Комсомольский значок

                Деду девяносто лет, а внучке, Верочке –  четырнадцать. Дед был сухопарый, строгий, а внучка – шустрая школьница. Вера с дедом дружила, она любила слушать его рассказы.
        Просыпаясь утром, дед всегда перебирался на диван и задумчиво глядел в окно. Однажды, когда все уроки были сделаны, внучка подсела к деду на диван.
      – Дед, о чем ты все время думаешь, глядя в окно?
      –  О своих боевых товарищах. Они ведь погибли. Но скоро я их увижу, недолго мне уж осталось.
      – Дед, не выдумывай! Ты еще не старый у нас! Расскажи мне лучше  про войну!
     –  Ничего интересного нет на войне.
     – Ну, пожалуйста, расскажи, как ты воевал. Сколько тебе тогда было лет?
     –  Хорошо, расскажу тебе одну интересную историю, раз просишь.

                Итак, мне едва исполнилось восемнадцать, когда началась война. Я учился в танковом училище. Ох, и озорник был! Меня постоянно наказывали. И даже в комсомол из-за этого не приняли.
     –  Тебе обидно было?
     –  Тогда началась война, не до обид было.  Я решил, что на войне докажу всем, что могу быть настоящим комсомольцем.
Всех ребят из училища отправили на фронт. Я попал в роту, где ротным был сержант лет двадцати двух и звали его Иван.  Мы с ним подружились сразу.
     –  А где он сейчас?
     –  Нет его, внученька, погиб он. Ох, и тяжелы были первые месяцы войны! Я совсем не щадил себя. Мне хотелось быть героем! Ваня меня оберегал, мол, не спеши, успеешь еще, навоюешься.
     –  А ты слушался Ваню?
     –  Конечно, нет. Я не из тех, кто отсиживался в окопах. Ваня как-то сказал  мне: «Ты, видимо, комсомолец. В тебе столько смелости, а страха нет»
     –  А ты?
     –  Сказал, что не приняли меня в комсомол за плохое поведение в училище.
     –  А он?
     –  Он сказал мне, что это надо исправить.  Он ведь комсорг роты и решил принять меня заочно в комсомол. Снял с себя комсомольский значок и повесил его мне на грудь со словами: «Носи его с гордостью. Знай, я верю в тебя, и надеюсь, что ты не подведешь звание комсомольца. Учти, комсомолец на фронте – это не то, что комсомолец в мирной жизни!»
Я поблагодарил  Ивана за доверие.

Дед замолчал. Он вновь уставился в окно и горестно вздохнул.
     –  А что дальше, деда? Ой, как  интересно!
     –  А дальше вот что. Однажды, мы с Ваней, возвращаясь из разведки,  напоролись на немцев. Началась перестрелка, а тут еще взрывом огромной силы меня отбросило в сторону и оглушило. Я ничего не видел и не слышал. У меня сильно горела левая сторона груди, и я не мог ползти, была перебита нога. Собрав все силы, я все-таки дополз до своих ребят.
     –  А где Ваня-то?
     –  Ваню мы нашли только утром. Он был убит снарядом, осколок которого попал в меня, вернее в комсомольский значок. Значок вдавился в кожу и сделал глубокий разрез, но все-таки закрыл собой мое сердце. Вот и получилось, что значок спас мне жизнь…
     –  А ты дальше воевал уже без Вани?
     –  Конечно. Вернувшись из госпиталя, я продолжал воевать.
     –  А значок где, ты его не выбросил?
     –  Ты что, внученька! Он у меня хранится. Принеси шкатулку, я покажу тебе его.
Верочка передала деду шкатулку, в которой он бережно хранил свои военные награды.
     –  Вот он, Верочка!  Видишь, какая вмятина на нем!
     –  А что это за буквы?
     –  В то время было много разных видов комсомольских значков.  На этом значке –  флажок, а на нем красная звезда и в ней три буквы "КИМ", что означает Коммунистический Интернационал Молодежи.
     –  А сейчас какие значки в комсомоле?
     –  С сентября 1991 года комсомола больше нет. Но на последнем комсомольском значке  – на фоне красного знамени был профиль В. И. Ленина и надпись «ВЛКСМ» – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи.
     – А почему сейчас нет комсомола?
     – С тех пор много чего произошло в нашей стране, и комсомол перестал существовать. Но это уже другая история.   

Дед закрыл глаза, замолчал, вспоминая свою молодость. Потом, приподнявшись с дивана, сказал с горечью, поглаживая руку внучке.    
     – К сожалению, сегодняшняя молодежь мало, что знает о комсомоле. Всего лишь сухие строчки из школьного учебника о том, что в 1918 году была создана молодежная организация. Но комсомол – это не просто организация, это – жизнь трех поколений, это – целая эпоха в истории нашего государства.
                А, самое главное, внученька, нам нечего стыдиться прошлого: всё, что создано комсомолом, пошло на пользу нашей стране, нашей области и вам, нашей молодёжи.


Рецензии