2018 г. Записи 296 Наши поэты 60-х годов, Гёте и Ш

2018 г. Записи 296 Наши поэты 60-х годов, Гёте и Шиллер

продолжение

28 июля 2018 г. «Как надоел этот голос. Он сам себе ещё не надоел?», - подумала я об одном публичном человеке.

Думала о великих, провозглашённых на вечере А. Дементьева.

Белла Ахмадулина

Белла куртуазна, ни на кого не похожа, дивный голос её дивно читал стихи, она красива, умна, тонка, есть интересные мысли в её стихах. Мы рядом были несколько мгновений после её вечера в доме культуры, она приехала туда, где я работала, с мужем своим  писателем Юрием Нагибиным. Я подошла к ней после её чтения, абсолютно потрясённая ею и очарованная ею.

Но что-то есть в ней то, что заставляет усомниться в великости её. Я не раз открывала её сборники, принимаясь читать. Мне это ничего не давало кроме интереса к отдельным мыслям.

Мой друг Гриша Ковалёв сказал, что вся её поэзия — это одно стихотворение. Он имел в виду, видимо, некое однообразие стиля.

Андрей Вознесенский

На мой вкус это поэт на время, не для вечности, он любил играть словами, звукописью, его стихи можно назвать экспериментальными, я не нахожу в них поэзии, которой можно наслаждаться.

Пример:

В человеческом организме девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини, девяносто процентов любви.
Даже если - как исключение - вас растаптывает толпа,
в человеческом назначении - девяносто процентов добра.
Девяносто процентов музыки, даже если она беда,
так во мне, несмотря на мусор, девяносто процентов тебя.

Или

Я - Гойя! Глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое. Я - Горе. Я - голос Войны, городов головни на снегу сорок первого года. Я - Голод. Я - горло Повешенной бабы, чье тело, как колокол, било над площадью голой... Я - Гойя! О, грозди Возмездья! Взвил залпом на Запад - я пепел незваного гостя! И в мемориальное небо вбил крепкие звезды - Как гвозди. Я - Гойя.
1959

В стихах Андрея есть особая энергетика, некоторые образы удачны, но в целом его стихи мне не близки, не волнуют, сердце не зажигается.

Андрей хотел, чтобы я читала эти стихи с эстрады, когда он пришёл в нашу Студию художественного слова, он назвал меня декадентской девушкой, провожал по улице Якиманка, где находился тогда Литературный музей. По дороге мы беседовали. Он был прост, ни малейшего высокомерия. Но мне не понравилась его манера чтения стихов. Он завывал, что-то кабацкое было в его исполнении. Я была обучена читать стихи совсем иначе.

Евгений Евтушенко

Я не раз слушала его стихи в его исполнении, они никогда меня не брали за живое.

Может быть, виной тому моя начитанность в области высочайших образцов поэзии, я вся была пропитана стихами XIX века и Серебряного века, много стихов знала наизусть, у меня, как мне кажется, тогда и доныне выработался отменный вкус в этой области. Я читала стихи Пушкина, Лермонтова,  Тютчева, Фета, Владимира Соловьёва, Блока, Ахматовой, Цветаевой, Тихона Чурилина, Николая Заболоцкого, Дмитрия Кедрина, Переца Маркиша, Габриэллы Мистраль и другие стихи зарубежных поэтов в переводах.

У Евгения был острый профиль, манера чтения полу-блатная. Стихи его мне открыла изумительная Лариса Новосельцева — чтец, композитор, певица, очень светлый человек. Благодаря её исполнению стихов Евтушенко я нашла стихи, трогающие мою душу. Но великими я их назвать не могу.

Почитала стихи Роберта Рождественского.

Я «отравлена» поэзией мелодичной, лирической, философской, благозвучной. Я не воспринимаю стихов Роберта, да простит он меня. Вероятно, вообще в те годы я была чужда времени 50-60-70-х годов. Я дышала Блоком, он был моим любимейшим и поэтом, и человеком. Я была поглощена его дневниками, они формировали меня. Почитать Блока и сравнить его поэзию таинственную с перечисленными авторами стихов. Поэзию, глубокую по мысли, по откровениям и - выкрики поэтов 20 века. Разница огромная и не в пользу поэтов.

Я люблю, когда над городом — снег,
неуверенно кружащийся, ничей.
Неживой, мохнатый, медленный снег
одевает в горностаи москвичей.

В горностаевом пальто идёт студент.
В горностаи постовой разодет...
Я люблю смотреть на белую рябь.
Фонари плывут над улицей — горят.

Как наполненные пламенем ноли,
по-домашнему горят фонари.
Пухлый снег идет, и я за ним бегу.
Снег запутался в сплетенье кустов...
На снегу, на очень тихом снегу —
восклицательные знаки следов!

1961

Эти стихи Р. Рождественского неплохие.

Послушала по радио передачу с певицей Анитой Цой. Очень интересная у неё семья. Мужа своего Анита называет Петрович. Когда Анита училась в школе, то в соседнем классе училась Кристина Орбокайте. Музыка мне показалась однообразной, слова песен банальными, голос и личность - приятны.

Детский голос ведущей Дианы Гурской. Дважды она задала вопрос Аните: «Ты счастлива?»

У «реки» своей, где я сегодня долго плавала, я познакомилась с Любой С., позже она нашла меня Вконтакте. Мы немного переписывались. Её дочь пишет стихи, можно их почитать на сайте Стихи.

На тропинке разговорилась с дамой Тамарой. «У Вас молодое тело», - заметила она. Я слава Богу им занимаюсь больше тридцати лет дома, в «Ковчеге» и в «Гайдаровце».

Ещё с одной женщиной поговорила.

Дети по моим наблюдениям живут в раю, у них райское восприятие жизни. Малыш двух лет передо мной, он приветлив, весел, всем улыбается. Чистота восприятия жизни, веселье детское — без пошлости, приветливость - нами почти утрачены.

29 июля. Слушала по радио о дружбе Гёте и Шиллера. Они были разные, но дружили крепко.

"Дружба между Шиллером и Гёте развивается в течение одиннадцати лет с 1794 года по год смерти Шиллера, то есть 1805 г . Она выражается в огромной переписке, около тысячи писем. Переписку Гёте захотел публиковать, сам приготовил публикацию, и она появилась в 1828-29 гг. Это памятник немецкой культуре, это ставшая мифом оппозиция – классицизм Веймара / романтизм Иены. Эта переписка стала как бы каноническим текстом немецкой культуры и, как таковой, этот канон стал тяжеловесным штампом, к тому же общеевропейским.

45-летний Шиллер умер в Веймаре от туберкулеза 9 мая 1805 года. Его погребли в общей могиле на старом городском кладбище. Через 21 год бургомистр Веймара получил разрешение перезахоронить останки поэта в усыпальнице герцогов Саксен-Веймар-Эйзенахских".

Я была в Веймаре в доме Гёте, стояла около памятника Гёте и Шиллеру. Они похоронены в одной усыпальнице.

Во многом, что касается наших отрицательных свойств, люди похожи. Впрочем, это отчасти. Бывают примеры поразительные по жестокости.

Люди различаются вкусами, пристрастиями, предпочтениями.

Трясёт Индонезию, землетрясение в 10 баллов, множество домов разрушено.

В Москве +24 градуса, будет +27, без осадков. По «Эху Москвы» те же данные, но пасмурно. У меня светит солнце, а у них пасмурно. Проверим, день прожив.

Прочитали по радио изумительный отрывок Э. М. Ремарка из «Триумфальной арки».

На фейсбуке информация о том, что вертолёты из Кремля специально разрушают мемориал Бориса Немцова. Все банки с цветами падают.

Неудача с телефоном дома, споткнулась, зацепившись за провод, комната маленькая, в результате нет контакта, гудка нет. Переживаю, так как другой телефон давно барахлит, надо нажимать на кнопку усилителя звука, звук оглушает, орёт на всю квартиру, а кнопка сама отключается, и тогда ничего не слышно. Мучение.
Соседи не отреагировали, никто не пришёл на помощь, вызывать из интернета мастера не хочу, меня уже ограбил один вызванный «мастер» на 7500 рублей.

Не хочу повторений грабежа, нужен свой человек, который поймёт причину и устранит. (ждала 2 недели. Устранение недостатка заняло 2 минуты. Соседи проигнорировали мою просьбу, хотя я сказала, что заплачУ за работу… Если встретимся, я должна играть роль любезного человека, делать вид, что не обижена. Противно. А иначе нельзя...)

Информация о пенсионном повышении возраста из фейсбука_- Референдума не будет, так как у населения нет специальных знаний, чтобы решать!!! Без комментариев…

Разве это мой дом? Где мой дом на земле?

30 июля. Снился рыцарь, он хорошо ко мне относился. Но часто такие сны наоборотными бывают.

Долго плавала. Поговорила с Ольгой, она работает на ул. Листьева в госпитале. Она принялась меня угощать арбузом, я угостила её орехами. "Все люди добрые", - сказала Ольга. Я не стала её слова оспаривать.

Гуляла и любовалась детьми.

Даже самое гениальное может приедаться.

Я написала для одной знакомой трактат на фейсбуке, протестуя против навязывания своей точки зрения, но он исчез, не напечатавшись. Есть люди, неоднократно безопеляционно утверждающие те точки зрения, в которые они верят, не учитывая другие человеческие опыты.

Звонил мой друг, он рубит с плеча, решая кое-какую проблему. Я такое же решение приняла, так и сделала, как он предложил, точки над i поставила. Боль моя утихла, а размышления остались. Скоро я этого странного незнакомца забуду. Хотелось понять — для чего эта встреча была. Карма? Или он мне за что-то в прошлой жизни отомстил? Или он не адекватен...

31 июля. День памяти моего папы. Я просила подругу подать записку в церкви. У меня нет церквей рядом, надо далеко ехать.

Плавание и прогулка по парку.

1 августа. Тяжесть на душе.

Свободные, без ритма стишки:

Теряйте люди, бросайте меня,
Как Таня в речку мяч бросала.
Я стану мячом. Тонуть мне нельзя.
Конечно, всегда виновата лишь я.
А людям всё делать можно.

1 августа 2018 г.

Написала художнику Андрею Геннадиеву: «Твоё лицо, отражающее твои миры, уникально». Чего только не видела я в этом облике… Тысячи граней души в его фотографиях. Он прошёл огонь, воду и медные трубы, он многое в жизни испытал. У жены его почти всегда серьёзное лицо, но улыбка у неё дивная. Быть женой гения — крест. К тому же у них семь человек детей.

мой рисунок.


Рецензии