Каменное сердце

Шёл как-то давным-давно один путник из одного села в другое. За плечами – рюкзак, в руках – палка. Шёл и дошёл до большого озера. Подходит ближе, видит – место какое красивое! Травы вокруг изумрудным ковром расстилаются, цветочки цветут. У берега над самой водой ива склонилась, изящно изогнула свои длинные зелёные ветви, и глядится в озеро, как в зеркало. «Невозможно пройти мимо этого места и не задержаться. Отдохну тут немного», - подумал путник. Снял он свой рюкзак, подошёл к берегу. Красота-то какая! В воде белые облака отражаются и всё озеро такое тихое и чистое, как небо…Вода прозрачная, прямо возле берега серебристые рыбёшки снуют между камешками, словно в прятки друг с дружкой играют.
А камешков тут – видимо невидимо! Словно кто-то специально их сюда принёс, на берегу положил и в воде. Пригляделся он: все разные,один на другой не похож, двух одинаковых нет. Вот один почти совсем круглый, гладкий…, а вот этот, другой, похож на ракушку..., а этот, разноцветный, с одного бока гладкий, с другого – волнистый... а вот какой интересный камень…нагнулся он поднял его, стоит и рассматривает… "Как удивительно он похож на человеческое сердце!" – подумал путник. И только подумал, камень в его руке как будто сжался…потом выпрямился и опять…словно пульсирует… Путник опешил, глядит, ничего понять не может…камень словно ожил…и вдруг послышался голос: «Добрый путник, знаешь ли ты, что держишь в руках?» Испугался путник, растерялся. А камень продолжает: «Я – не простой камень. Когда-то я был человеческим сердцем…». Совсем растерялся путник, ушам своим не верит. «Сядь и послушай, я расскажу тебе, что произошло в здешних краях когда-то давным-давно…». Путник присел на траву, бережно положил камень рядом и слушает.
«Когда-то давным-давно жила в здешних краях одна девушка по имени Долина. Лицо у неё было светлое, глаза – как небо, тоже светлые. Красавица, каких в целом свете не сыскать. Любила она в зелёное длинное платье наряжаться, а косы у неё были длинные-длинные, толстые, по земле расстилались. Каждый, кто посмотрит на неё, так и остолбенеет, глаз оторвать не может. Жила она со своей матерью и отцом.  Многих пленяла она своей красотой, многие пытались её сердце завоевать, да только всё напрасно. Девушка она была очень гордая. На всех свысока смотрела. С одним, с другим дружит месяц, другой, да и расстаётся. Парни то один, то другой к ней и так и эдак, а она скажет грубое слово, что никак не вяжется с её внешностью, и мимо пройдёт. На все ласковые слова только смеялась в ответ. Бросает всех женихов, от себя прочь прогоняет. Грубыми речами всех от себя отпугивает. Подойдёт иной парень, заговорит с ней, красой её любуется, а она вдруг возьми и скажи ему ни с того ни с сего что-то вроде: «эх ты, недотёпа» или: "сам ты рыжий и лицо у тебя рыжее». Одного умного делового парня "дураком" обозвала. Да ещё рассмеётся потом и пойдёт. Все женихи к ней охладели. И пошла о ней между людьми нехорошая молва, что девица-то хороша, красива, но уж больно спесива. Никого она не любила, кроме себя самой. Пойдёт, бывало с подружками гулять, а сама улучит момент, пока никто не видит, подбежит к речке, и на своё отражение любуется.
Однажды приехал в ту деревню с плотницкой артелью один парень по имени Василь. Мастеровой он был - хоть куда. И крышу починить, и избу построить один мог без помощи. Плотницкое да столярное дело отлично знал. От отца перенял. Не красавец был, но хорош собой. Волосы у него всегда были расчёсаны, рубашки носил чистые, опрятные. И вот однажды шёл он по улице и увидел Долину. Шла она навстречу ему с корзинкой в руках, в лес ходила за грибами. Увидел Василь её – и пропал. Так всё в нём враз перевернулось. Полюбил он её крепко. Да так полюбил, так затосковал по ней, что готов был хоть в омут кинуться. Сначала думал, так, пустяк, просто красивая девушка – и всё, что ему до неё? Но всякий раз, как видел её, сердце его начинало биться в груди так, что дух захватывало. Знал он о нраве её, о гордости, да вот в сердце ему она запала, и ничего он поделать с собой не мог. Увидит, как она идёт, выйдет к ней с гостинцами, платочек, зеркальце, кусочки сахара в ладонях держит. А она на него и не смотрит. «Милая Долина, - говорит он, - что же ты всё мимо меня проходишь и не смотришь, словно и нет меня вовсе…словно тут пустое место…взгляни хоть разочек на меня, подними глазки свои небесные…Я тебе гостинцев принёс, посмотри…» А она: «Да у меня таких гостинцев, знаешь сколько! Папенька недавно много сахара привёз с ярмарки, а матушка мне платков нашила. А вот зеркальце… - девушка взяла из рук Василька зеркальце, повертела руках, с одной, с другой стороны…- зеркальце ничего…хорошенькое…возьму». «Милая Долина, - побледнев от волнения, говорит Василько, - поцелуй меня хоть разок, дай мне ручку твою подержать, дай мне волосы твои погладить. Не могу без тебя жить, Долина!». А она рассмеялась в ответ и пошла дальше, и не оглянулась. Прошло немного времени, Василько совсем бледный ходит, от тоски места себе не находит. Хотел забыть её, да как забудешь…видит её почти каждый день и никуда не спрячешься. А она ходит и по-прежнему, делает вид, что не замечает его. А сама всё дразнит разными проделками, словно смеётся над ним: то из ведра на него воды плеснёт, как бы невзначай, то уронит что-нибудь ему на ногу тяжёлое.
А в соседнем доме неподалёку жила Любава. Хоть не красавица, но такая милая, такая весёлая, девушка! Плясала и пела – лучше всех в деревне. Как соберутся парни с девками на игрища, так все только её и слушают. Приметила она давно Василька, полюбился он ей. Нет-нет, да и подойдёт к нему, зовёт его: «Приходи на вечёрки, все наши девки, парни собираются». А сама глядит, глаза потупит, щёчки зарумянятся. Он видит, что нравится ей, что хочется ей быть с ним. Глядит Василь на Любаву – всем хороша девица, лицо румяное, глаза с задоринкой, волосы блестят на солнышке, косы шелковистые, голосок, как у птички лесной, звонкий. Да только сердце его молчит, никакой знак не подаёт. Он соглашается, чтоб её не обидеть: «Приду, мол, как освобожусь». А сам не приходит. Раз, другой, позвала - так и не пришёл. Обиделась девица на него, решила больше не говорить с ним, авось заметит и сам к ней подойдёт. Неделю, другую ждёт – всё напрасно. Не может понять: в чём дело, почему он избегает её?  Не знала она, что в сердце его творится, что отдано оно другой. Шепнули ей подружки: в Долину он влюблён. Она его словно околдовала.
Опечалилась Любава: «неужели нет никакой надежды? Может, он разлюбит её». Да только не знала она, какая это великая сила овладела сердцем Василька. И ничто в мире не способно бороться с ней.
А Василь как улучит минутку – наберёт гостинцев и бежит к любимой. Глядит на неё – и всё в ней до кончиков волос ему любо. Но гордая девица ведёт себя по-прежнему, изводит его своими колкостями, словно издевается над ним.
И решил Василько к колдунье пойти. Приходит он, рассказал про тоску свою. Колдунья ему и говорит: «От того она на ласки твои не отвечает, что сердце у неё - каменное. Не может каменное сердце любить". «Неужели нет никакого средства, чтобы она смогла полюбить?" – спросил Василько.  «Есть только одно средство, - сказала колдунья. – Тот, кто решится отдать ей своё сердце, того она и полюбит. Отдаст он ей своё сердце, из неё каменное выйдет, а живое – войдёт. Но тот, кто отдаст своё сердце – сам умрёт. Потому что никто не может жить без сердца". «Я готов отдать ей своё сердце!»- воскликнул Василь. «Воистину велик тот, кто не пожалеет отдать свое сердце ради любви! Да, жизнь того, кто никогда не знал настоящей любви - пуста, он словно в тумане…Всё, что ты видишь перед собой, словно и не видишь вовсе. А когда полюбишь – весь мир наполняется смыслом. Любовь окрыляет. Но ты хорошо подумал? Как я сказала, этот день твоей долгожданной любви и твоего несказанного счастья станет для тебя последним днём твоей жизни». «Хорошо, - сказал Василь,- любовь зовёт меня к себе и если встреча с ней станет смертельной для меня, что ж, я не боюсь смерти. Жаль только, что с любимой не смогу долго быть». «Ты бы мог быть счастливым, ведь ты знаешь, что есть и другая девушка, которая бы с радостью пошла за тебя замуж, она только и ждёт, когда ты обратишься к ней». «Это ты о Любаве? Знаю её, хорошая девушка, и собою хороша…да только нет у меня к ней любви, молчит моё сердце, когда вижу её, никаких знаков не подаёт. А как увижу Долину, так и сжимается и бьётся в груди, так и рвётся к ней». «Да, сердце не обманешь. И самого себя не обманешь. Хорошо,- сказала колдунья, - пусть будет так. Но знай, у тебя будет всего один день…и этот день для тебя будет таким же длинным, как целая жизнь…Вы забудете о времени и словно перенесётесь в другой мир. Ты узнаешь настоящее счастье, счастье взаимной любви…Но помни, что я тебе сказала: завтра на закате солнца ты умрёшь». « Я согласен, - сказал Василёк, - пусть я умру, но зато узнаю счастье, хоть не надолго, но я буду счастлив с любимой». «Хорошо, - сказала колдунья, - тогда выпей вот это…». И она дала ему какой-то отвар. «Это придаст тебе сил и ты сможешь прожить весь день до вечера».
Василь выпил отвар и почувствовал небывалый прилив сил. Как будто какая-то волшебная сила вошла в него…Воодушевлённый, он отправился домой. Он шёл дорогой и всё думал: «Пусть я умру, мне и так жизнь без неё не мила. Хоть единый миг она меня любить сможет, хоть миг я с ней буду…». Пришёл к ней, зовёт её: «Пойдём, погуляем вместе…на зарю посмотрим…приходи вечером, возле рощицы ждать тебя буду». «Не знаю, - сказала гордая Долина,  - может и приду, коли настроение будет». Наступил вечер. Солнце садилось за горизонт.
Вышел Василь из дома и пошёл к роще за селом. Идёт и смотрит по сторонам. Поднял голову, глядит на небо. А небо окрасилось в разные цвета, красный, жёлтый, зеленоватый…так красиво глядеть на природу в этот час…Идёт он и любуется. «Может, завтра и мой последний день на этом свете, но я готов отдать свою жизнь за миг любви. Что жизнь без любви? Пуста, бессмысленна. Не могу я полюбить другую девушку, если сама судьба так распорядилась, что я должен отдать своё сердце только ей, Долине…И пусть я умру, зато я испытаю настоящее счастье. Пусть оно продлится всего миг, но этот миг будет самым дорогим, что у меня есть, самым бесценным для меня…». Немного грустный, но с улыбкой на лице, он подошёл к берёзке, присел на траву. Просидел он так час, может два.
Вдруг видит - издалека показался силуэт девушки. Идёт Долина в своем любимом зелёном платье, подол руками поддерживает, косы за ней по траве стелются. Подошла к нему, смотрит на него, а он – на неё, и слова вымолвить не может. «Какая ты красивая, Долина, - прошептал он наконец». «Ты сегодня какой-то не такой…что с тобой случилось? Ты сам на себя не похож…Зачем ты позвал меня сюда?» «Долина, - Василь медленно приподнялся, а сам глаз с неё не сводит. Дышит взволнованно, грудь его вздымается…-Долина…я так люблю тебя… Я не могу жить без тебя, понимаешь…». «Это я уже слышала, - сухо произнесла Долина,- что ещё скажешь?» «Долина, - губы Василька пересохли…,- я готов отдать тебе своё сердце…я хочу, чтобы ты полюбила меня, также, как я тебя…ради этого я готов отдать тебе самое дорогое, что у меня есть…возьми его...пожалуйста, не отказывайся…это мой самый последний и самый дорогой подарок тебе…» «Что ты такое говоришь, - испугалась Долина,  - отдать своё сердце…у меня есть своё сердце, зачем мне твоё!» «Тогда, - сказал Василёк, - ты полюбишь меня…Я не могу без тебя жить…если ты не согласишься, я брошусь в реку…». «Хорошо, - сказала Долина,- я согласна».
И тут грудь юноши распахнулась, он взял в ладони своё сердце, которое билось сильно, трепетало, и протянул любимой. В то же мгновение грудь девушки распахнулась и из неё выпал камень, это было её сердце. Она осторожно взяла сердце юноши и вложила себе в грудь. Грудь её закрылась и в ней стало биться сердце любящего её человека - его драгоценный дар. Грудь Василька закрылась. Полный счастья, он смотрел на неё, не отрывая глаз. И он видит: её глаза наполняются таким особым светом…она смотрит на него с такой любовью… «Я люблю тебя, Василёк", - тихо произнесла она, и протянула к нему руки. Он обнял её и не хотел выпускать из своих объятий. «Дорогая моя, милая моя, любимая…» - шептал он.  «Мы поженимся, - быстро шептала она, - сыграем свадьбу, я буду твоей женой…» «Да, конечно, обязательно поженимся, - горячо шептал он ей,- завтра же пойду к твоему отцу и матушке, буду просить отдать тебя за меня…». «Какое счастье быть вместе с любимой!» - воскликнул он. «Мир, слышишь ли ты меня! Моя девушка любит меня!» Он ещё раз обнял её, долго гладил её золотистые волосы, целовал их, её руки, лицо…Она смотрела на него и вся сияла счастьем. Он на руках понёс её к себе домой…И они узнали великое счастье…Она принадлежала ему…она была в его объятиях…И шептала ему слова любви…Строгое Время, взглянув на них, приказало своим слугам сделать так, чтобы влюблённые не знали, сколько протекло минут, часов или дней с тех пор, как они вместе…Им действительно казалось, что они прожили целую жизнь. Они словно парили в своём счастливом мире, а он словно охранял их, защищал, оберегал от всего, что могло бы им помешать…Но недолго было суждено им наслаждаться счастьем…Жизнь так сурова и порой внезапно обрывает счастливые минуты. Вот и этот день подошёл к концу и неизбежно наступил вечер.
Солнце вновь клонилось к закату. И вот видит Долина: её любимый вдруг стал таять на глазах….лицо его стало бледным, силы его покидают… «Что с тобой, мой любимый?» - спросила она. «Пойдём, - сказал он,- к той самой рощице, помнишь? На закат полюбуемся, на травке посидим…» «Ну если ты так хочешь, пойдём», - сказала она. А сама глаз от него не отрывает. «Что с ним?» - думает. Тревожно ей вдруг стало, недоброе предчувствие охватило душу... Вышли они из села и пошли на то же место, где он отдал ей своё сердце. Когда пришли, всё небо уже окрасилось в красный цвет и величественный диск солнца стоял низко над самой землёй. Оставалась совсем немного, когда оно скроется за горизонт…Он глядел на солнце, а она взволнованная, глядела на него… «Что с тобой…ты стал такой бледный…ты болен?" «Нет-нет, любимая, всё хорошо…я просто счастлив…очень счастлив…смертельно счастлив…». И он в изнеможении упал на траву, еле дыша…Действие волшебного отвара заканчивалось…«Что с тобой, любимый?"- вскричала она…гладит его, обнимает… «Прощай, Долина, я умираю…но я умру с сознанием того, что ты любишь меня, я умираю счастливым». «Нет, нет, - закричала Долина, - не умирай!» И голос её, словно крик раненого зверя, раздался эхом далеко вокруг. У ног её лежал бездыханный Василёк.
Она вскинула руки высоко к небу, словно прося у него помощи…но небеса молчали. Поняв, что свершилось неизбежное, непоправимое, она изогнула свой красивый стан, наклонилась над своим любимым, смотрит на него взором, полным неодолимой печали…руки её повисли, как плети, и слёзы так и хлынули из её глаз…долго лились её слёзы, светлые, чистые, прозрачные…набежало целое озеро….а она вдруг превратилась в иву. Стоит плакучая ива на берегу озера, ветви её до самой воды склоняются, листья её тихо, печально шелестят на ветру, словно о чём-то шепчут, рассказывают…и если присмотреться, то можно увидеть, как на вечерней заре она превращается в стройную девушку в зелёном платье с длинными-длинными косами...она бродит вокруг, словно ищет своего любимого, и не найдя его, снова идёт к берегу, наклоняется над водой, плачет и опять превращается в иву. А неподалёку, здесь на берегу, лежит камень, который когда-то был её сердцем… Вокруг расстилается зелёная долина с густыми изумрудными травами, а на ней каждую весну и лето цветут незабудки, колокольчики и васильки…».
Камень умолк, а путник долго сидел, потрясённый рассказом. И пошёл он по свету и рассказал эту историю всем, кого встречал в пути. Он рассказывал её и в поле и в лесу, и у костра, и сидя в лодке, в домах, где гостил, а все, кто услышал этот рассказ, передавали его другим. Уж давно нет на свете того путника, а история эта всё ещё странствует по свету.
С тех пор люди, что живут в тех краях, обращаются с камнями по-особенному. Они не пинают их, не бросают в огонь. Вдруг среди них окажется тот, что когда-то был чьим-то сердцем? Как-то довелось и мне побывать в тех красивых местах. Однажды я увидела старика, который стоял и держал камень возле уха, словно морскую раковину. Я спросила его: зачем он это делает? «Чтобы услышать его рассказ, - сказал старик. - Возьми и послушай сама, и ты убедишься, что камни - вовсе не безжизненные создания, они умеют говорить…»



17.08.2018


Рецензии