Записки о Чаронде

Чарондские предки

Предки и пращуры Спасские происходят из Вожеозёрья. Фамилию указываю условно, она семинарская и появилась только в начале 18 века. Род по прямой линии прослеживается от второй половины 17 до начала 20 веков.

Многие поколения причётников и клириков рода  служили в приходских и приписной церквях Кирилловского уезда: Воскресенская Чепецкая, Спасская Вожеозёрская, Благовещенская Печенгская,  Иоанно-Златоустовская Чарондская. Жили пращуры и предки в сёлах Чепца, Чаронда.

На стене разрушенной Воскресенской Чепецкой церкви ещё можно прочесть надпись (орфография сохранена) «Начал сей храм строица 1821года присвященно церковно служителях при священнике Петре Иванове и при дьячке Семене Алексееве и при понамаре Петре Андрееве при старосте …  и кончилас при тех же священнослужителях и при церковном старосте …  опшим строителях приходских людех 1828 года месяца августа 24?дня». Перечислены члены большой семьи церковно- священнослужителей.

Вот предки по прямой линии. Поп Иван Иоаннов родился до 1690, служил в Благовещенской Печенгской церкви Кирилловского уезда Новгородской губернии. Священник Алексей Иванов родился в 1721г,  служил при той же церкви. Семён Алексеев родился до 1750г, был дьячком Воскресенской Чепецкой церкви.  Пономарь Спасский Иван Семёнов родился в 1781г,  служил при Спасской Вожеозёрской церкви. Его дочерью была Евдокия Ивановна (1818-1864) - мать моей прапрабабушки Александры Ираклионовны (Сиземской) Мальцевой (1838-1911). Ефим, сын пономаря Ивана Семенов, в 1821г пришел на место своего деда в Воскресенскую Чепецкую церковь. Екатерина Ивановна Спасская покинула Чаронду в 1835г, выйдя замуж за дьчка Дягилевской (Дягилегорской) Воскресенской церкви Ираклиона Николаевича Сиземского.

Многие предки служили при храмах Вожегодского (Вожеозёрского) Спасского мужского монастыря, который находился на острове Спасский, что на озере Воже. Монастырь был основан  в 15 веке преподобным Мартинианом.

В монастыре  стояли две церкви, Спаса Нерукотворного и Успенская. Первая деревянная Спасская церковь построена в 1680г. Спасская каменная церковь, построенная в 1764г, по записям значилась  действующей  до 70-х годов 19 века.

Долгое время монастырь состоял приписанным к новгородскому архиерейскому дому, а в 1764г был упразднён по бедности. Спасская Вожеозёрская церковь стала приписной к Кирюгскому приходу.

Спасская церковь относилась к Новгородской епархии, а о.Спасс - к Кирилловскому уезду  Новгородской губернии. В настоящее время остров Спасский (Спас) относится к Кирилловскому району Вологодской области. Сейчас монастырские постройки и церкви разрушены, остров пуст.
    

Возникновение Чаронды

Чаронда  была крупным поселением на западном берегу озера Воже, что  на севере Вологодской области. Сейчас от него остались только  руины церкви и разрушенные дома. Дорог нет, и попасть сюда можно лишь на лодке и на снегоходе.
Озеро Воже или Чарондское имеет площадь около 420 км; и вытянуто в длину на 64 км. Ширина озера - до 16 км. Глубина небольшая - от 2 до 5 метров. На озере в нескольких километрах от Чаронды есть остров Спасский, площадью около 10 га.
 
Семь веков назад дороги на Северной Руси были трудно проходимыми. Не везде можно было проехать даже верхом на лошади. На пути вставали многочисленные реки и болота. Практически все сообщение шло по рекам и по зимникам. Существовали  волоки, по которым наши предки перетаскивали деревянные суда с реки на реку или озеро.

Одним из главных был водно-волоковый путь с Шексны на Онегу и далее  на Белое море. Из Белого озера поднимались по реке Ухтомице до озера Волоцкое. По двухкилометровому волоку суда перетаскивали в озеро Долгое, спускались по рекам Малая Ухтомица и Модлона  в озеро Воже. Из Воже путь шёл по реке Свидь в озеро Лаче, из которого берет начало река Онега, впадающая в Белое море. Из правых притоков Онеги были волоки на восток, по которым можно было попасть в Емцу, Подвинье и на Пинегу. Был волок на  Заволочье, Мезень.

На водно-волоковом пути стояло несколько городов. Самым крупным был Каргополь. На пути в Каргаполь стояла Чаронда на озере Воже.

Почти весь берег Чарондского озера зарос камышом и сильно заболочен. Сухие и каменистые участки есть  только в  западной части.  Потому именно здесь  было заложено селение Чаронда.
 

Чарондская округа

Чарондская округа была особым административным образованием в составе Московского княжества и Русского царства. Административным центром была Чаронда.

Округа находилась в бассейне озера Воже и рек Модлона, Вожега, Свидь. Территория округи была покрыта лесами и  болотами.

Чарондская округа граничила с Важским, Каргапольским, Олонецким, Вологодским и Белозёрским уездами. В состав  округи входили волости: Вещеозерская, Короцкая, Печенга, Пунема, Шалга Бодунова, Слободка у озера Долгого, Шалга Захарьина, Полченга, Чепца и Шалошка Малая, Шалга Большая, Шилда, Хотеновская, Свид, Ковжа, Верхняя,Кленовская, Ротковская, Тавенга, Колнобой, Падчевар, Тигина слободка, Вожга, Липник, Каликино, Солза, Чужга, Бор, Тордокса, Кирюча, Луненская, Толченгская, Нярнема, Волохтона.

Чарондская округа до 1658 года вместе с Устюгом, Сольвычегодском, Тотьмой и Устьянскими волостями  находилась в составе Ростовской епархии.

Наименования "Устьянские волости" и "Чарондская округа" не вписываются в традиционное для средневекового Русского Севера деление на уезды. Это, по  мнению специалиста по угро-финской топонимике А.К. Матвеева, говорит об этническом своеобразии местного населения. Наличие в составе Чарондской округи «улусцев» Солза, Тордокса, Чужга говорит о том, что здесь было нерусское  население. С этим сочетается и сообщение австрийского путешественника и географа Сигизмунда Герберштейна первой половины XVI века о "особом языке" жителей Белозерья и Тотьмы.
 
В вожегодской (чарондской) топонимике присутствует волжско-финский диалект марийского языка или особое мерянское наречие,  распространённое раньше  на значительной части Русского Севера. Многие вожегодские гидронимы - марийские: Вожега - вож "корень", "ветвь", "развилина", Вондонга - вондо "куст", Иксома - икса "залив", "проток", Корнома - корно "путь", Лапач - лап "низина", Шимка - шим "черный". Вепсcкие топонимы и гидронимы не заметны, хотя территории летописной веси находилась рядом. Вероятно, продвижению вепсов препятствовало мерянское население.

Нет точного ответа  - предшествовало ли мерянское переселение на север Белозерья и  Сухону древнерусской колонизации или в регионе изначально проживало население, говорившее на языке, родственном мерянскому. Можно констатировать, что северная меря в Поважье, на Устье и в Чаронде обрусела.


История Чаронды

Появление поселения Чаронда в составе Белозерского княжества на водно-волоковом пути историки относят к XIII веку.
 
В XV веке  владельцем Чаронды был некий Есип Окишев а затем при Иване Грозном  Чарондой владела опричнина. В 1474 году Чарондская округа была пожалована Кирилло-Белозерскому монастырю.

После смерти Ивана Грозного  царь Фёдор Иоаннович закрепил Чарондскую округу за Дмитрием Годуновым. К этому времени Чаронда превратилась в довольно крупный торговый центр, и приказчик Дмитрия Годунова заложил  большой Гостиный двор.

В XVII веке Чарондская округа являлась самостоятельной областью с воеводой и приказным аппаратом. При царе Василие Шуйском правительство передало Чаронду племяннику царя, Скопину-Шуйскому.

В «смутное время», когда временно был установлен контроль над северными уездами войсками Лжедмитрия, Чаронда перешла во владение казачьего атамана Ивана Заруцкого. В 1612 - 1619 годах Чарондская округа была разорена «литовскими людьми и казаками». В писцовых книгах перечислено огромное количество убитых, «мученных и грабленных», множество разорённых дворов. С концом Смуты «кончилась» и Чаронда,  округа была разорена.

К середине 1620-х Чарондская округа стала оправляться от разорения,  начался рост населения.  Чарондская округа была передана в ведение Приказа Большого Дворца.

В 1708 году Чаронда была назначена городом и с окружающими землями вошла в состав Архангелогородской губернии. В 1719 году был образован Чарондский дистрикт и передан из Архангелогородской в Санкт-Петербургскую губернию, где вошёл в состав Белозерской провинции. В 1727 году уже Чарондский уезд в составе Белозерской провинции вошёл в Новгородскую губернию.


Забытый город

Село Чаронда основано на торговом водно-волоковом пути. Берега озера Воже низкие и заболоченные. Исключение составляет часть западного берега, на котором и расположена Чаронда. Только здесь суда могли пристать к берегу. Жители добывали рыбу, проводили караваны по Модлоне и Свиди, занимались торговлей.
 
Географическое положение дало Чаронде  развитие, пик которого пришелся на XVIII век. В  1708г Чаронда получила статус города, стала центром Чарондской области, которая была включена в состав Архангелогородской губернии. В те времена здесь было более 1000 дворов и около 10 000 населения.

XVIII век стал веком конца водно-волоковых путей. Этот пролегавший через Чаронду путь был длинным и затратным. Сухопутные дороги становились всё более совершенными, грузы стало выгоднее доставлять по ним. Постепенно с развитием дорог водный путь через Чаронду утратил  значение для торговых людей. Поэтому в 1775 году Чаронда потеряла статус города и стала большим селом Белозерского уезда.

К 1917 году в Чаронде и округе жило  менее 1000 человек. 30-е годы 20 века с организацией рыболовецкого «Колхоза имени 15-летия Октября» дали неожиданное развитие Чаронды. Колхоз добывал до 2000 центнеров  рыбы в год и был лауреатом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Рыбаки ловили на Воже плотву, окуня, язя, леща, щуку.

Чаронда постепенно стала богатеть,  вскоре в колхозе появились животноводческие фермы, зернохранилища. Были необходимые для  жизни клуб, магазины,  фельдшерско-акушерский пункт.

С началом  Великой Отечественной  войны  село  начало пустеть. Многие мужчины не вернулись с войны, рыбаков не стало.  Молодёжь уехала в города, остались только старики. Чаронда  постепенно пришла в упадок.

К 1980г в селе жили 20 семей, ещё были медпункт и школа, а электричество давал по графику дизельный генератор. В 2002г жителей осталось  пятеро, в 2007 году  - восемь. В 2015г  умер последний постоянный житель. Столбы электролинии упали и сгнили, электричества нет, дороги нет. О существовании города, села, когда-то богатых, напоминают полуразвалившиеся дома и руины Чарондской Иоанно-Златоустовской церкви постройки 1826 года. На лето приезжают бывшие жители, да иногда ночуют рыбаки.
 
 
Литература

1. Андреев А. И. Писцовые и переписные книги по Ваге и Чаронде // Летопись занятий Археографической комиссии за 1927—1928 годы. Вып. 35. Л., 1929
2. Колесников П. А. Северная Русь («Чарондская округа в 1624—1625 гг.») Вологда, 1971
3. Оглоблин Н. М. Обозрение документов Чарондской земской избы (к истории крестьянских общин в XVII веке) // Журнал Министерства народного просвещения. Апрель, 1898
4. Мюллер Р. Б. Крестьяне Чарондской округи в XVII в. // Аграрная история и социалистические преобразования северной деревни. Вып. IV. Вологда, 1973
5. А. К. Матвеев. К проблеме расселения летописной мери. Известия Уральского государственного университета. - Екатеринбург, 1997. - № 7. - С. 5-17
6. И. А. Смирнов «Из истории Чаронды» (Кириллов. Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 1998)
7. Небо над Чарондой  https://vjesmerjamuroma.livejournal.com/4546.html
8. Пугач И. В. «Из истории Чаронды» (Описания Чаронды первой половины XVII века)


Рецензии