Методология православной культурологии

МИХАИЛ АБЛАЕВ. "МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ".

Очевидно, что человеческая культура имеет языческое, демоническое происхождение. К языкам это относится только отчасти (вспомним о наделении людей языками при сотворении и о смешении языков Богом в истории с вавилонсккой башней). А вот все остальные отрасли, направления и составляющие культуры -  от языческих богов, духов, то есть демонов. Вспомним мифологию, вспомним богов культуры и культурных героев, вспомним египетского бога Тота - учителя письменности и наук, вспомним театр Диониса, вспомним муз и граций, Аполлона и Гермеса... В данном рассмотрении нас интересует происхождение жанров искусства и литературы. Все они, у всех народов, имеют демонические корни, и все они изначально носят культовый или околокультовый характер. Первая проблема подхода к изучению и оценке искусства и литературы христианской и постхристианской эпох - рассуждение и выводы о том, как, насколько плодотворно и глубоко свет Христов, свет Божий преобразил, оплодотворил и возвеличил языческие жанры искусства и литературы. К проблеме постхристианской культуры 20 и 21 веков можно сказать, что речь должна идти как о наследии христианской культуры, так  и о "человеческом", гуманном аспекте творчества и восприятия. Последнее делает очевидным для православных исследователей и учителей особо трепетной и актуальной вторую методологическую проблему в оценке языческого искусства и литературы: в обсуждении этих произведений нужно, отметая и обличая демоническое с его "гуманизмом" и даже гуманностью, отсеивать "золотой песок" гуманности чисто человеческой, соответствующей восприятию и воплощению в творчестве подобия образа Божиего, заключенного в людях и человеках. С этим аспектом связан третий - отношение христиан и псевдохристиан к языческим ценностям литературы и искусства в эпоху Ренессанса 14 - 20 веков. Оправдания поисками в них гуманности в свете Христовом и Божием должны оцениваться особо тщательно и проблемно в смысле того же отделения гуманности демонической от гуманности "подобия образа Божиего". Общая же оценка культуры Ренессанса очевидно отрицательна: это - предательство Бога и его спасительных истин в жизни, творчестве и отношении к ценностям.
               
                27 января 2018 года.


Рецензии