Щедрин С. Ф

ЩЕДРИН СМЁН ФЕДОРОВИЧ
1745 – 13 сентября 1804

Семён Фёдорович родился в 1745 году в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка и получил начальное образование в полковой канцелярии, где очевидно и проявил способности к рисованию. Надо полагать, что отец Семёна был в полку на хорошем счету, что позволило ему получить поддержку командования и направить обоих сыновей на обучение в Академию художеств. Можно предположить, что именно он открыл в сыновьях художественные дарования.
 
В 1759 году в Академии художеств проводился второй набор способных к художественному ремеслу молодых людей. Семён успешно сдаёт вступительные экзамены и становится воспитанником академии.
Через пять лет воспитанником академии становится и его брат Феодосий, в последствие знаменитый скульптор.
 
Семён обучался сначала гравированию, а затем орнаментальной скульптуре.
С 1765 года он обучался «ландшафтному художеству» у итальянского живописца А. Перезинотти (1708 – 1778) и так преуспел, что уже через два года, в 1767 г., получает за дипломную работу «Вид поля с протекающим источником» (утеряна) золотую медаль 1-й степени и право на заграничную командировку. В картине нужно было «в простом виде означить луга» и украсить вид «пастухами и скотом, кустарниками и деревьями».
Это было первое официальное признание «ландшафтного художества». До этого пейзажу в молодой Академии художеств не уделяли особого внимания: не было не только специального класса, но и преподавателя. Ландшафтной живописи учили «заодно» с прочими, причём в качестве образца брали модный тогда условно идиллический пейзаж.

Семён Фёдорович был одним из семи выпускников Академии 1767 года, получивших медали и заграничные командировки (в том числе П.М. Гринев (1746 – 1768) [1]). Всех их отправили в Париж. В той же группе выпускников-пенсионеров Академии художеств выехал заграницу и скульптор Ф.И. Шубин (1740 – 1805), получивший золотую медаль за барельефную композицию «Убийство Аскольда и Дира Олегом».

В Париже они представились послу князю С.Д. Голицыну (1696 – 1738), которому Академия поручила руководство пенсионерами и знаменитому энциклопедисту, теоретику и критику искусства Дени Дидро (1713 – 1784). Оба отнеслись к молодым художникам тепло и внимательно и подыскали им соответствующих руководителей. Семён Фёдорович попал к славившемуся батальными и ландшафтными картинами художнику Франческо Джузеппе Казанове (1727 – 1803), брату известного авантюриста Джакомо Казанова (1725 – 1793).
В начале 1769 года в пенсионерском рапорте он сообщал, что послал с оказией «композированные мною малые два эскиза, которые по совету господина Дидерота (Дидро) и моего учителя к показанию успеха в моих трудах... предпринял». Произведения, присланные Щедриным из Парижа, получили в академических документах название «ландшафты со скотиною». Это определение стало наименованием особой разновидности пейзажей, в которых природный ландшафт непременно оживлялся жанровой сценой с участием пастухов и их паствы.

В сентябре 1769 года Щедрин в составе группы пенсионеров по требованию Академии художеств отправляется для завершения обучения в Рим.

Не смотря на то, что срок пенсионного обучения Семёна Фёдоровича закончился уже в 1771 г, он продолжал оставаться в Италии для совершенствования своего мастерства за свой счёт до 1776 года.

В 1776 г. «возвратившийся из чужих краёв бывший пенсионер живописи пейзажей Семён Щедрин по присланным от него в Академию картинам» был удостоен звания «назначенного в академики и назначен обучать пейзажный класс».

В 1778 г. Семён Фёдорович получил программу на звание академика «представить полдень, где требуется скот, пастух и пастушка, частию лес, воды, горы, кусты и проч.».
В следующем году представил в Совет Императорской Академии художеств картину «Полдень» (Вид в окрестностях озера Неми), за которую был избран академиком и назначен «в кабинет Ее Императорского Величества писать виды дворцов и парков».

Это полотно многие годы хранилось в музее Академии художеств и в начале 1920-х годов поступило в собрание Русского музея.
В Указателе картин и художественных произведений галереи собирателя В.А. Кокорева (1817 – 1889), составленном в 1863 г. А.Н. Андреевым, упоминается картина Щедрина, изображающая «пейзаж из окрестностей Рима. В середине картины группа деревьев, под тенью которых расположилось отдыхающее стадо. Направо нимфа Эгерия; а налево озеро Неми, и виднеется мост Римской постройки».
Возможно, речь идёт о варианте академической программы, которая в настоящее время хранится в Музее личных коллекций в Москве. Из описания следует, что Щедрин изобразил подлинные античные сооружения, в том числе грот нимфы Эгерии. Включив в композицию объекты, запечатлённые с натуры, с «примечания достойных мест», художник создал на полотне своего рода универсальную содержательную и композиционную ландшафтную модель. Её основные свойства - определённый набор природных и архитектурных мотивов, разделение на три основных плана, условная цветовая гамма.
Сделав центром композиции большое многоствольное дерево, Щедрин лишил картинное пространство строгой фронтальности, придал ему внутреннюю подвижность. Первый план словно перетекает в средний, также почти не ощутим переход к замыкающим вид далям. Способствуют этому впечатлению и созданные в картине колористические эффекты, позволяющие ощутить глубину, из которой выступают далёкие горы, подёрнутые голубоватой дымкой. Эти приёмы он использовал и в дальнейших работах.

Одновременно со званием академика, Щедрин получил звание «живописца Кабинета Ея Императорского Величества», и с этого момента практически единственной темой его творчества стали виды Царского Села, Павловска и других дворцово-парковых комплексов в окрестностях Петербурга.

С 1780-х Щедрин занимался ещё и реставрацией картин в Эрмитаже.

В 1785 году избран в Совет Академии художеств, занимая в то же время должность профессора пейзажной живописи.

С середины 1770-х годов до конца столетия в пейзажном классе под руководством Щедрина обучалось более двадцати учеников.
К сожалению, сведения о большинстве из них исчерпываются кратки-ми упоминаниями в академических документах и справочниках. Так, ещё в 1767 г. в Воспитательное училище при Академии были приняты Иван Лукианович Якубовский (1761 - ?) и Василий Фёдорович Зяблов (1761 – 1800).
В 1781 г. им как ученикам «живописного класса пейзажей» были заданы программы, аналогичные той, что исполнял когда-то их учитель. Зяблову предлагалось «представить вечер, при захождении солнца возвращающихся пастухов с своею паствою, чрез ручей, в деревню». Иван Якубовский должен был «представить полдень и остановившихся пастухов у корчмы для отдохновения».
В начале 1780-х годов в классе Щедрина учился П.Т. Сосин (1764 - ?),  закончивший Академию в 1785 г. Так же как и Щедрин сын солдата Петр Трифонович (Софронович) Сосин после окончания учёбы служил в Дирекции императорских театров (с 1787 по 1793 гг.).
В Русском музее находится живописный вид, исполненный Сосиным, представляющий редкий образец ученической работы. Условный пейзаж с изображением реки и холмистых берегов, оживлён фигурками поселян и свой пространственной «конструкцией» очень напоминает произведения Щедрина, изображающие виды Павловска и Гатчины. Судя по надписи на обороте холста, картина предназначалась для продажи из «факторской» Академии художеств. [2]
Наиболее заметными представителями школы Щедрина являются Я.Я. Филимонов (1771 – 1831) [3] и В.П. Причетников (1767 – 1809) [4]. Они посвятили себя той же разновидности ландшафтного сюжета, признанным мастером которой был сам Щедрин - парковому пейзажу.

В 1787 году  Щедрин стал инспектором живописных классов, а в 1798 - адъюнкт-ректором (помощником ректора университета).
В это время начинается его конфликт с Ф.И. Шубиным из за профессорского места в скульптурном классе, на которое С.Ф. Щедрин, хотел определить своего брата. И хотя Ф.И. Шубин числился академиком уже с 1774 года, за бюст Екатерины II, влияние Щедрина на совет и президента академии И.И. Бецкова, было столь велико, что этот вопрос в течение нескольких лет оставался без разрешения. Конфликт Щедрина и Шубина вышел за стены Академии художеств и последний перестал получать заказы, не смотря на то, что спрос на скульптуру в это время возрастает. Шубин, чтобы склонить «чашу весов» в свою пользу в 1790 году представляет императрице полноразмерную скульптуру «Екатерина-законодательница», но даже это не позволяет преодолеть сопротивление Щедрина. И только в 1794 году, обратившись напрямую к императрице, Шубин получает заветную должность, но без оплаты. [5]

29 октября 1799 года Указом Павла I при Кабинете Его императорского величества под надзором С.Ф. Щедрина был образован специальный гравёрный ландшафтный класс, который 24 января 1803 года уже при Александре I был переведён в ведение Академии Художеств; всего в этом классе было награвировано 8 досок с 23 видами окрестностей С.-Петербурга с оригиналов Щедрина, где нашли отражение новые явления в пейзажной живописи, связанные с идеями и вкусами сентиментализма.
Отсюда вышел ряд превосходных гравёров и литографов: С.Ф. Галактионов (1778 – 1854), братья Ческие (Косма Васильевич, 1776 – 1813; Иван Васильевич, 1777 – 1848), А.Г. Ухтомский (1770 – 1852), И.Д. Телегин (1779 – 1800-е).
Много внимания молодые мастера уделяли передаче эмоционального восприятия природы, как естественного окружения человека, хотя в самом построении художественного образа «простого» пейзажа они придерживались чёткой классицистической схемы, сказывавшейся в кулисности композиции и продуманной декоративности рисунка. Можно сказать, что молодёжь гравёрное-ландшафтного класса начали своими работами новый этап в русском гравировании.
Гравёрный класс Щедрина, был альтернативой гравёрного класса Академии художеств, где конфликт с Шубиным не позволял Щедрину полностью реализоваться в этом направлении. В 1796 году гравёрный класс Академии художеств возглавил талантливый педагог Иоганн Клаубер (1745–1817). Его ученики гравировали «карандашной манерой» с оригиналов. В тоже время гравировальная техника в классе Щедрина была значительно шире.

Умер Семён Фёдорович Щедрин 13 сентября 1804 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище, позже прах перенесён на Лазаревское кладбище.

Современники С.Ф. Щедрина относились к его таланту в целом доброжелательно, но все-таки значительно строже, чем позднейшие историки живописи.
В «Северном Вестнике» за 1804 г., например, даётся такой отзыв о его таланте:
«От долговременного упражнения был в практике твёрд, а первую подмалёвку своих картин, особенно воздух и дальность, писывал он с большим мастерством, но в отделывании был неискусен».
Далеко не так звучит характеристика, данная ему в «Памятнике искусств» в 1843 г.:
«Прекрасный выбор пунктов, глубина перспективы, прозрачность воздуха, согласие и последовательность тонов, верность освещения и редкая тщательность работы отличают произведения этого прекрасного пейзажиста и побуждают причислить его к лучшим нашим художникам прошлого (XVIII) столетия...»

Большая часть картин Щедрина была приобретена особами Императорского Дома, так как они изображали места, где проходила их жизнь, и они оживляли картины их воспоминаний.


[1] Сын гоф-фурьера. В 1761 г. принят в Академию Художеств. Получил медали: в 1763 г. - серебряную; в 1766 г. - золотую за картину «Подношение шапки княжеской и державы великому князю Рюрику». В 1767 г. получил аттестат на звание художника и был отправлен пенсионером в Париж.

[2] В январе 1766 утверждена «факторская» Академии художеств, т.е. лавка, уполномоченная покупать материалы за границей (первоначально в Голландии), продавать художественные принадлежности, а также работы учащихся. Вырученную сумму, за вычетом стоимости материала, отдавали автору.

[3] Сын торопецкого купца, был принят в Императорскую Академию художеств в 1776 г. В 1790 г. удостоен 2-й серебряной медали за композицию ландшафта. В 1791 г. выпущен со 2-ою золотою медалью, присуждённою ему за исполнение программы: «Ручей, падающий с гор между каменьями». Оставленный при академии пенсионером, он был по собственному желанию уволен в 1793 г. с аттестатом 1-ой степени на звание художника ХIV-го класса.

[4] Сын копииста Коммерц-Коллегии, семи лет он был отдан в Воспитательное училище Императорской Академии Художеств. В 1788 г. получил вторую серебряную медаль за рисунок с натуры и вторую золотую медаль «за сочинение программы», с аттестатом первой степени, после чего был отправлен на казённый счёт за границу. По возвращении в Петербург, в 1795 г., был признан назначенным в академики, а в 1798 г., по исполнении заданной программы, определён «к обучению ландшафтного при Академии класса». В 1800 г., за «Вид из окрестностей Рима», удостоен звания академика, а в 1803 г., за виды Рима и Павловска, произведён в советники Академии.

[5] Лишь в январе 1803 года Академия предоставила Шубину казённую квартиру и должность адъюнкт-профессора. Стать старшим профессором Шубин так и не успел. Он скончался 12 мая 1805 года.


Рецензии