6. Каким Факел остался в памяти Академгородка?

Некоторые читатели, прочитав мои очерки о «Факеле, решили, что я вижу в его деятельности только плохое.

Это не так.

Да, я пишу только о негативных сторонах его деятельности. Повторяться не буду. Скажу только, что я вижу и позитив в его существовании. Он великолепно изложен в статьях книги , которую я нашёл в интернете [1].

Но я понимал, что в СССР его деятельность могла быть узаконена лишь как исключение. И понимал, что никто на это не пойдёт. Распространение принципов его деятельности на всю страну было невозможным. Никто не собирался реформировать экономическую систему социализма. Деятельность «Факела» так и была не узаконена. Он был обречён.

Тем не менее, при всей противоречивости, он сыграл свою роль и остался в истории Академгородка.

Факел стал инвестором многих разработок. И с его помощью получили развитие или были решены многие научные и прикладные задачи. Он мог бы стать прекрасной инвестиционной и внедренческой фирмой, помогая, как сейчас бы сказали, стартапам.

Полезной была его деятельность и для общественности Академгородка.

В период времени, когда бюджет Объединённого комитета профсоюза резко сократился, многие спортивные коллективы и коллективы художественной самодеятельности, а также клубы жили за счёт поддержки райкома комсомола, куда «Факел» отчислял примерно 30% от своей прибыли. Это обеспечило их существование в трудные годы конца 60-х.

Тем не менее, я закончу мой очерк о «Факеле» цитатой Игоря Коршевера [2]:

«...К концу своего функционирования «Факел» превратился в хоздоговорное расширение институтов СО АН, и поэтому анализ его деятельности уводит на хоздоговорную кухню ННЦ и НГУ того времени, где были смешаны разные запахи: именно поэтому иные хозяйственники ныне вспоминают о «Факеле» со смесью публичной иронии и тайного вожделения».

1. «НПО «ФАКЕЛ». Как это было». Редактор-составитель Самахова. 2012. Сделано при поддержке клуба «Квант». На сайте http://npo-fakel.su/img/fakel.pdf

2. Цитата взята из статьи М. Коршевера «От города солнца к городу зеро» в газете «ЗНВС», №32, 2001.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/08/16/476


Рецензии