Гранты президента РФ мифы и реальность

ГРАНТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

В России объявлен приём заявок на второй конкурс 2018 года Фонда Президентских грантов на развитие гражданского общества. Но так ли всё бесспорно и радужно в этом, безусловно, полезном государственном проекте?

Своим мнением по данному вопросу поделился директор Ассоциации Игорь Горолевич, изобретатель, краевед, публицист, автор около 350 публикаций, в том числе:30 изобретений и 9 книг.

Ассоциация участвовала в конкурсах Президентских грантов для НКО 10 лет, до 2018 года, и за всё это время получила только один грант в 2008 году на 300 тыс. рублей. Естественно, эта сумма поддержки со стороны Государства выглядит ничтожно малой для НКО и не может как-то существенно улучшить его экономическое положение, но, безусловно, способствовала решению, стоящих на то время, задач. А сколько таких проектов регионального и, даже, федерального значения, так и осталось нереализованными?

Изначально эта традиция, действительно, давала каждой организации шанс получить грант Президента РФ на реализацию своего проекта, но с 3-4 года проведения конкурса система распределения грантов стала подлинно коррупционной и использовалась для финансирования "нужных" организаций, благо, что на подготовку материалов уходило около недели. Появился тренд предоставления грантов «ничего не значащим проектам-пустышкам», которые растворялись, как утренний туман, не оставляли после своей реализации никаких следов, кроме финансового отчёта "о проделанной работе".

Сейчас, с 2017 года, на фоне общей "заботы об НКО" положение дел в распределении грантов только ухудшилось. Созданная Фондом президентских грантов система весьма спорной «прозрачности» и «справедливости» стала подлинной "кормушкой" для сотен "московских экспертов" и сотрудников фонда для которых «правильность оформления заявки» на грант значит больше "сущности и полезности для Государства" самого проекта. Заявка на получение гранта Президента стала более «занаученной», что, вполне естественно «отпугнуло» от конкурса многие НКО, участники которых, просто, физически не способны осмыслить эти многочисленные Положения, Методические материалы, семинары, алгоритмы, схемы и т.д. У них есть только ПОЛЕЗНЫЕ ИДЕИ, ЖЕЛАНИЕ И СПОСОБНОСТЬ их реализовать, но нет МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ и ДЕНЕГ для этого. У Государства же, наоборот, - есть МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА и ДЕНЬГИ, но нет ПОЛЕЗНЫХ ИДЕЙ и ЭНТУЗИАСТОВ, готовых "за гроши" их РЕАЛИЗОВЫВАТЬ. При этом, заявка на конкурс, с изучением всех документов оформляется около 2 - 3 недель, отвлекая от дел и без того скромные ресурсы большинства НКО, которым гранты Президента РФ являются, как "вожделенная морковкой".

Интересно, кто-нибудь подвергал анализу презентацию Фонда Президентских грантов на недавно объявленный второй конкурс 2018 года? Кроме как назвать его "О бездарном освоении средств, выделенных Президентом РФ на поддержку гражданского общества (или, как его по-новому стали называть - "третьего сектора" экономики)", язык не поворачивается... Полное не знание и не понимание проблем в российских НКО...

В России официальное статистическое наблюдение за состоянием некоммерческого сектора ведут: Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО (ОП РФ) и Фонд Президентских грантов (ФПГ).

Из доклада Председателя Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елены Тополевой-Солдуновой:о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2017 год, сказано, что:«По данным Минюста России, в нашей стране действует около 220 тысяч НКО. Их количество остается постоянным на протяжении последних нескольких лет. Понять же, сколько из них активно работают, довольно сложно, потому что таких данных ни одно ведомство нам не предоставляет. Можно лишь верить экспертным оценкам о том, что таких организаций у нас не более 15–20 % от зарегистрированных».

За этими словами кроется наличие у россиян огромной потенциальной энергии, направленной на решение социальных задач общества, и жутчайшая картина финансового обеспечения НКО и их материальной базы (нет ни нормальных зарплат с достойным пенсионным отчислением, ни средств на проведение общественно-полезной деятельности, а оргтехника, приобретённая 10-15 лет назад, морально устарела и находится в полу-рабочем состоянии).

Надо полагать, главной задачей Фонда Президентских грантов является выявление и поддержка инициатив НКО, направленных на формирование гражданского общества на основе духовных и исторических традициях России в интересах Государства, а не в интересах отдельных чиновников или НКО. Результат должен быть конкретным!

Анализ презентации Фонда Президентских грантов показал следующее:

1. За прошедшие 3 конкурса поддержано 4764 проекта на общую сумму грантов - 9,8 млрд. руб. (см. лист 2 Презентации). Отчёт об освоении бюджетных средств есть, но аргументации его эффективности нет. Где обнародованные списки проектов-победителей с характеристикой их конкретных, полезных для Государства, результатов? В каждом конкурсе оказывалась материальная поддержка только около 0,72% НКО от действующих в России (если не учитывать повторную, около 30% (см. лист 4 Презентации), выдачу грантов отдельным НКО), т.е. около 219 тысяч НКО остаются без материальной поддержки после каждого конкурса.

2. Сложность и "занаученность" создания грантовой заявки от НКО, обусловлена проведением 138 обучающими мероприятиями (см. лист 2 Презентации), в которых приняло участие всего около 3,78% от зарегистрированных НКО, остальным хватило "беглого взгляда", чтобы оценить ничтожную степень получения материальной поддержки Фонда Президентских грантов и не тратить зря время на надежды в реализации своих планов при поддержке Государства.

3. В первом конкурсе грантов 2018 года приняло участие 8353 НКО (см. лист 6 Презентации) или 3,8% от всех зарегистрированных в России НКО. Что, остальным 96,2% российских НКО не нужна государственная финансовая поддержка для реализации своих проектов в виде грантов Президента РФ или «третий сектор» экономики утратил веру в справедливость выделения грантов Государством? Скорее - последнее...

4. Самое интересное в Презентации - это страничка, посвящённая самым распространённым ошибкам, встречающимся в заявках на гранты Президента РФ.

- Запрошена большая сумма гранта в расчёте на то, что дадут меньше (на стадии составления заявки на грант и на стадии его реализации цены смогут существенно изменяться, что может привести к срыву договорных обязательств по исполнение грантового проекта; вся запрашиваемая сумма прозрачна и расписана в бюджете проекта, так, что можно соглашаться или нет только с отдельными статьями расхода).

- Предусмотрен собственный вклад, равный нулю (у НКО, которые не имеют федеральную, региональную и муниципальную поддержку, а также поддержку бизнеса, своих средств нет даже на зарплату и обновление оборудования, есть только идеи, энтузиазм, собственные интеллектуальные и физические силы. Разве этого мало? Таких организаций в России большинство и именно на поддержку таких организаций был задуман изначально грант Президента РФ).
 
- Не описан опыт организации по выбранной теме (у организации по выбранной теме может опыта и не быть, но этот опыт может быть у ее сотрудников или у привлечённого специалиста).
 
- Не обеспечена информационная открытость организации, не предоставлены письма поддержки (т.е., если у организации нет средств на создание и обслуживание своего сайта и письма поддержки регионального министерства, имеющего свои «проверенные» НКО, на «лояльность» к власти, то на получение гранта можно не надеяться).
- Представлена заявка, содержание которой практически полностью совпадает с заявкой, поданной на предыдущий конкурс (много ли отдельно взятое НКО направлений своей деятельности и реально подготовленных проектов, требующих поддержки Государства?. Каждое НКО осуществляет свою деятельность в каком-то узком секторе, и если проект, который готовился за счет собственных сил и средств несколько лет, вдруг, не получил в этом году грант Президента РФ, то это не значит, что он плохой и не достоен гранта и, тем более, не теряет свою актуальность. А если у НКО это является единственной темой, где она достигла совершенства мирового уровня? Значит ли это, что 6802 проекта из 8353, которые не стали победителями первого конкурса грантов 2018 года условно считаются выполненными «без предоставления гранта Президента РФ" и к рассмотрению повторно не приниматься не могут?).
 
- Указаны такие результаты проекта, которые не отвечают принципам измеримости и адекватности (а в каких единицах измеряется совесть, патриотизм, духовность, здоровье и т.д?).

Из этих распространённых ошибок, встречающихся в заявках на гранты Президента РФ можно сделать вывод, что будь вы специалист и патриот «семи пядей во лбу», готовый работать на одном энтузиазме по социально-ориентированному актуальному проекту, Фонд президентских грантов вам не окажет финансовую поддержку, если:
 
- вы запросите «завышенную» сумму гранта, пытаясь заменить морально устаревшую оргтехнику 20-летней давности;
 
- не можете вложить свои деньги в софинансирование проекта, причём, ваши идеи, энтузиазм, собственные интеллектуальные и физические силы ничего не значат;
 
- у вашего НКО нет опыта реализации проекта по выбранной теме, даже, если он есть у ваших сотрудников;
- у вашей НКО, в силу экономических и технических причин нет своего сайта;
 
- у вашей НКО нет письма-поддержки регионального министерства, в силу того, что по тем или иным причинам с вас нечего взять;
 
- ваше НКО работает в узком спектре оказания услуг и заявляет один и тот же, пусть даже гениальный, проект;
 
- вы указали в заявке результаты проекта, которые не отвечают принципам измеримости и адекватности, т.е. м, кг, кол. чел., шт и т.д.
 
5. Анализируя систему конкурсов грантов за 2017 и 2018 годы бросается в глаза её неадекватность в российских реалиях и чрезмерная сложность. На мой взгляд разделение грантовых заявок по запрашиваемым суммам на четыре группы не рационально. Должна остаться только одна градация - от 500 тыс. до 3 млн. руб. Всё, что ниже 500тыс. руб. - это «мишура» и «разбазаривание» целевых средств (зарплата в 1МРОТ 4-х человек-участников гранта за год составит около 500 тыс. руб. + средства на мероприятия, или мероприятия без зарплаты, тогда жить и платить налоги за чей счёт?). Всё, что выше 3 млн. руб. - это неоправданные расходы на поддержку стабильно финансируемых НКО, проекты которых не нуждаются в государственной поддержке и финансируются из других источников (в этих случаях выдача гранта является не оправданной). Также следует убрать все долгосрочные проекты. Таким образом, прекратится распыление средств гранта на финансирование незначительных и глобальных проектов, упростится нормативная база, сократится численность экспертов и ФЗП Фонда Президентских грантов.

Прочитать подробнее: https://vk.com/public145492635


Рецензии