Похождения Хера

Что-то я часто стал слышать от окружающих меня людей слово "херово" в смысле "плохо". Меня еще некоторые учили, что слово "хер" - нецензурное. А тут люди на всю страну могут сказать "Хер вам всем, а не деньги!", например.
 
Не маргиналы какие-нибудь, нормальные с виду люди. Дептутаты, там или сенаторы, министры или вот начальник дуболомской Думы Володин, тоже..
 
Поэтому самому тоже так и хочется сказать - Эй, вы чо, охерели?! Нельзя в приличном обществе это слово употреблять, блиять! Ху*ями-то никого не обкладываете, поди. Извините за мат.
 
2.
Но на самом деле все не так просто как кажется.
Раньше я списывал все на их - перечисленных выше сабжей - дуболомскую необразованность. А теперь нет. Теперь я так не думаю, потому что вооружил разум бритвой Оккама и отрезал этим персонажам все лишнее, существующее по мнению, а не по истине. Теперь я думаю, что все они на самом деле образованные в каком-то смысле и одновременно тупые. Натурально, как дебилы, а то и хуже. И русского языка нихуя не знают, хоть и родились здесь-и-сейчас.
 
Ведь как хер в русском языке возник? Кто знает? Поднимите руки. Ага. Ну, я так и думал.
 
Рассказываю. Дело было так. В глаголице - кириллице существовала  до реформы 23-я буква, которая звалась Херувимы. Сокращенно Хер. На письме обозначалась знаком Х
 
Из-за формы буквы Х её сокращенное название "хер" часто использовалось для обозначения чего-либо крестообразного: у Вл. Даля, напремер, упоминаются игра в херики-оники (крестики-нолики) и выражение ноги хером как противоположное ноги колесом. Отсюда же происходит слово херить - первоначально - перечеркнуть крест-накрест; ср. у Лескова: Владыка решение консисторское о назначении следствия хером перечеркнул. Поэтому похерить - означает зачеркнуть
 
Будучи первой буквой нецензурного ху*я буквица "хер" стала с XIX века - со времени Гусарской азбуки - активно использоваться как его эвфемизм (Так же как в английском eff (название буквы F) вместо fuck.
 
В итоге, к 1990-м годам, в СССР слово хер и производные от него (например, «похерить») стали многими восприниматься как табуированные, так как исконные наименования кириллических букв были в основной массе населения забыты. Данный факт наложил отпечаток и на употребление слова хер в нашу херово-постсоветскую эпоху, несмотря на изменение отношения к обсценной лексике.
 
Только, как я посмотрю, после этого моего объяснения все их дуболомское велеречие еще хуже стало выглядеть в моих глазах. А ведь я помню как мама мне говорила, предупреждала  Эволюция - вещь очень жесткая и печальная, сынок. Жизнерадостной эволюция не может быть ни по определению ни по мнению, потомучто умножая познание, мы умножаем скорбь .
 
3. Приложение
Вл. Даль Толковый словарь живого великорусского языка:
ХЕР, буква, см. х в начале. Игра в херики, в крестики, в оники. Херить письмо, похерить, (выхерить), перекрестить либо вымарать, зачеркнуть вкрест. -ся, страдат. У него ноги хером, противопол. колесом.    


Рецензии