C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

4. И ещё о моём Академгородке

НА СНИМКЕ: Зав. лабораторией ИЦиГ доктор биологических наук Р.Л. Берг в клубе «Под интегралом».


Частым гостем «Интеграла» была и д. б. наук Р.Л. Берг.

Ни поэт Вадим Делоне, ни надписанты [1] : – студенты Александр Горбань, Олег Петрик, Степан Пачиков, Израэль Шмерлер и др., ни организатор «письма 46», бывший зэк, экономист м.н.с. Института экономики Игорь Хохлушкин, не участвовали в создании ауры Академгородка, – они приехали позже, когда она уже существовала и удивляла всех гостей, посещавших Академгородок.

Но, почувствовав её, они стали её частью. Именно они внесли радикальную струю в нашу общественную жизнь, так испугавшую КГБ и партийные органы.

Тем не менее, Юрий Карпов прав в главном – в Академгородке состоялся «духовный прорыв в развитии личности». Он, разумеется, был тесно связан с развитием культуры и свободомыслия. Но не только с этим.

Пример нам, молодым, подавали руководители СО АН, которые пригласили учёных из гонимых направлений науки и развернули исследования в этих областях – генетике и кибернетике.

Не было бы академиков М.А. Лаврентьева, С.А. Христиановича, Г.И. Будкера, В.В. Воеводского, А.Д. Александрова, Л.В. Канторовича, А.Г. Аганбегяна, член-корр. А.А. Ляпунова (список не исчерпан), – и не было бы «духовного прорыва в развитии личности».

Они приютили бывшего зэка профессора Ю.Б. Румера создали для него институт. Они создали Институт цитологии и генетики, пригласили директором опального генетика Н.П. Дубинина, а он, в свою очередь, собрал многих гонимых «менделистов-морганистов».

Они приютили вернувшегося из мест, не столь отдалённых (ДубровЛАГ) будущего академика Н.Н. Покровского, в те годы кандидата исторических наук.

Они поддержали член-корреспондента А.А. Ляпунова, и развиваемую им кибернетику, которая была официально объявлена фидеизмом [поповщиной. –МК], поддерживали и поощряли развитие вычислительной техники, матэкономики и матлингвистики.

Они пригласили и устроили студентом в НГУ Вадима Делоне, осуждённого за демонстрацию в защиту Синявского и Даниэля.

Наверняка этот список неполон, но я и не пытался здесь вспомнить все эпизоды проявления свободомыслия наших отцов-основателей академиков.

Но есть одна тонкость, которую следует всегда иметь в виду, говоря о свободолюбии Академгородка. Важным, по крайней мере для меня, является  то, что проявления свободомыслия для академика Лаврентьева не только начинались, но и заканчивались областью науки, – свободой научных исследований, отсутствием запретов на её развитие. Это было главным и для многих других учёных. Другой свободы им не требовалось.

Но если для Михаила Алексеевича вольнодумие было естественным состоянием. Он понимал его широко (пока это не угрожало развитию науки, существованию Академгородка) некоторые другие крупные учёные либо не задумывались над этим, либо были на другой стороне баррикады.

Например, академик Трофимук был просто реакционером, а вот академик Окладников, крупнейший археолог, внёсший огромный вклад в развитие культуры (изучение ископаемых культур, создание музеев), не проявлял активности в других областях культуры и выступал резко против подписантов «письма 46».

Заслуга нашего поколения в том, что оно распространило свободомыслие на область культуры, сделало его публичным, а в 1968 году свободомыслие переросло в протестные акции (надписи на стенах зданий в Академгородке в январе и августе, «письмо 46» в феврале, выступление Галича на фестивале бардов в марте 1968 года).

Не хотелось верить, что время свободомыслия заканчивается, но все признаки надвигающейся грозы были очевидны. Поэтому и пришло, видимо, время протестных акций.

Фестиваль бардов не был задуман как акция протеста, но выступление Галича, поддержка Галича активом клуба «Под Интегралом», многими ведущими учёными, молодыми учёными и студентами превратили песенный фестиваль в демонстрацию свободомыслия.

И власти не сумели справиться с вольнолюбивым Академгородком.

Проведение фестиваля стало победой жителей Академгородка над властными структурами.

Стало победой свободомыслия его жителей над запретами.


1. Надписантами назвали тех, кто писал на стенах зданий Академгородка политические лозунги в январе и августе 1968 года.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/13/60


Рецензии