Измена

   В тот солнечный теплый день я долго гуляла и зашла в кафе немного отдохнуть. Столики были заняты. И только в самом углу оставалось свободное место. Пожилая женщина в скромной одежде любезно разрешила мне подсесть за ее столик.
  Слово за слово, мы разговорились. Не помню, почему, но речь зашла об измене. И моя собеседница рассказала мне такую историю.

***
- Есть у меня приятельница Катя. Мы раньше работали вместе и дружили.
Муж у нее был молодой, лет на десять ее моложе. Жили они неплохо,  двоих детей растили.
 Так случилось, что купила Катя сад и очень им увлеклась. Уедет с пятницы - и до вечера воскресенья. Столько планов она настроила: тут цветы посадит, там ягоды разведет.
 Дети и муж в саду бывали, но не больно туда рвались. Сыну лет шестнадцать было, дочери — четырнадцать. Им с друзьями интереснее.

 Муж Кати, Володя, был домоседом и большим любителем компьютерных игр.
Но, если что-то надо, она его просила - он делал. И проводку чинил, и люстры вешал, и гвозди забивал.
 В соседнем доме жила одна их знакомая, Полина. У нее ни мужа, ни детей. Не сложилось как-то.  Встречаясь с Катей во дворе, Полина улыбалась и расспрашивала ее, что да как: чем муж занимается, как дети учатся.
 Катя ей рассказывала и про мужа, и про детей. Полина ей сильно завидовала. Но делала вид, что рада за Катю.

  Однажды, пока Катя в саду своем пропадала, Полина зашла к Володе:
- Говорят, ты в компьютерах хорошо разбираешься. Правда?
- Ну, так...Кое-что умею. А что?
- Я вчера купила комп, а как его наладить, не знаю. Ты не мог бы мне помочь? Я тебе заплачу, сколько скажешь.
 Володя согласился помочь.

 Пока он запускал компьютер, Полина стол накрыла. Предложила ему обмыть покупку. 
 Подняли бокалы, выпили, закусили...

 Володька сам не ожидал, что так получится. Проснулся среди ночи в постели с другой женщиной и пришел в ужас:
 - Что же я наделал! Ведь жена теперь меня на порог не пустит!

 ***

 Катя в тот день вернулась, видит - мужа дома нет. Давай ему звонить, а он все трубку не берет. Она встревожилась и звонила много раз. Наконец ей ответили. В трубке - женский голос. Катя даже не сразу узнала его:

 - Полина, это ты?
 - Да, я!
 - А почему у тебя телефон моего мужа?!
 - Потому что теперь он мой муж! Мы любим друг друга! И он будет жить здесь! - Это было сказано так резко и холодно, что Катю затрясло.
 - Как ?! Как это может быть?!
 
 ***

 До утра не спала Катя, все вспоминала.
 Когда Володька начал за ней ухаживать, ему было двадцать семь, а ей уже тридцать семь стукнуло. Она побывала замужем, и неудачно, а он женат не был.

 Всерьез Катя его не воспринимала. И все попытки пригласить ее куда-нибудь пресекала сразу. Он ей казался слишком молодым. Значит, у него просто блажь. Так, позабавиться решил. Потом бросит "старуху" и с друзьями будет над ней смеяться.

 Парень приходил снова и снова. Встречал после работы, провожал до дому. Она его гнала к молодым красоткам. А Владимир все твердил, что ему только она нравится, и никто, кроме нее, не нужен.

 Капля камень точит. И, наконец, она решила попробовать. Да так влюбилась, что и сама не ожидала! А он-то как был счастлив!

 ***

 Когда она забеременела, повел ее без разговоров в ЗАГС.
Я, говорит, хочу своего ребенка от любимой женщины растить не как приходящий любовник, а как муж и отец.

 Жили они неплохо. Конечно, у него со временем и недостатки обнаружились. Так ведь у кого их нет!
 Насчет молодых красоток, к которым муж вот-вот уйдет, Катя только поначалу дергалась. А потом успокоилась. Володя любил и жену, и детей, и ни разу не дал повода усомниться в себе.
А тут такое!

Она всю ночь просидела на кухне и проревела в три ручья. Все думала, как его выгнать: то ли чемодан выставить, то ли, как придет, потребовать ключи и указать на дверь. А память подсовывала ей воспоминания о том, как у них все было. Так Катя и проплакала всю ночь.

 ***
 Тут моя собеседница ненадолго остановилась, задумчиво отпила из своей чашки чай и продолжила рассказ:
 - На другой день мы с ней работали в одной смене, я смотрю - что-то с ней не то: темные круги под глазами, а на лице тоска.
 - Кать, что с тобой, ты прям на себя не похожа?

 Тут Катерина расплакалась и рассказала мне всю эту историю. А в конце и заявляет:
 - Я знала, что это когда-нибудь случится! Сегодня соберу его вещи и выставлю в коридор. Пусть идет куда хочет!

 Я  ей и говорю:
- А ты погоди, Катерина, не горячись! Муж твой гулящим никогда не был. Может, он и не хотел, а так все сложилось. Может, женщина та ему голову задурила. Ты с плеча-то не руби. Лучше сходи-ка в храм, помолись, попроси ума-разума. А потом собирайся и иди туда, к этой любовнице. Только ты там не ругайся, а приди и спокойно скажи:
- Ну, что, муженек, погулял и будет! Пойдем-ка домой! Нам с тобой еще детей надо растить.
 Катя сначала ни в какую не соглашалась. Но я все же уговорила ее.

 После работы  она в храм сходила. Долго молилась там. А потом - к нему.
Звонит в дверь. Полина открыла, а Володька за ней стоит, с ноги на ногу переминается, а глаза виноватые. У Кати аж дух перехватило. Хотела она сказать им горькие и злые слова. Да опомнилась. Вздохнула поглубже и выговорила:
- Володь, пойдем домой!

 Муж настолько этого не ожидал, у него аж слезы брызнули из глаз. Он-то думал, что теперь жена его на порог не пустит. 

 ***
- Какая Вы молодчина! - восхитилась я. - Такое доброе дело сделали! Семью сохранили! Только...смогла ли Катя простить мужа?  Живут ли они вместе?
- Живут. С тех пор два года прошло. Они тогда долго разговаривали, обо всем переговорили.

 ***

 Мы расстались, пожелав друг другу всего самого доброго. Я возвращалась домой, а в голове все крутилась эта история.
 
 Можно ли простить измену? Будет ли толк от такого прощения? А, может быть, в душе навсегда поселится недоверие, и жизнь после измены превратится в ад?

 По-разному люди отвечают на эти вопросы. И сама я по-разному на них отвечала за свою долгую жизнь. В юности  считала, что после измены жить с человеком невозможно - какая может быть жизнь, когда нет доверия.

 Повзрослев, я пришла к выводу, что каждую измену творят оба супруга. Строя отношения, необходимо договариваться друг с другом, учитывать интересы каждого. А люди склонны считать, что их супруг сам должен обо всем догадываться. Вот и копятся обиды, возникает недовольство друг другом. А тут появляется он или она, смотрит восхищенными глазами, говорит ласковые слова. И, вместо того, чтобы полечить свои отношения, люди впадают в сладкую иллюзию, что с другим человеком  без труда можно добиться счастья. Увы, нет! Сколько я знаю историй, когда и в новых отношениях людям доводилось наступать на те же грабли.
 Но если супруги готовы не только выслушать и понять друг друга, но и делать шаги навстречу, то, мне кажется, шанс на счастье у них есть.



 


Рецензии
Ирина, милая, я прочла Ваш рассказ внимательно и хочу сказать, что моё мнение категорично: нельзя прощать мужчину, изменившего даже однажды! Изменил, значит обманул, предал, не ценил. Простишь раз, непременно получишь исполнение того же "на бис". Скажите, Вы дали бы второй шанс тому, кто, выстрелив в первый раз, промахнулся? Когда прощают, обычно оправдываются:ради детей, у нас общий бизнес, как быть с друзьями, тоже общими, что скажут люди, как родители отреагируют... А о том, что дети будут наблюдать отчуждение родителей, что принять снова человека, предавшего твою веру, человека, который ЭТИМИ РУКАМИ обнимал другую, не думают.
Я понимаю, многие не разделяют моего мнения на этот счёт, но я из тех женщин, кто не просил бы даже меньшего - повышенного тона, например. Вы обратили внимание, что я использовала сослогательное наклонение? Дело в том, что я счастливая женщин, и всё сказанное - мои наблюдения и возмущения. Среди моих знакомых и даже родственников есть простившие измену, и ничего хорошего из этого не вышло.
В сотый раз повторю: НЕЛЬЗЯ ПРОЩАТЬ ИЗМЕНЫ!!!
Я согласна с Чеховым, который говорил, то дотронуться до изменившей женщине также противно, как к холодной котлете, которую трогали чужие руки.

Магда Кешишева   27.03.2023 14:18     Заявить о нарушении
Добрый вечер, дорогая Магда! Прежде всего, благодарю вас за интересный отзыв.
Теперь по теме. Прощать ли измену - каждый в своих отношениях решает сам. Измена измене рознь.
Здесь описана случайная измена. Мой герой Володя не собирался изменять. Свою Катю и детей он любит. Я думаю, он и вправду отправился к приятельнице своей жены чтобы помочь ей с установкой компьютера. Ну, и денежку небольшую подзаработать себе на пиво. А попал он в ситуацию, к которой был не готов: Полина решила его заполучить себе, используя хитрость и коварство. Возможно, пока он запускал компьютер, она накрыла стол, поставила водочки. А потом пригласила его "обмыть" дорогую покупку. Ему бы в этом месте твердо сказать "нет", взять свои денежки и уйти домой. Но он, увы, повелся на халяву. Присел к столу "на минутку"...
Что было дальше? Все что угодно. Возможно, коварная Полина подливала ему водки, ласково заглядывая в глаза и восхищаясь им. Возможно, она даже подсыпала ему какого-нибудь клофелина, а потом затащила в свою постель, разделась и легла к нему. Мужчина не помнил, как именно развивались события, но, очнувшись ночью в чужой постели рядом с чужой женщиной, пришел в ужас.
Ему совершенно не нужна была эта женщина. Но что теперь делать со всем этим он не знал. В голове набатом стучали мысли, что теперь Катя его выгонит.

Вот если ситуация примерно такая, как в этом случае, то лучше не рубить сплеча, а разобраться и перезагрузить отношения. Это будет и больно, и трудно, придется пережить период недоверия. Но шанс сохранить семью есть.

Подобную историю я описала в рассказе "Медовая ловушка". Там юная влюбленная девушка своего парня не простила, рассталась с ним, а потом всю жизнь об этом вспоминала и жалела.

Но есть измены, которые прощать нельзя. Когда ясно, что человек изменяет вполне осознанно, потому, что считает себя вправе на особое положение в семье. Когда кто-то из супругов не дорожит отношениями и легко ставит на кон благополучие своей семьи. Или когда один из супругов вообще по жизни распущенный человек. Такими бывают и мужчины, и женщины.

Есть ситуации, когда никакой измены не было, но обвинение в измене постоянно звучит, поскольку изменой ревнивый супруг считает даже простое вежливое общение своей половины с другим человеком. В результате, складывается тяжелая ситуация, когда второму супругу постоянно приходится оправдываться, а ему или ей не верят. Такое я тоже описывала в одном из своих произведений.

Словом, измен всяких много. Каждый раз, прежде чем все рушить, стоит обдумать ситуацию по-взрослому.
Если ясно, что измены будут продолжаться и супруг не собирается ничего менять, а второй половине это приносит невыносимые страдания, то, возможно, имеет смысл прежде подготовить пути выхода из травмирующей ситуации, а потом уйти.
Есть ли люди, которые простили измену? Конечно, есть. Их много.
Тот же самый Антон Павлович Чехов простил своей жене Ольге Книппер ее увлечение Немировичем-Данченко. Он понимал, что поскольку они живут в разных городах, она - в Москве, а он в Ялте и встречаются только пару раз в году на несколько дней, то она, окруженная мужским вниманием и восхищением, порой изменяет ему. Конечно, ему было больно, но все же он простил "крокодила своего сердца".
В жизни все не так просто, дорогая Магда! Но я рада, что лично у Вас все хорошо.


Ирина Полонская   27.03.2023 21:35   Заявить о нарушении
Какие могут быть расуждения, когда есть факт измены?! Что касается Чехова, то он не из тех мужчин, кто в вихре страсти сжигает корабли. Иначе он ответил бы на чувства Лики Мизиновой, которая его искренне любила исправедливо винила его во всех своих несчастьях. А ведь семтра Антона Павловича, Мария Павловна, подруга Лики, писала, что брат любил Лику сильнее, чем она его. Тогда, зачем?! Да и сестру свою он лишил женского счастья. А ведь она могла выйти замуж не абы за кого: за ней ухаживали Левитан, Куприн. Собственно говоря, Чехов и в отношении друзей был не на высоте. Известна его многолетняя дружба с Левитаном, который подолгу жил в Мелтхово. Но скажите, почему, когда Левитана не стало, Чехов никак не отреагировал. А ведь его об этом неоднократно просили, и он всякий раз обещал,
но так и не выполнил своего обещания, и унёс с собой эту тайну. Вообще, насколько я ценю Чехова - мастера короткого рассказа, настолько он мне не импонирут, как мужчина, за его отношение к женщине. Холодный он был человек при всём своём остроумии, при всей ироничности.
В конце вспомню Высоцкого:"Верность - единственная валюта, которая никогда не обесценивается". Он себя добавлю: верность - это талант!

Магда Кешишева   28.03.2023 09:20   Заявить о нарушении
Дорогая Магда! Предмет нашего спора - отношение к измене. Я, как и Вы, плохо отношусь к измене. Это тяжёлый удар, который повергает человека в глубокие страдания. Но, в то же время, я считаю, что не стоит сразу все крушить и сжигать все мосты. Всегда лучше разобраться, обдумать, и принять взвешенное решение.
К Чехову. Вы обвиняете его в плохом отношении к женщинам на примере Лики Мизиновой. Почему он на ней не женился, ведь был в неё сильно влюблен? Мне кажется, он вообще не хотел жениться ни на ком. Он был болен туберкулёзом, который в те времена являлся неизлечимой болезнью. На его иждивении была вся его большая семья: отец с матерью, пятеро братьев и сестра. Возможно, он думал, что не сможет дать красавице Лике того, о чем она мечтает и что заслуживает.
Потом он видел, как живут семейные пары вокруг него. Одну из таких пар он описал в своём рассказе "Попрыгунья". Левитан, его близкий друг, узнал себя в художнике, одном из героев рассказа. А возлюбленная Левитана - замужняя дама - была представлена такой "попрыгуньей". Они тогда сильно поссорились и на три года прекратили дружбу.
В "приличном обществе" того времени измены широко практиковались. Возможно, потому Чехов и не хотел жениться на Лике Мизиновой, чтобы вскоре не стать посмешищем для широкой публики. Она была очень хороша собой, кокетлива и всегда окружена обожателями. Среди её поклонников был, кстати, и любвеобильный Левитан.
А на Ольге Книппер он женился в конце своей жизни оттого, что она ведущая актриса МХТ. А значит, видеться они будут не часто. К тому же, она настаивала на женитьбе, как это видно из её писем. Он и сам не ожидал, что, женившись, влюбится в неё гораздо сильнее, чем изначально хотел. Он стал тяготиться своим одиночеством и очень ждал её приездов. Как профессиональный доктор он понимал, что жить ему осталось недолго. Наверно потому и прощал эту женщину. Он был хорошим человеком.

Ирина Полонская   28.03.2023 15:36   Заявить о нарушении
О Чехове, Левитане и Кувшинниковой, конечно же, мне известено. Что касается болезни Чехова, в момент появления в его жизни Лики он ещё не был болен. Он просто струсил.
Мне кажется, мы не спорим, а просто обмениваемся мнениями, хотя у нас с Вами о предмате разговора диаметрально противоположные мнения. Женщина, и это тоже моё мнение, всегда, при любых обстоятельствах, должна помнить, что она ЖЕНЩИНА и отношение к ней должно быть особое. Потому мне не импонируют, например, песни, где женщина откровенно продлогает себя или просит о любви. Посмотрите, что только ни делают женщины ради того, чтобы угодить мужчине! Одно уменьшают, другое увеличивают, только бы не поменял на другую. Кому он нужен такой, которого можно купить! Омерзительно! Ты же ЖЕНЩИНА! Где твоя гордость! А вообще - то, времена настолько изменились, что и ЖЕНЩИНОЙ не каждую назовёшь, чего уж греха таить.

Магда Кешишева   28.03.2023 17:19   Заявить о нарушении
Насчёт ЖЕНЩИНЫ я с Вами совершенно СОГЛАСНА. Благодарю Вас за интересное общение. Всего Вам самого доброго!

Ирина Полонская   28.03.2023 18:23   Заявить о нарушении
Взаимно!

Магда Кешишева   28.03.2023 18:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.