Петрус Кристус потртрет девушки 3

К статье "Мои любимые фламандки" 
http://www.proza.ru/2018/07/29/194

    Петруса Кристуса годы   -  1410 - 1475(76). О нем мало что известно.  Практически, ничего не известно и об этом портрете. И, в принципе,  также как я был очарован, увидев ее большой портрет на супер-обложке альбома с названием «Нидерландская живопись», так и вы можете увидеть,  что портрет в высшей степени завораживающий,  без всяких знаний,  кто автор и кто женщина.

   Воздействие портрета мгновенное, как у Булгакова Мастер с первого взгляда был пленен Маргаритой, еще не зная, что она ведьма. А эта девушка может быть тоже ведьма  – вгляните-ка на нее еще разок.

   Письма Кристуса не сохранились, как,  например,  у Ван Гога, и  никто не написал  его  биографию.  Сведения искусствоведы добывают по крохам из всевозможных записей в архивах городов.

   Все зачинатели фламандской живописи жили и работали в Брюгге - ван Эйк, ван дер Вейден, Кампен, Ганс Мемлинг. Искусствоведы скрупулезно выясняют, был ли Кристус учеником ван Эйка или нет, и кто  на кого оказал  влияние.  Или как Кристус повлиял на итальянцев,  которые повзаимствовали у фламандцев искусство писать маслом. Или как  фламандцы  научились у итальянцев искусству перспективы.

   Искуствоведы установили что среди самих фламандских художников Кристус был первым,  изобразившим портрет не на нейтральном фоне,  а внутри интерьера. Такая деталь интересует искусствоведов.
   Создан этот портрет приблизительно в 1465-1470 годах.  Находится в Берлинской картинной галерее.

   Картина, все пишут, оказала влияние на развитие портретной живописи. Очень сомневаюсь.
Также как «Весна» и «Рождение Венеры» Боттичелли сразу же были запрятаны в частные коллекции  и  в музей для общего обозрения  попали только в 19 веке,  так и кристусовская чудо-девушка    в музей попала  только  после 1821 года.

   Существует множество ее технических и поэтических описаний, от странного головного убора, называемого эннен, назначение которого было спрятать скромно волосы,  до раскосых глаз,  (ну, это у ведьм обычная вещь).
   В 15 веке  женщин еще держали в строгости. На двух портретах ван дер Вейдена это очевидно, а, вот,  странная девчонка Кристуса,  хоть волосы и убраны в эннен, но петля на лбу торчит и взгляд дерзкий.  Наш человек!   И ушки открыты. А ушки на старинных портретах были обязательно прикрыты. Никогда не догадаетесь почему. История  восходит к непорочному зачатию......

Прощаемся с ней.  Теперь перейдем к женщинам ван дер Вейдена, но не сразу.

Продолжение  -  Рогир ван дер Вейден "Снятие с креста"
http://www.proza.ru/2018/08/06/1260


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.