домывать холодной. Поэтому с детства появилось отвращение к купанию. Никакого удовольствия.

Мне было 3 года и 8 месяцев когда умер И.В.Сталин. Напротив нашего дома жила квартальная тётя Галя, и сбор делегации для возложения венков к памятнику Сталина был у её дома. Это я позже узнал. А в данный момент я плакал из-за того, что мать с отцом ушли, а меня оставили с моей бабушкой Саней. Она успокаивала меня, а сама тоже плакала и выговаривала: внучек, что же теперь будет, неужели опять война? И я помогал ей плакать своими слезами. Она подвела меня к окошку и я увидел там около дома тёти Гали своих папу и маму. К ним подходили какие-то люди с венками, многие вытирали слёзы, а потом все ушли и мне стало неинтересно смотреть в окошко.

Читать меня мать научила рано в 4 годика. Она работала учителем в начальных классах. Стала заслуженным учителем РФ. Отец работал в милиции в звании капитана. Часто со мной заходил к коллегам в детскую комнату при милиции, где я показывал своё умение читать. Помню очень сложно было прочитать на плакате фамилию главы нашего государства после смерти И.В.Сталина: Маленков Георгий Максимилианович. "Максимилианович" - по слогам еле-еле прочитал. За это получил приз-подарок из детской комнаты: игрушку - лошадку. Это был 1953 год

Читал всё подряд. У матери был песенник и, читая песни, сам напевал их и слова сами запоминались. Наизусть запомнил "Песнь о Варяге", "Раскинулось море широко", "Летят перелётные птицы". Последнюю песню часто исполняли по радио. Я тоже взял корыто, поставил к стене, сам подлез под корыто,чтоб громче звучало, и стал напевать: "...не нужен мне берег турецкий, советская власть не нужна...". Мать возилась на кухне и когда услышала, то что тут было! Ты, говорит, хочешь нас всех посадить в тюрьму!...В общем досталось мне, а за что?... Это только через много лет я понял, что в 4 годика стал диссидентом.


Рецензии