Альбом голландского коллектива Focus Focus 3

К моменту выхода третьей пластинки под названием «Focus 3», коллектив уже имел значительную популярность. В этом заслуга второго альбома группы «Moving Waves» и суперхита с этой пластинки под названием «Hocus Pocus». После выпуска второго альбома и небольшого турне, группу покидает бас-гитарист Сирил Хаверманс и на его место приходит Берт Рюйтер. В следующем составе – Тийс ван Леер (клавишные, флейта, вокал), Ян Аккерман (гитара), Берт Рюйтер (бас-гитара) и Пьер ван дер Линден (ударные) группа приступает к записи третьей пластинки, которая выйдет с аналогичным названием. Примечателен тот факт, что альбом получится двойным и будет единственным в таком формате в разрезе творческой деятельности коллектива. Пластинка явит собой смещение крена звучания в джазовые территории, в отличие от двух предыдущих работ 1970 и 1971 годов выпуска. Вообще «Focus» не скрывал интереса к таким джазовым музыкантам как Майлз Дэвис, Джон Колтрейн, Чик Кориа. Стоит отметить, что лидер группы Тийс ван Леер, в конце 60-х годов, во время обучения в Амстердамской консерватории, подрабатывал, играя в любительских джаз-командах. Продюсером альбома выступил известный в этих кругах человек – Майк Вернон, работавший с такими исполнителями как Дэвид Боуи, «Savoy Brown». Пластинка была выпущена американскими компаниями «Imperial», «Sire» и английской «Polydor».  Интересна также обложка альбома, на которой запечатлено размытое изображение лидера коллектива Тийса ван Леера, играющего на флейте.
         Открывает альбом этюд «Round Goes the Gossip» с уверенной игрой на клавишных Тийса и энергичной джазовой вставкой в середине, оставляющей приятное впечатление от прослушивания.
        Далее следует красивая «Love Remembered» началом очень похожая на произведение Чайковского – «Лебединое озеро». Красивый диалог акустической гитары и флейты притягивает.
       Композиция «Sylvia» является одной из двух (наряду с «Hocus Pocus») самых популярных произведений коллектива. По словам автора этюда ван Леера, изначально задумывалась песня и клавишник даже написал текст, но впоследствии что-то пошло не так, и композиция стала инструментальной.
      Состоящая из двух тем, «Carnival Fugue», с красивой игрой клавишных и гитары и чёткой работой ритм-секции продолжает течение альбома.
      Минорная вещь и одна из самых запоминающихся композиций коллектива «Focus 3» с красивой игрой электрооргана и печальными гитарными вкраплениями слушается на одном дыхании.            
       «Elspeth of Nottingham» с красивой гитарной игрой на акустической гитаре от Аккермана. Интересное путешествие по старинным замкам Англии.
       В окончании лонгплея следует композиция «Anonymus Two», в которой участники группы реализовали свои сильные качества. Начинается с простой и незатейливой мелодии, далее следуют импровизации всех членной группы. Виртуозные флейтовые и агрессивные клавишные пассажи от ван Леера, задумчивая басовая партия от Рюйтера, зажигательный танец от Аккермана и глубокий ударный анализ ван дер Линдена. Завершение полотна сопровождается той же незатейливой мелодией.
       После выхода, пластинка была не очень тепло принята критиками, они указывали на то, что материал, в отличие от пластинки 1971 года выпуска получился не таким целостным, а также на его недостаток с позиций двухдискового выпуска. С коммерческой же точки зрения ансамбль ждал успех, поскольку хит «Sylvia» был выпущен во многих странах мира, а в Англии он на несколько недель занял первое место в чартах. Также изданием «Melody Maker» группа была объявлена «великой надеждой интернациональной поп-музыки», а газета «Guardian» назвала коллектив чрезвычайно влиятельным. В конце того же года, четверка отправилась в США и добилась серьёзного успеха за океаном.
       В 1973 году ансамбль предпринял турне по Англии, мгновенно достигнув статуса хедлайнеров. По завершении турне, группой был записан и выпущен концертный альбом под названием «Focus at the Rainbow», в котором проявилась вся энергетика группы, которой славились выступления этой команды.


                Владимир Курбалиев


Рецензии