Николай II под сенью Калужской Богородицы
По сообщению на титульной странице самого популярного в Российской империи со второй половины XIX века журнала «Всемирная иллюстрация» № 860 (XVII) от 6 июля 1885 года главной новостью внутренней политики стал «Образ Калужской Божьей Матери, поднесённый Его И.В. Государю Наследнику Цесаревичу в день совершеннолетия Его Высочества калужским земством; работа фабриканта Хлебникова». При этом очень странным выглядело поднесение Образа практически за год до его 18-летия, если считать, что наследник престола родился 18 мая 1868 года...
Икона была выполнена известной московской фабрикой золотых и серебряных изделий Хлебникова на Швивой горке. Фабрика располагалась в обширном градоформирующем объекте – доме Нарышкиных в Яузской части города, что связывало её с духом и эпохой Петра Великого. На Всемирной выставке в Вене в 1873 году изделия фабрики обратили на себя «серьёзное внимание» экспертов и заслужили две медали. С 1879 года фирма уже именовалась «Поставщиком российского императорского двора» и имела право изображать государственный герб на своей вывеске, что являлось знаком высокой репутации у заказчиков и распространению моды на изделия Хлебникова.
Фирма «И.П. Хлебников, сыновья и К;» выполняла изделия, в основном, в русском историческом стиле, отдавая дань и новому направлению – стилю модерн. Именно в этом стиле по заказу Калужского земства была изготовлена Калужская икона Божьей Матери, небесная покровительница Земли Калужской - прародины Дома Романовых, предназначенная в качестве подарка цесаревичу, будущему императору Николаю II.
Иконография иконы каноничная. Оклад чеканный, выполнен из золота 88 пробы, перегородчатая эмаль для боковых полей, накладного нимба, клейм и картуша с надписью: «ОБРАЗ КАЛУЖСКОЙ ПРЕСВ. БЦЫ».
На оборотной стороне иконы находилась дарственная надпись полукругом «ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ НАСЛЕДНИКУ ЦЕСАРЕВИЧУ». Ниже и внутри полукруга в четыре строки надписи: «НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ», «ОТ», «КАЛУЖСКОГО ЗЕМСТВА», «МАЯ 1886 Г.».
Кроме дарственной надписи на окладе были выбиты клейма: герб России (двуглавый орёл) с клеймом фабрики «Хлебников», долее: имя мастера «В.С.» с годом изготовления «1886»; проба золота «88» и герб Москвы.
Существует мнение, что преподнесённая в дар будущему императору Николаю II Калужским земством Калужская икона Богородицы не только оказала благотворное влияние на все стороны жизни в России, но и возымела на судьбу самодержца мистически-пророческие последствия...
Уже вытерлось из общественной памяти одно знаковое событие в культурно-просветительской жизни Москвы, прошедшее 11 марта 1897 года в помещении Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Здесь под патронажем членов августейшей фамилии: великого князя Сергея Александровича (сына императора Александра II, московского генерал-губернатора, председателя Императорского Православного Палестинского общества, великой княгини Елизаветы Фёдоровны (урождённой принцессы Гессенской, председателя ИППО с 1905 года, прославленной в лике святой преподобномученицы Русской православной церковью в 1992 году) и принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской состоялась художественная выставка «Изображения Богородицы» работ членов Московского общества любителей художеств. Выставка была приурочена 15-летию учреждения императором Александром III Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), инициатором основания, секретарём и почётным членом которого являлся Василий Николаевич Хитрово (1834-1903), дальний родственник боярина Василия Кондратьевича Хитрово, на чердаке барского дома которого, в семи верстах от Калуги, в начале лета 1748 года была явлена чудотворная Калужская икона Божьей Матери.
На фото слева: великий князь Сергей Александрович (1857-1905) и его супруга, великая княгиня Елизавета Фёдоровна (1864-1918),
Справа: Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом читает книгу (или Калужская икона Божьей Матери с младенцем Иисусом). Неизвестный художник. Москва. Россия. 1897 год.
На выставке «Изображения Богоматери», при стечении многих авторитетных и известных людей России: трёх августейших особ, высокопоставленных чиновников и придворных, депутатов Государственной Думы, учёных в области общественных и гуманитарных наук, искусствоведов, владельцев частных художественных галерей и музеев древностей и предметов народного искусства, известных коллекционеров, литераторов, педагогов, художников, церковных благотворителей и меценатов было явлено живописное полотно работы одного из членов Московского общества любителей художеств (в настоящее время неизвестного) с изображением необычного образа Пресвятой Богородицы с младенцем Иисусом, читающей книгу. В отечественной иконографии подобной канонической иконописной схемы ещё не существовало.
Представленная работа была интересна как с иконографической, так, собственно, и с художественной точки зрения. Картина выполнена маслом на холсте в стиле итальянских живописцев эпохи Возрождения в 1897 году. Сюжет живописного полотна на религиозную тему для Западной Европы конца XIV - начала XV века был достаточно традиционен – Дева Мария с Младенцем на лирическом садовом пейзаже, и признан в качестве "визитной карточкой" эпохи Возрождения. Богородица поглощена чтением книги интуитивно придерживает Сына от падения. Разбор иконографической схемы этого живописного произведения выявляет в ней два соединённых объекта: самостоятельную каноническую иконографическую схему, тождественную Калужской иконе Божьей Матери и не самостоятельный образ младенца Иисуса, требующий постоянной опеки Богородицы. Очевидно, что данное живописное произведение может быть интерпретировано как новая ипостась чудотворной Калужской иконы Божьей Матери, явленная в результате трансформации первообраза (после Рождества Христова) в преемственной связи во времени. Следовательно, новый образ Богородицы может быть назван - «Калужская Божья Матерь с младенцем Иисусом».
Определённую связь новая ипостась Калужского образа Богородицы имеет со Святой Землёй (Сирией, Палестиной, Израилем) и паломничеством туда верующих, но это уже другая история.
Особую значимость имела чудотворная Калужская икона Божьей Матери из сокровищницы Дома Романовых, упомянутая в ведомости за 1898-1908 годы. В настоящее время эта икона, принадлежавшая императору Николаю II, находится в частном собрании г. Чикаго, штата Иллинойс, США.
Икона выполнена маслом по дереву. Представленный фрагмент серебряного 84 пробы золочёного оклада, выполнен в технологии: филигрань, чеканка, перегородчатая разноцветная эмаль по скани, в нижней части каймы - картуш с надписью: «КАЛУЖСКИЯ ПР. БЦЫ»; нимб накладной, узорчатый; на нимбе и в уголках полей проставлены клейма «СГ».
Предположительно история создания этой иконы относится к 1904 году, когда в царственной семье Николая II 30 июля (12 августа) родился пятый ребёнок и единственный сын Алексей. Трагедия, в виде заболевания долгожданного наследника престола гемофилией стала очевидной уже в сентябре 1904 года, когда у младенца, не достигшего ещё двухмесячного возраста, началось тяжёлое кровотечение из пупка. На семью Николая II выпало тяжёлое испытание. Для поддержки опечаленных родителей и для исцеления цесаревича, надо полагать, по инициативе великого князя Сергея Александровича, имевшего, как Председатель Императорского Православного Палестинского Общества, связи со Святой Землёй и знавшего о многочисленных свидетельствах исцелений страждущих пред сей чудотворной Калужской иконой Божьей Матери, была написана на Святой Земле, специально для Николая II и цесаревича Алексея, Калужская икона «с усиленными духовным качествами». Об этом свидетельствует типичный для женщин Ближнего Востока лик Богородицы. Дорогой оклад под икону изготовлялся на московской фабрике золотых и серебряных изделий «И.П. Хлебников, сыновья и К;». Калужская икона Богородицы сопровождала семью императора Николая II, возможно, до её последнего дня...
В заключение следует отметить некоторые необъяснимые мистически-пророческие моменты, связывающие Калужскую икону Божьей Матери с судьбой императора Николая II и династии Дома Романовых в целом. В общем толковании, «мистика» – это вера в существование сверхъестественных сил с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности.
Во-первых, явление чудотворной Калужской иконы Божьей Матери в 1748 году совпало с двумя знаковыми для Дома Романовых событиями: 50-летием пострижения в Суздальско-Покровском монастыре в инокиню с именем Елена последней русской царицы Евдокии Лопухиной, и 30-летием казни Петром I своего сына – последнего русского царевича Алексея Петровича (доминирующей является круглая дата, связанная с царицей Евдокией Лопухиной).
Во-вторых, казнь семьи императора Николая II 17 июля 1918 года в Екатеринбурге и других членов Дома Романовых 18 июля 1918 года в Пермской губернии произошла через 220 лет после пострижения царицы Евдокии Лопухиной и ровно через 200 лет после казни 22 июня (7 июля) последнего русского царевича Дома Романовых Алексея Петровича (доминирующей является круглая дата, связанная с царевичем Алексеем). Кроме этого дата «17» напоминает о том, что после смерти Евдокии Лопухиной явление Калужской иконы Богородицы произошло через 17 лет, как и в сумме цифр в годе казни царевича Алексея - 1718.
В-третьих, два царевича Алексея Дома Романовых были казнены в 1718 и 1918 годах почти в один день с разницей в 200 лет.
В-четвёртых, Николай II прожил 50 лет, то есть столько, сколько прошло времени от пострижения царицы Евдокии Лопухиной до явления Калужского образа Богородицы.
В-пятыхх, подлинник Калужской иконы Богородицы исчез во второй половине июня 1918 года, практически за месяц до расстрела Царской семьи, при этом, за месяц до своего исчезновения 14 мая 1918 года было «знамение», оставшееся не раскрытым, - город Калугу потряс взрыв чудовищной силы. Взлетали на воздух артиллерийские склады с боеприпасами для трех дивизий и полугодовым запасом патронов.
В-шесты, все казнённые члены семьи последнего императора Николая II были канонизированы Русской православной церковью в 2000 году как страстотерпцы, а великая княгиня Елизавета Фёдоровна прославлена в лике святой преподобномученицы в 1992 году. При этом пострадавшие за сохранение русской веры и традиций царица Евдокия Лопухина и царевич Алексей Петрович, ещё при жизни почитаемые народом как святые русской земли, были оболганы дворцовыми интриганами и до настоящего времени остаются без должного внимания историков и церкви. Следует отметить, что царевич Алексей Петрович имел 87,5% «калужской» крови...
Читать подробнее: https://vk.com/public145492635
Свидетельство о публикации №218081500425