И снова автостоп, или На перекладных

 Лето - удобное время для путешествий. Обдумав маршрут "Рязань - Пятигорск", я шагаю ранним июньским утром с лёгким рюкзаком и вспоминаю, как осенью в моей квартире раздался неожиданный звонок из Москвы. Шеф-редактор международного иллюстрированного журнала "Турист" предложил мне, как внештатному корреспонденту, поехать в Казань и Удмуртию, в Великий Новгород и Старую Руссу. Это были прекрасные путешествия, о которых  я с удовольствием отчиталась на страницах любимого издания! Вчера членам своей семьи я сказала, что Главный редактор отправляет меня в командировку на Кавказ. О том, что на самом деле я еду автостопом и вовсе не по заданию редакции, знает только дочь. Не могу похвалиться, что сейчас, голосуя у шоссе на краю Рязани, я не испытываю никакого волнения. Любое путешествие - приключение, а поездка автостопом - риск и полная непредсказуемость. Как раз то, что мне надо!


Очень быстро добираюсь от Реткино до поворота на Чаплыгин. От перекрёстка спешу к трём фурам, словно мне назначена встреча. Логичнее обратиться к одной из машин регионов 48 и 36, но я подхожу к кабинке огромной белой фуры родного 62 и обращаюсь к водителю:
- Автостопом довезёте? Липецк, Воронеж?
- Поехали, - лёжа на сиденье и приподняв голову, спросонья, но бойко отвечает он. - Я ночью загрузился в Рязани и вздремнул, мне в Ростове надо быть утром.
- И мне до Ростова!
При знакомстве с водителем я отмечаю, что он похож на актёра Сергея Стрельникова, который Чапая сыграл.


В Чаплыгине дорожная техника перегородила дорогу. Александр долго разворачивается.
- Ну надо ж так неловко поставить машину! - возмущаюсь я.
- У каждого своя работа, иначе он не мог, - спокойно реагирует Саша.
- Городок мне нравится: аккуратно, зелено, вон указатель "Краеведческий музей".
- Колесо обозрения даже есть, сейчас увидишь.
Обзор из кабинки фуры панорамный, всё как на ладони: пшеничные острова, обрамлённые озеленениями под голубыми небесами. В овражистой низине вдоль тёмно-синего пруда виднеются ветви зелёного кустарника на салатовой траве. Красота да и только!


В Воронежской области висят огромные баннеры с надписями:  "Воронежская область - колыбель корабельного флота". "Дивногорье - уникальный пещерный ландшафт". "Святитель Митрофан - первый епископ Воронежский". "Воронеж - столица черноземья". "И. Бунин - первый лауреат Нобелевской премии". Воронежцы гордятся своей историей и наследием.
Под Павловском огромная пробка. По рации:
- Ребята, в чём дело?
- Самосвал кузовом зацепился за мост.
- Висит в 5 метрах от земли.
- Пить надо меньше!!!
- Самосвал с 11 утра снять не могут.
- Да тут пять мостов, это мы только 2 проехали, во попали!!!
- Я этому акробату, что на мосту повис, надавал бы кренделей, чтобы глаза не заливал.
- Ребя, хватит ругаться матом, на другие темы переходите, анекдоты бы лучше травили.


Александр рассказывает мне, как работал в молодости на самосвале:
 - Я вёз щебень как-то, на кнопку нажал, да и открылся кузов на дороге, весь груз свалился, хоть плачь. Спасибо, что бригадир поддержал, говорит мне, вот молодец - яму заделал, а то бы ещё 100 лет до неё руки не дошли ни у кого.
Стоим в пробке почти 2 часа, юркие легковушки ищут объездные пути, устремляясь на обочину и на просёлочные дороги.
- Мужики, не пускай их! Пусть стоят!
- Давай перекусим, я в пробке как-то даже картошку жарил.
Александр зажигает газовую горелку и разбивает на сковородку 7 яиц, разогревает 2 котлеты. Я достаю помидоры и огурцы.
Оказывается, Саше 36 лет и у него 3 детей. Молодец!
- Всё, двинули!!! Ура!!!
- А-а! Я картошку не дожарил!
- Успеешь ещё! Пока левый ряд пройдёт весь!


Вот показался и наш "герой" - красный самосвал с переколоченным стеклом, но в целом не очень покорёженный, а за ним спешит вереница огромных машин, захлёбывающихся от нетерпения и злости, что потеряли до 5 часов драгоценного времени.
- Ничего себе, проблему создал! Работают 2 крана, сняли два 20-метровых блока с моста.
- Телевидение приезжало, причину пробки выясняли, парень на всю страну прославился!


На пути встречаются маленькие речушки, словно ручьи, но названия интересные, в воронежской области, например, река Бабий Лог.
У реки Битюг стоит знак - затяжной спуск: слева - природные наросты, словно горы. И все оттенки зелени.
Постепенно изумрудные поля, освещённые закатным солнцем, медленно теряют свои насыщенные краски и скрываются в сгущающейся тьме. Я думаю о ночлеге:
- Увидим отель, высади меня. Лучше бы, конечно, ехать всю ночь, может, спросишь по рации, вдруг кто-то торопится в сторону Пятигорска.
- Думаю, многие откликнутся и возьмут попутчицу: но могут не так понять.
- Да, ты прав, на ночь глядя садиться в чужую машину опасно.


На пологом спуске у реки Северский Донец огни напоминают длинную светящуюся гидру с разинутой пастью, а далее - горящую новогоднюю гирлянду из 2 ниток бусин: красные убегают вверх, а вниз спускаются жёлтые, крупнее и ярче. Как подтверждение новогодней темы, навстречу едет разукрашенная огнями фура, точно из рекламы "Праздник к нам приходит". За неосвещённым мостом кусты у дороги чёрнеют и лес уже не манит своими соснами и тропками, а пугает.
Едем по  Ростову-на-Дону в огнях фонарей.


- Смотри, пожарные машины, МЧС. Что-то случилось.
- Да, вон люди стоят целой группой возле отеля, не заходят внутрь.
- Сегодня в 21 час здесь играют Хорваты с Исландией. Ты болельщик?
- Конечно! За наших рад, что обыграли Египет со счётом 3:0. Молодцы!!!!  - мы говорим о ЧМ и футбольных фанатах. По радио звучит песня - кричалка иностранных болельщиков: "Я триколор, триколор, триколор. И наши парни могут кровь свою пролить! Всё для того, чтобы в России победить!"
Долго ищем базу "Технониколь" на окраине города, куда Александр довёз пластиковое вентиляционное оборудование. Кругом темнота.  Мы располагаемся на ночлег.
- Выбирай, где тебе удобней: на нижней полке или верхней?
- Внизу, - я рада вытянуть ноги и закрыть глаза, пока Александр выходит мыть руки.


Где-то недалеко лают собаки. А в кабинке безопасно и прохладно. Комары не беспокоят из-за порывистого ветра, который задувает в открытое окно через чёрную плотную занавеску. Водитель благородно пожертвовал мне своё спальное место, а сам  всю ночь ворочается, так как ему неудобно спать наверху. Я дремлю, пожалев, что не взяла в дорогу беруши. Слышно, как подъезжают  машины. Хорошо, что мы первые на разгрузку.


В 8 утра просыпаемся и выясняем, что 2 соседние фуры нас обогнали, в очереди мы оказались за ними. Но Сашу это не задевает, он сообщает:
- Обе машины прибыли из Пятигорска, но сейчас едут в другом направлении.
За утренним чаем я благодарю Александра за приют и выхожу искать транспорт до Пятигорска. В ряд стоят 4 фуры. Вот это махины! Примерно от 400 до 700 лошадиных сил тянут 20 - 40 тонн груза, имеется 2 бака дизельного топлива на 450-500 литров, огромных 8 колёс + 2 запасных, каждое из которых достаёт мне почти до груди.
Обращаюсь к долговязому парню - местному водителю загружающейся "Газели":
- Довезите меня, пожалуйста, до дороги на Пятигорск.
- Садитесь!
Я забираю рюкзачок к огромному облегчению Александра и машу ему рукой на прощание.


Меня везёт худощавый парень в очках с огромными ссадинами на правой руке и ноге.
- Вот это вы прислонились где-то!
- Упал в 4 - метровую сливную яму на участке у мамы. Она сгнившую решётку убрала, а нас не предупредила. Хорошо, что сын не свалился.
-Это вы ещё легко отделались!
- Да, повезло! А я вам завидую, отдохнёте на Кавказе. Мы часто рыбачим там. Обязательно ещё в Кисловодске побывайте. Если удастся, доберитесь до горы "Кольцо".
- По какой причине вчера пожарные в касках по всему городу активизировались?
-  За 15 -20 минут эвакуировали гостей из 10 отелей, которые были объявлены заминированными, но это не подтвердилось. Сегодня утром по радио сообщили.
- И кто же виновен?
- Украина всё грозилась ЧМ сорвать.
- С каким счётом сыграли?
- Исландцы проиграли Хорватам со счётом 1:2. Билеты дорогие, я не был, но фанаты почти всю ночь гудели - все разукрашенные, орастые. Мы с сыном как-то пошли на футбол местного значения, но нас не пустили с домашним любимцем чихуа-хуа.
- Я бы вышла полюбоваться городом и погулять. 
- Потом поднимитесь на этот мост, пройдёте до конца и проголосуете до Пятигорска.


С удовольствием выбираюсь на свежий воздух. Утро, но жара 38 градусов. Иду к новой спортивной арене. Жаль, что нет аккредитации, а то бы вместе с ожидающими журналистами прошла внутрь стадиона.
Отстроенной набережной ростовчане гордятся, но уже 20 лет в Доне купаться запрещено из-за загрязнения воды. Можно поехать на Солёное озеро, но я и так припозднилась. В полдень я выхожу на трассу, ведущую на Краснодар и Пятигорск.


Огромная фура тормозит.
- Довезёте автостопом?
- Конечно! Заза, - представляется водитель. Он не брит, но его лицо при этом не лишено добродушия и приветливости. В салоне работает кондиционер, прохладно. Он предлагает мне воду из холодильника. В голове рождается подозрение, вдруг в запотевшей пластиковой бутылке - яд, а на трассе действует бригада отравителей под видом дальнобойщиков. Сейчас свяжется по рации с шефом и сдаст меня "на органы". К моей радости, себе он тоже наливает из этой ёмкости и пьёт. Тогда и я глотаю прохладу. Слава Богу, он вроде не по этой части.
- Может, коньячку? - продолжает он искушать, - достаёт небольшую бутылочку со светло-коричневым напитком.  -  У моего друга  своё производство.
И что же вы думаете? Я и коньячку граммов 50 употребляю, теряя осторожность. Хотя знаю, что этого делать нельзя ни в коем случае с незнакомцами. Напиток просто божественный, с добавлением орешков и каких-то ароматных трав.
- Спасибо, Заза, в жизни не пила такого изысканного коньяка.
- Я же говорил, что он мастер своего дела, и главное, не говорит  рецепт.

 
Вот это отдых! Я путешествую и комфортно себя ощущаю! От Рязани я нахожусь на приличном расстоянии -  более тысячи километров. По радио поёт Розенбаум "Мы отбываем с вечерней лошадью":
"Мы отбываем туда, где ветрено,
Где задувает с утра до вечера,
Здесь оставляем скучные метрики
Судя по климату, тут делать нечего.."
Платную дорогу Заза проезжает, почти не останавливаясь: у него что-то вроде оплаченного проездного.
Он говорит с напарником по рации на грузинском языке.
- Остановимся у кафе минут на 20, я угощаю кофе, а сам в душ.
Я обедаю вкусным борщом и пловом. За уютными столиками много посетителей с детьми.


Заза появляется побритый, переодетый, свеженький как огурчик! Молодой напарник ждёт его уже минут 5 в своей машине. Едем.
- Вы какой груз везёте?
- Марганец в мешках, его добавляют к железу для твёрдости. На строительстве Керченского моста использовался наш марганец.
- Здорово, всё на пользу родине. 
- Кропоткин, здесь мы сворачиваем вправо.
Я благодарю водителя и снова голосую.

Останавливается длиннющий яркий бензовоз. Немолодой водитель с красивыми ровными белыми зубами, вставленными под натуральные, представляется:
- Руслан. Доедем до поста Гаи -  спрячешься, так как с нашим грузом нельзя брать попутчиков - прав лишают за такое нарушение.
Я сразу решаю, что выйду до поста. Прятаться в машине -  это опасно, тем более забираться за ширму! Общаться не хочется, скорее бы добраться! Но всё же слово за слово - разговорились.
- К кому едем?
- Из Ростова к подруге в Пятигорск. Она давно приглашает. Через неделю дочь привезёт внучат из Москвы, не уедешь никуда от них. Вот я и решила сэкономить, на пенсию не попутешествуешь. Думаю, добрый человек довезёт.
- Я не догадался, что ты на пенсии. Думал, 49 - 50 лет!
- Откуда вы бензин везёте?
- Из Зеленогорска Московской области в Грозный. У нас есть свой бензин кустарного производства. Путин прямо говорит, что России выгоднее ввозить топливо "Лукойла", иначе новые заводы будут принадлежать Кадырову.
- А вы принимали участие в восстановлении Грозного?
- Я сидел в эти годы по статье 88 за незаконные валютные операции. В гостиничном номере, который был оформлен на меня, нашли валюту.
- Да, вот времена были какие! А сейчас меняй её, сколько хочешь!
- Вы бывали в Грозном? Поехали, я приглашаю на экскурсию!
- Подруга ждёт, волнуется, надо бы с утра ехать, всё дела-дела...
- Она замужем? Жаль, а то бы я к вам присоединился в Пятигорске, отдохнули бы, пивка попили!


От Кропоткина до Пятигорска, где меня никто не ждёт, 284 километра. Я рассказываю про матч в Ростове, про набережную, арену, которые отстроены у нас к ЧМ (не стала говорить водителю, что я бывалая автостопщица, переночевавшая с земляком в кабинке). Любуюсь подсолнухами, кукурузой и огромными - преогромными полями спелого хлеба, которые справа и слева простираются на всём протяжении пути.
- Как же много пшеничных полей!
- Уборочная в самом разгаре!
- Граница Ставропольского и Краснодарского края, пост ГАИ. Я забыл, что спальное место уже сложил, прятаться негде. Давай я тебя высажу, проеду и подожду.
Я выпрыгиваю из кабины и иду вдоль движущегося шумного потока машин. Меня окликает страж порядка, проверяет документы и зовёт в помещение. Он "пробивает" мои данные, спрашивает:
- Так у Вас и права есть на автомобиль?
- Да. Можно попить?
Посмотрев документы, он благодарит меня и объясняет свои действия: вдруг человек в розыске, заблудился или помощь ему нужна. Он всё время улыбается и не верит, что я пенсионерка.


Я легко запрыгиваю в поджидающий меня яркий бензовоз.
- А ты не водишь автомобиль? - спрашивает Руслан.
- Я считаю, пусть мы лучше будем пассажирами.
Далее разговор идёт о детях и внуках.
- Мой сын прожил 2 года в Германии, но вернулся из-за того, что в школах воспитание навязывается в младших классах половое, просто отвратительное.
- Да, менталитет совсем другой и культура чужая.
- В Пятигорске встретят тебя?
- Конечно, -  отвечаю я и уже жалею, что не сказала, что еду до Минвод: надвигается темнота, а до Пятигорска ещё 20 километров.
Минводы встречают нас горами, которые окружают со всех сторон этот провинциальный населённый пункт.
Руслан останавливается у поворота на Пятигорск, а сам уходит влево, пожелав мне удачи.


Почти ночь. Я сажусь в кабину остановившегося самосвала, чтобы добраться до города. Пожилой водитель говорит, что прямо по дороге справа находится санаторий, а больше он ничего о ночлеге посоветовать не может.
Иду в темноте: слева трасса, ночью пугающая мчащимся туда-сюда транспортом, а справа - длинное металлическое ограждение, которому нет конца. Через решётку вдали виден свет в гуще деревьев: должно быть, санаторий. Входа всё нет и нет, я понимаю, что меня, скорее всего не пустят на территорию без путёвки и санаторной книжки. За ажурным забором справа - безопасность, уютные огни, а слева - темнота, трасса. Заметив недостающее звено в ограждении, я кладу за решётку рюкзак и ловко пролезаю сама. Шурша сухой листвой, проваливаясь ногами в мягкие сосновые иголки, я медленно шагаю через заросли деревьев в надежде, что там санаторий.

Это преодоление награждено - открывается иной мир: я оказываюсь на асфальтовой дорожке, по которой не спеша прогуливаются отдыхающие. Фонарей очень мало, освещение слабое. В воздухе приятно витает аромат цветущей липы. Я присаживаюсь на скамейку, оглядываюсь. На огромной территории возвышается несколько семиэтажных корпусов. Женщина подкармливает кошку, вынимая ей из сумки кусочки пищи. Курортники прогуливаются налегке, без багажа. Я вытягиваю отёкшие ноги и прислушиваюсь. Недалеко поют очень складно и романтично. Я направляюсь в сторону гитарных переборов. На двух лавочках под окнами лечебного корпуса сидят 7 человек, слушая выступление молодого барда.

 
- Саша, а ты вообще ничего не видишь? Или всё-таки что-то различаешь?
- Как же меня достали подобные вопросы... Вижу едва-едва, очертаниями, но меня это не пугает: я счастливый человек, у меня руки-ноги на месте.- Сергей принёс черешню и всех угощает ягодами из пакета. Я сижу в стороне, мне её не предлагают.
- Ну пойте, пожалуйста, ещё!
- "Вечереет быстро, чайник ласково жужжит.
  Разбрелись все уличные звуки по домам.
  Потемневший небосвод пучками звёзд прошит.
  Благодатный отдых всем! Недремлющий туман...
  Пусть подремлет луг и насладится ветерком,
  Тёплый воздух отдаёт немного табаком,
 Но приятно пьётся как хорошее вино", -  молодые люди поют также Высоцкого, Окуджаву...
Мимо шествует женщина с дочерью и проявляет недовольство:
- Когда вы уже прекратите этот балаган, отойдите хотя бы от окон подальше! Надоели ваши завывания!
Я выхожу из тени:
- Я теперь поклонница вашего творчества, мне очень понравилось исполнение. Особенно, Сергей, твои авторские песни. Где можно их послушать?
- Сергей Николаев, на ютубе набрать слово "даждь".
- А мой сын не любит Высоцкого, не знаю,почему...- говорит Лариса. Долго продолжается их диалог.

 
Теперь Александр и мне протягивает пакет с чёрной черешней, крупной и сочной. Возвращаясь откуда-то, громко разговаривают 3 женщины: "Имеем право хоть раз режим нарушить и сходить в театр. Ребята, а где же ваши гитары? Почему не поёте?"
- А есть и недовольные...говорят, заявлять будут в администрацию. Вы завтра приходите в корпус на концерт в 19.00.
- Обязательно, а кто это может быть недоволен? Лучше бы пожаловались, что света нет, не видно ни зги.
У Саши и Сергея голоса приятные, заслушаешься:
"Но перепутаны звёзды, переплелись на небе все пути. И что-то там впереди, что-то впереди, впереди... "


Вскоре остаётся со мной только полная луна. Идёт двенадцатый час, двор опустел, я иду в направлении, откуда появились нарядные театралки - ищу выход в город. Вот торговые ряды и круглосуточное кафе. Кругом люди.
- Скажите, пожалуйста, как дойти до хостела?
- Это на другой конец города, к автовокзалу.
Еду в такси за 100 рублей.

 
Никогда не останавливалась в хостеле. Представляю себе, что все лежат "валетом" за занавесочками. Но очень хочется спать. Меня встречает администратор Елена, выдаёт ключ от ящичка для рюкзачка, провожает в одну из нескольких комнат двухэтажного, аккуратного дома с кухней, душевыми кабинами. Скорее принять водные процедуры и - в чистую постель. Счастье!!!


Утром знакомлюсь с соседками по комнате. Стройная Анна сегодня с группой единомышленников поедет электричкой до посёлка Терскол, а далее на Эльбрус. У неё есть пока только опыт восхождения на Хибины в Мурманской области, откуда она родом. Ольга приобрела пятигорскую шубу, ей она очень идёт. Ради такой красоты девушка преодолела тысячи километров! Света здесь ради массажа спины, она из соседнего города. Мы попили чай-кофе с сушками-пряниками. Оплатив 2 суток пребывания (400+400 рублей), я двигаюсь в сторону горы Машук (высота над уровнем моря 1095 метров).


Я не спеша иду по центральной улице Кирова, фотографируюсь у забавного фонтана "Гномы", гуляю в парке "Цветник". Мне здесь нравится, но жара останаливает мой подъём. Я сворачиваю к проспекту Гагарина: комфортно шествовать вдоль симпатичных многочисленных санаториев, в тени цветущих ароматных лип к горе Машук с юго-восточной стороны. Город получил название от окружающих его пяти гор. На самом деле их семнадцать. Они образовались из неизлившейся лавы, которая текла с Эльбруса, заполняла собой всё вокруг и застывала. Самые крупные лакколиты - Машук и Бештау (пятигорье).


Я направляюсь к гроту Дианы и любуюсь колоннами из тёсаного камня. Это искусственно высеченная в скале пещера на северном склоне горы Горячей. Далее ведут 2 тропки без указателей. Поворачиваю направо за молодой парой и долго лезу вверх по скалам, пока не замечаю вдали слева белую беседку. Поняв, что  нахожусь на очередном склоне Машука, я прекращаю восхождение в жаркий полдень и делаю селфи на фоне далёкой Эоловой Арфы, откуда с 6 до 7 утра в ясную погоду можно увидеть Эльбрус! Вид с горы завораживает: подо мной раскинулись окрестности Пятигорска!!! Спускаюсь медленно, у босоножки оторвался ремешок. Но мне по душе скалистые выступы и гуляющий здесь ветер. Срываю спелую жёлтую алычу - вкусно! Добравшись до "Орла", держащего змею, я не хочу больше подниматься к музыкальной беседке, выхожу к "Цветнику" в поисках нарзана. От бюветов с питьевыми источниками я иду к общественным природным минеральным ваннам. Нахожу их не сразу: указателей нет. Наконец-то вижу это чудо природы: несколько углублений - каменные ванны с горячей водой, поступающей с горы Машук. Я не окунаюсь: все сидячие и лежачие места заняты добровольцами. Мужчина шутит, наслаждаясь благами Кавказа. Пофоткавшись, я направляюсь к Провалу -  гроту с естественным подземным карстовым минеральным озером. У входа отдыхаю на стульчике, а Остап Бендер продаёт билеты по 50 копеек. Что ж! Он ловко сориентировался и вовремя прибрал к рукам бесплатные достопримечательности! Кто умеет ловчить, тому и карты в руки.

 Вот и завершён маршрут, пора спускаться к ресторану "Сказки Востока". Я спрашиваю на всякий случай:
- Куда ведёт дорога дальше вверх?
- К месту дуэли Лермонтова.
Ну, это святое, я не имею права, хоть и устала, не оказать почтения поэту. Уже намотав изрядное количество кругов вверх-вниз и вдоль горы, начинаю неторопливо шагать к близкому, как мне кажется, месту дуэли. От усталости я не пропускаю ни одной скамейки. Здесь прохладно, навстречу спускаются люди, поют птицы, благоухает цветущая липа. Наконец асфальтовая дорожка становится не такой крутой, я надеюсь, что вот-вот появится памятник. Поворот, ещё поворот...Спрашиваю:
- Скоро место дуэли?
- Вы прошли только две трети пути.
- Ничего себе!!! И как же он не передумал стреляться, сто раз уже можно помириться, даже на пути к подножию Машука!!!!( По незнанию, я прошагала 3 километра). Наконец-то  вижу предполагаемое место дуэли. На самом деле оно где-то рядом в горах. Я прошу сфотографировать меня у такого дорогого и памятного мне места, куда добралась с неимоверным трудом.

 Меня спрашивают:
- А вы были у ворот любви? Сходите обязательно, это всего 200 метров.
И я поворачиваю влево...снова вверх? Ну нет! Нет! Нет! Больше ни до каких ворот! Ни до какой любви! На трамвай!!!


Пятигорск пересекает река Подкумок и Кума. Но искупаться лучше в озере. С черешней, абрикосами и персиками, которые купила на рынке, думаю поехать на пляж, но понимаю, что устала и хочу в хостел.

В доме 5 по улице Красной встречают радушно как дома. За вечерним чаем делимся впечатлениями. Женщина со взрослым сыном рассказывает, что они проделали путь до места дуэли Лермонтова на экскурсионном автобусе всего за 800 рублей. Огромный минус - неработающий кондиционер. Чуть живые вернулись. Спала я, что называется, "без задних ног". Утром просыпаюсь как новенькая, завтракаю и тороплюсь на железнодорожный вокзал. Через 50 минут - Кисловодск. В Рязань решаю ехать на поезде. Полный билет стоит почти 4000 рублей, дороговато. Выгоднее купить до Ростова за 1200: главное, что ночь  проведу в купе, а с 4.30 утра стану добираться автостопом.


Кисловодск - город наикрасивейший! В 19 веке попить нарзана и полечиться добирались сюда 3 недели на перекладных, меняя лошадей. Мне потребовалось двое суток - это в 20 раз быстрее!  Курортный рай! У каждого дома, каждой улицы - интересная история, которую хочется слушать бесконечно. Я сразу отправляюсь в Национальный парк, самый огромный в Европе, его площадь 950 га. По Каскадной лестнице на тренировку поднимаются футболисты из российского клуба Назрани "Ангушт". (Оказывается, у них нет своего стадиона.) Со мной скромно фотографируются вратари Магомед Евлоев и Илез Суниев. На дорожках парка встречается огромное количество бегунов. Как не подняться на Красные Камни (есть ещё Серые и Синие) и не полететь с "Орлом" - символом Кавказа! В Долине роз больше всего запоминается сорт "Двойное удовольствие" и "Мишка", хотя все они необыкновенны и ароматны! Когда-то в Болгарии я имела счастье побывать в подобном розарии. На огромного крокодила из камней я забираюсь, подобрав ноги на всякий пожарный, подальше от зубастой пасти. Чего только не сделаешь ради удачного снимка!


На стволе сосны играют 2 белочки: то бегут, то замирают, словно забавные котята! Парк с его терренкурами - отличные площадки, по которым можно подниматься вверх и дойти до Большого Седла (туда и обратно 23 км). Говорят, что Эльбрус будет виден, как на ладони! Но мышцы напоминают мне вчерашний опыт пеших прогулок (всё выше, выше и выше с 11 утра до 19 вечера), и я сворачиваю на канатную дорогу.
Оплачиваю 250 рублей и за 7 минут поднимаюсь на высоту 1254 метра, делаю видео со скалистыми горами. На велосипеде вниз едет мужчина. Вдруг он  путешествует вокруг света?
-  Мужчина, вы откуда?
- С горы Олимпийской.
- Вот это да!


Слева - крутой обрыв. Я быстро прохожу мимо,сдерживая своё желание рисковать и делать фото на опасно нагромождённых камнях. Но конечно возвращаюсь и ползу туда же, куда по очереди залезают трое смелых попутчиков. Кто не рискует, тот не получает безбашенных снимков! А далее у скульптуры Николая Ходова, который подарил памятник Лермонтова городу в 2004 году, мы фотографируемся без напряжения, с беззаботными улыбками. Девушка сообщает, сколько шагов она прошла с вершины "Красное солнышко", сверяясь с программой на мобильном телефоне. По её данным, до долины роз она преодолела 8800 шагов! Спускались мы больше часа. Из парка уходить не хочется, но пора перекусить. Я обедаю в кафе густой окрошкой на холодном кефире. Расспрашиваю, как доехать до Замка коварства и любви. Иду к маршрутке по Курортному бульвару со множеством магазинов. Навстречу катит знакомый велосипедист и восклицает:
-Это вы!?
-Я! А вы не пишите для журнала "Турист"?
- Нет,  я только с горы еду! Вы мне сразу понравились, ещё на вершине, приглашаю в гости, я живу один.
- Да я сегодня уезжаю.
- Тогда найдите меня в "Одноклассниках". Он называет фамилию.


В маршрутке я улыбаюсь: приятно получить комплимент. Выезжаем из города к указателю "Зеленогорск". У  посёлка лежит огромный камень "Налево пойдёшь - в замок придёшь". Прохлада под ветвями черёмухи, ивы, жасмина комфортна и легка, поют птицы: трясогузки, синицы, дрозды. Справа бурлит Аликоновка, названная в честь владельца замка - злого вельможи, который не позволил дочери связать жизнь с молодым пастушком. Влюблённые в знак протеста решают спрыгнуть со скалы. Легенда гласит, что он разбился, а она не последовала за любимым, вышла замуж за другого. На берегу речки собрались на пикник семейные пары с детьми. Мне сообщают, что до замка примерно 1,5 километра. По дороге я пью холодный нарзан, свободно вытекающий из крана, небольшую бутылочку беру с собой, как и другие туристы. Слева возвышаются скалистые горы, на камнях написаны огромными буквами имена влюблённых смельчаков. Это безрассудство - показатель накала переполнявших их страстей! Когда обуревают сильные чувства, невозможно молчать! И туристы покоряют вершины, совершают подвиги во имя любви!!!Замок - башня из красного кирпича располагается на небольшой, по-европейски ухоженной и радостной для глаз территории. Аккуратный изогнутый каменный мостик через Аликоновку соединяет ресторан с гостиницей. В кафешках под плетёными навесами туристы отдыхают, пьют вино, наслаждаясь покоем и красотой природы. Я прохожу к фонтану. Особенно поражают величественные горы - молчаливые свидетели любви и коварства.

Неужели я могла бы не побывать в этом волшебном месте! В Кисловодске я ещё успеваю с удовольствием посетить Свято-Никольский храм, поприсутствовать на обряде помазания, поблагодарить Бога и попросить благословения на обратную дорогу.

 
На вокзале ухоженная женщина с внушительным чемоданом интересуется, где же мои вещи, и советует брать хотя бы сумочку на колёсиках. Для 5 - дневного путешествия я считаю лишними лёгкую курточку и дождевик. Но они могут ещё пригодиться. Мужчина с женой и дочкой перетаскивают 3 тяжеленных чемодана на короткие дистанции, по очереди охраняя багаж: обещали похолодание, поэтому пришлось брать тёплые вещи. В купе нас двое до Ростова, мама приглашена к сыну в воинскую часть Новочеркасска на принятие присяги.

 В 4.30 в Ростове светло и душно: обещали дождь. Таксист предлагает довезти меня до трассы на Воронеж за 2000 рублей, ладно-ладно, за 1000. В результате, за 20 рублей на маршрутке от вокзала доезжаю до окраины города, перехожу через мост и голосую на Воронеж.

Тормозит красная фура. По разочарованному лицу водителя, похожего на француза, понимаю: он надеялся, что я гораздо моложе и рассчитывал, как минимум, на флирт. В машине чистота необыкновенная, ничего лишнего, только 2 цветных коврика. Меня не устраивает, что он курит. Но это не так важно - главное, что он едет до Липецка. Это удача! Имя Артак я с трудом запоминаю, ассоциируя со Спартак. Останавливаемся пообедать. Он долго и с удовольствием беседует с хозяйкой кафешки на родном языке и поясняет мне, что она расспрашивает его о недавних горячих митингах в Армении. Едем дальше. В 13 км от Богучар направо населённый пункт "Свобода", "Бабка". Здесь нас останавливает гаишник. Артак даёт взятку. Подъезжаем к АЗС. Он просит меня выйти, пока заправляется топливом. Я запоминаю номер "555", иду в магазинчик купить воду, а он скрывается за воротами.

 Проходит минут 20 - 25. Я не вижу красной фуры среди других машин. До меня доходит, что он уехал на своём трайлере с  абрикосами, вежливо выпроводив меня, как надоевшую попутчицу. Не жаль оставленных в кабине денег, но фото на мобильнике  дороги мне. Какая же я доверчивая! До Рязани я доберусь, ещё не вечер. Но это верный знак - пора завязывать с автостопом! Всё могло закончиться ещё хуже. Говорю: "Слава тебе Господи! Благодарю тебя Господи"... Красная фура "555"выезжает из ворот. Я с расстроенным лицом протягиваю ему воду.

Путешествие продолжается. Под Воронежем с небес обрушивается сильный ливень. Мы закрываем окна. Можно бы заночевать в Воронеже, погулять по городу утром, но я надеюсь сегодня быть дома. Я представляю, как стою под ливнем в промокшем плаще и никто не желает сажать в кабинку такую сырость. Дождавшись солнца, говорю Артаку:
- Высади меня, пока дождь закончился, я проголосую до Рязани.
- Нет, дальше не будет дождя.

 
От Липецка до Чаплыгина добираюсь с Димой. Он рассказывает, что его дочь живёт в Петрозаводске, всё лето там холодно, +13. Я радуюсь, что не выбрала Карелию направлением для автостопа, хотя думала об этом. Возможно, когда - нибудь я решусь и на этот интересный маршрут.


Чаплыгин, восемь часов вечера, я еду до Рязани со Степаном. Объясняю ему причину своего позднего вояжа: гостила у мамы, позвонила дочь, она едет с попутчиком через Рязань. Я собралась на ночь глядя, чтобы повидаться с ней. Степан везёт дорогостоящее витражное стекло, поэтому выбирает дорогу получше и едет мимо Ново - Рязанской ТЭЦ. Это долго. Он чуть-чуть не довозит меня до Рязани и сворачивает на базу. Я благодарю его и говорю, что теперь-то я дома! Но место незнакомое. Я выхожу на середину пустой ночной дороги и голосую, видя, как из открывающихся напртив ворот выезжает иномарка с девушкой на переднем сиденье рядом с водителем. Она весело смотрит на меня и остаётся равнодушна к моему отчаянию. Им никто не нужен, а я тем более. Зато я зачем-то срочно потребовалась трём собакам, которые выбегают из каких-то складских территорий. Они громко лают, стремительно приближаясь ко мне. Я стою одна на пустынной дороге, и помощи ждать не от кого. Вдруг на моё счастье летит "жигулёнок", дверца открывается, я сажусь и захлопываю её перед разъярённой собачьей мордой:
- Спасибо, если бы вы не остановились, дворняги покусали меня, - произношу я безразличным от усталости голосом.

Всё хорошо, что хорошо кончается!



 


 


Рецензии
Отчаянные люди, пенсионеры! Но зато будет что вспомнить и рассказать детям и внукам.
С пожеланиями лёгкого пути! Сергей.

Сергей Весенин   22.01.2019 05:22     Заявить о нарушении
Сергей! Спасибо за прочтение и пожелание лёгкого пути! Побывала на Черном и Каспийском морях, в Кавказе и думаю продолжить путешествия и в четвёртый раз отправиться автостопом!

Татьяна Боронтова   22.01.2019 14:47   Заявить о нарушении