Право на обиду

Существует мнение, что обижаются якобы только "недуховные" люди. Спойлер: это неправда. Обижаются ЖИВЫЕ, ДУШЕВНО ЗДОРОВЫЕ люди (важная оговорка: речь идет о настоящих обидах, а не о вздорных манипуляциях). Обижаются только на близких,  ценных и значимых людей, которым доверяли: если фейсбучный френд вдруг повел себя как мудак, его просто выпиливают, пожав плечами. Обида - это естественная, здоровая реакция на отвержение, обманутое доверие, предательство, неблагодарность, несправедливость. Товарищ подвел, пообещал и не сделал; подруга не сохранила доверенную ей тайну; близкий человек слился и не помог, когда вы нуждались в помощи - обижайтесь, потому что это обидно. Давайте вспомним, когда мы обижались в детстве? - Когда нас несправедливо наказывали за то, чего мы не делали; когда обманывали наше доверие, не сдержав слова (у меня, в мои 46 лет, до сих пор слезы наворачиваются, когда я вспоминаю, как в школьные годы мама сперва подписала согласие на покупку щенка, а потом, что называется, "переобулась"). Когда значимые взрослые предавали нас: я, например, с болью вспоминаю, как моя бабушка позволила моей родной тетке стащить у меня, шестилетки, для своих внуков только что подаренный мне красивый дорогой самосвал. Я плакала, лишившись любимой игрушки, потом увидела, как с моим новеньким самосвалом играют теткины внуки, и бросилась к бабушке, а она... а она, краснея, солгала, что это не моя машинка, что эту машинку им подарил папа. "Это же мой, мой самосвал!!!" - хотелось мне крикнуть, но я не смогла - задохнулась от такой бесстыдной лжи и предательства человека, который обязан был защитить меня, маленькую и слабую, от наглой взрослой воровки. И тетку я после того случая безоговорочно разлюбила, и внуков ее возненавидела, и вспоминаю всех их исключительно в контексте украденной игрушки.
Ребенок, у которого сперли новенькую игрушку, - это очень грустно, но бывают и просто трагические ситуации. Пережитый в детстве инцест - и не поверившая, не защитившая мама. Школьная травля и любимая учительница, не пожелавшая вмешаться. Изнасилование, подстроенное лучшей подругой (одну слепую девочку подружка, провожавшая ее из школы домой, завела в подворотню, где ее поджидали мальчики из того же класса). Подстава, в результате которой вы лишились места в аспирантуре/любимой работы. Клевета, которой поверил и отвернулся важный для вас человек. Обесценивание - "Подумаешь, горе - собачка умерла!" Неглект - отказ близких людей в помощи, когда вы больны или потеряли работу. Виктимблейминг - сакраментальное "самадуравиновата", которое вы слышите от мамы, поймав мужа на горячем и позвонив ей в слезах, с надеждой на утешение и поддержку. Обижайтесь, потому что это обидно!
Семен Михайлович Буденный, будучи маршалом, с горечью вспоминал, как его, георгиевского кавалера, представленного государю императору, пьяный офицер заставлял плясать, стреляя ему под ноги из револьвера. Вряд ли этот психопат хотел убить Буденного: последовало бы судебное разбирательство. Хотел унизить, оскорбить, показать, что он - хозяин жизни, а солдат, пусть и георгиевский кавалер, - черная кость, быдло. Обиделся ли будущий маршал? - Конечно. Так обиделся, что большевистский агитатор Фрунзе нашел в нем подготовленную почву - это несмотря на "буржуазные" мечты Буденного о собственном конном заводике и скопленные для его приобретения деньги!
А возможно ли не обижаться? - Возможно, при определенном психическом повреждении, именуемом диссоциацией. Диссоциация возникает, когда человек блокирует, не разрешает себе осознавать и переживать собственные чувства. Это примерно то же самое, что потеря болевой чувствительности при проказе. Обычно так бывает, если в детстве старшие запрещали ребенку сердиться, обижаться, открыто выражать гнев и боль. Если наказывали за это (только представьте: папа сначала обидел, отменив обещанный долгожданный поход в кино, а потом еще и снял колеса с велосипеда в наказание за надутые губы!). Запрет на гнев, обиду, негодование - самое настоящее психологическое насилие. Взрослея, человек продолжает бессознательно ждать, что его накажут за честное "Мне неприятно. Не надо так!" - и выдавливает "Да ладно, ничего", а потом тянется за валидолом. Постепенно человек теряет способность осознавать, что он ранен, что ему больно, что он не ждал и не заслужил этого, а его использовали, обесценили, отказали в сочувствии и поддержке, проявили неблагодарность, предали, обманули.
Слово "обида" образовано от глагола "об-видети" - "не заметить, проявить слепоту". Кто-то свой походя ранил нас - и не заметил. В фильме "Аватар", который мы с мужем очень любили и который я теперь, без него, не могу смотреть, формула уважения и приязни - "Я вижу тебя". Обида - это "Я не вижу тебя", не вижу, что тебе больно. И тут уже надо смотреть, в чем причина такой слепоты: усталость, отсутствие эмпатии, отсутствие такта, равнодушие?
Кроме диссоциации, есть еще страх обнаружить свою уязвимость. Потому что все мы знаем, как возле раненого, уязвимого собираются хищники. Акулам кровь лучше не показывать, вот человек и кривит губы в улыбке, когда хочется плакать. Больная кошка прячется, забиваясь куда-нибудь под диван - потому, что в дикой природе обессиленный, не способный себя защитить зверь быстро погибает. Так что - "кип смайлинг", борони Боже показать, что ты раненый и не ресурсный.
И, наконец, существуют психзащиты, одна из которых - презрение и высокомерие по отношению к обидчику. Как у того молодого монаха: "Вот еще, стану я слушать, что там говорят обо мне эти свиньи!" За этим наигранным презрением также стоит страх уязвимости, страх, что раненого, скулящего от боли добьют, поэтому - морда кирпичом.
Повторюсь: речь не идет о манипуляциях, таких, например, как враждебное молчание матери, наказывающей усталую дочь за то, что та не тем тоном, не с тем выражением лица и не на ту сумму поздравила ее с праздником. Речь о ситуациях, когда значимый для вас человек ясно дал понять, что он вам не друг. Отвернулся, пренебрег, злоупотребил доверием, обманул, подставил, унизил. Знаете что? На мыло такого человека. Поступите с ним так же, как с сетевым троллем - внесите в черный список. А вот "прощать" его не надо, он же не просит прощения. Простите лучше себя за то, что ошиблись в нем. А обида постепенно утихнет сама - обижаются ведь только на своих.


Рецензии