2. Каким Академгородок видел я

НА СНИМКЕ: Академик Г.И. Будкер в клубе «Под интегралом».

Конечно, характеристика культурной жизни Академгородка, данная Юрием Карповым, весьма неполная.

Духовный прорыв безусловно был, и он, конечно, возник не на пустом месте.

Ему предшествовали годы создания неповторимой ауры Академгородка, она характеризовалась высоким уровнем культуры и высоким уровнем свободомыслия.
И то, и другое было неотделимо.

И то, и другое стало результатом не только приезда носителей культуры, но и высокой их активности, большой и кропотливой деятельности по внедрению привнесённой культуры в новую почву, стало результатом появления большого количества молодых учёных в профсоюзных комиссиях и их борьбы с проявлениями бюрократизма и безразличия, результатом возникновения клубов по интересам творческих коллективов и их деятельности, в конечном итоге, – результатом вовлечения в активную общественную деятельность значительной части жителей Академгородка.

Вся эта работа координировалась и направлялась Объединённым комитетом профсоюза, который создавал, поддерживал материально, опекал и прикрывал созданные им комиссии, клубы, коллективы, школы, кружки.

Эта работа велась нами постоянно и целенаправленно, при этом мы всегда сознавали её общественную значимость.

Огромную роль в первые годы жизни Академгородка сыграла бытовая комиссия ОКП, из которой выросли детская, жилищная, строительная и другие.

Она боролась, в конечном итоге, с бюрократизмом и равнодушием. Благодаря её деятельности, люди почувствовали, что они не безгласные существа, что борьба может принести результаты, что в этой борьбе можно победить.

Не меньшую роль сыграли и клубы.

Хотя они создавались наиболее инициативными людьми, – лидерами, но привечала их и поддерживала, культурно-массовая комиссия ОКП.

Профсоюзный комитет включил их структурно в Дом Культуры «Академия», деятельность которого направлялась Объединённым комитетом профсоюза (её культурно-массовой комиссией, в последующем отделом культуры).

Все клубы, школы, коллективы, кружки, студии поддерживались Объединённым комитетом профсоюза , они им финансировались им выделялись штаты для приёма работников, для них подыскивались помещения, покупались инвентарь и оборудование.

Наряду с клубом «Под интегралом», работали киноклуб «Сигма», литературное объединение, литературный клуб «Гренада», Театр-студия Академгородка, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, и многое другое, что по праву сделало Академгородок уникальным центром культуры и свободомыслия.

Академгородок рос и развивался сам и, по мере роста сам развивал и свою культуру, и свободомыслие своих жителей.

Разумеется, кроме активной и свободолюбивой творческой молодёжи, в Академгородок приехали и носители высокой культуры старшего поколения.

Я уже раньше называл тех, кто был весьма активен, всегда готов был оказать нам помощь – академики Воеводский, Будкер, Канторович, Александров, члены-корреспонденты Ляпунов и Аврорин, доктора наук Берг, Поспелов, преподаватель ФМШ и НГУ Гольденберг. К ним мы обращались за поддержкой и помощью.

Академик Канторович легко договаривался с выдающимися артистами и музыкантами об их приезде в Академгородок, - я поражался, сколько у него было друзей в этих кругах в столицах.

Ему же мы обязаны неоценимой поддержкой в эпопее с приглашением Веры Августовны Лотар-Шевченко в Академгородок. До сих пор помню, как на заседании Президиума он стоял и доказывал, что её необходимо пригласить и дать квартиру, а Михаил Алексеевич, уже отложивший документы в сторону безуспешно пытался его посадить и заставить замолчать.

Член-корреспондент Ляпунов специально пришёл на заседание Президиума СО АН, чтобы поддержать нас, когда решался вопрос о приглашении Лотар-Шевченко. И поддерживал нас не один раз.

Я не побоюсь сказать, что без академика Воеводского не было бы «Интеграла».

Член-корреспондент Аврорин несколько лет был бессменным председателем правления ДК «Академия», а доктор, геолого-минералогических наук Поспелов – председателем художественного совета.

Вряд ли без помощи академика Александрова, который был председателем Совета Дома учёных прошли бы выставки Филонова, Эль Лисицкого и Шемякина. Тогда я уже не был председателем ОКП, а директора ДК и одновременно Дома учёных Немировского сняли с работы, и именно он принял решение о проведении этих выставок. Помню наши откровенные беседы с ним перед выставкой Павла Филонова.

Академик Будкер был частым гостем «Интеграла», выступал с докладом на дискуссии, поддерживал нас на заседаниях Президиума СО АН в трудных ситуациях.

Без Гольденберга, наверное, бы, не было клуба «Гренада».

Апрдолжение следует: http://www.proza.ru/2018/08/24/51


Рецензии