Кое-что все-таки работает...

Иногда полезно проехаться на скором поезде. В российских условиях приятного в этом мало, но для расширения кругозора прокатиться стоит. Несколько лет назад я отправился из Екатеринбурга в соседнюю Пермь на поезде "Хабаровск-Москва". В коридоре купейного вагона висело расписание: после его изучения стало понятно, что из Хабаровска до столицы можно добраться за 6 с лишним суток. Всего-то… Напомню, что Хабаровск - самый восточный из крупных российских городов на Дальнем Востоке (еще дальше расположен Владивосток, но он по отношению к Хабаровску находится на юго-западе).
По прямой расстояние между Москвой и Хабаровском более 6 тысяч километров, а по железной дороге – 8 523 километра. Как представишь себе этот путь, даже страшно становится. Еще страшнее самому преодолеть его, поселившись на шесть суток в этом поезде.

Транссибирская магистраль, проложенная от Москвы на Дальний Восток, словно пуповина, с помощью к которой к матери-Москве цепляются ее нелюбимые дети. Поезд "Хабаровск-Москва" собирает людей из множества поселков и городков Дальнего Востока и Восточной Сибири (вроде Биры или Куэнги). И вполне понятно, почему он тормозит, где ни попадя – поезд является единственным доступным для простого населения транспортным средством, с помощью которого можно попасть в европейскую Россию. Если что-то случится с этой дорогой – конец этой стране. На автомобилях едут с Дальнего Востока в Москву только самоубийцы, а редкие самолеты, которые возят в Москву из областных центров разную сибирскую чиновную шушеру, для обычных сибиряков и дальневосточников не предназначены. Судьба простого сибирского человека – вечный плацкарт. Современный аналог телячьего вагона. Но я несколько отвлекся….
 
Итак, собрался я в командировку в Пермь. Когда я направился покупать билет, мой поезд уже давно вышел из Хабаровска и стучал колесами где-то у озера Байкал – рядом с населенным пунктом, где вы никогда не были и вряд ли будете. Те два дня, что я готовился к поездке, он все скрипел, стучал и страдал, раскачиваясь на стрелках, проезжая по пути весьма крупные точки на карте: Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск и Тюмень.

И вот, преодолев бескрайние российские просторы (более шести с половиной тысяч километров!), поезд прибыл к перрону вокзала в Екатеринбурге, на котором стоял я. Прибыл минута в минуту. А потом точно по расписанию отправился в Пермь. Ровно через пять с половиной часов он достучал до Перми, несмотря на свою временами пугающую раскачку и жутковатый скрип. Я вышел на вокзале "Пермь-2" и отправился по своим делам, а он повез никому ненужных пассажиров дальше: из одних точек на карте в другие. Без опоздания. Минута в минуту.

И вот что интересно. На момент моей поездки возглавлял Российские железные дороги некто Якунин – простой советский парень, который во времена былинные работал шпионом: сидел в зарубежном посольстве, читал заграничные газеты и слал шифровки в центр. В организации железнодорожных перевозок он понимал столько же, сколько и я – иными словами, отличал пассажирские поезда от грузовых и не более того. И неудивительно, что Якунин стал известен не благодаря своим трудовым свершениям на ниве превращения отсталого советского железнодорожного транспорта в железную дорогу 21 века, а постройкой в своем загородном дворце самого большого в мире шубохранилища и ежегодной перевозкой из Иерусалима Благодатного огня.
 
И вот при таком начальнике поезд из Хабаровска в Москву через всю страну идет без опоздания! Как такое может быть?…

Думаю, что все просто. РЖД – это государство в государстве, и как в любой гигантской организации в ней помимо "эффективных менеджеров", которые подписывают бумаги, в которых они не понимают ровным счетом ничего, проводят встречи и участвуют селекторных совещаниях, где кроют матом подчиненных, есть множество людей, которые заняты реальным делом, благодаря чему наши поезда до сих пор ходят и очень часто практически без опозданий. Пока большие начальники на всех уровнях озабочены контролем над финансовыми потоками, "маленькие" и неизвестные никому железнодорожные люди выполняют важную для страны работу, не получая ни бонусов, ни "золотых парашютов", ни кормушек в Совете Федерации после увольнения.
 
И так происходит во всех сферах, которыми рулят важные государевы люди в дорогих костюмах и часах. Одни там кормятся – другие работают. И только благодаря последним в этой стране еще что-то летает и ездит, строится и чинится, а вода и тепло приходят в наши дома.


Рецензии