196-я Краснознамённая стрелковая дивизия, 863 полк

               

    

В начале марта 1943 года стало известно, что 196-я стрелковая дивизия за боевые подвиги под Сталинградом удостоена ордена Красного Знамени. 
Так как на Ленинградском фронте было затишье, за исключением ежедневного обстрела города из дальнобойных орудий, у нас проходили обычные дни тактических занятий.

Однажды командование назначило смотр по выводке лошадей, и наша пулемётная рота получила неудовлетворительную оценку. Мне объявили выговор, а командирам взводов по двое суток домашнего ареста. После этого случая мы вместе с командирами взводов, недалеко от конюшен нашли пустующее помещение, установили печку с котлом, каждую ночь заводили туда лошадей и драили с мылом, а в конюшнях навели идеальный порядок. На следующем смотре наши монголки получили отличную оценку. Командирам взводов объявили благодарность, а с меня сняли выговор. 
    
С 18 апреля 1943 года по приказу Военного Совета Ленинградского фронта, наша 196-я Краснознамённая стрелковая дивизия была включена в состав 55-й армии. Офицеров вызвали на совещание, и командир полка майор Кулаковский зачитал приказ о том, что 55-й армии предстоит прорвать оборону противника в районе Красного Бора. Конкретно нашей дивизии необходимо было выдвинуться в направлении наступающих частей и вклиниться в прорыв. Перед боем нас собрал командир батальона капитан Зыков, поставил боевую задачу, а затем все офицеры сфотографировались, и эту фотографию я сохранил  до сегодняшних дней.               
    
На Ленинградском фронте 55-я армия с боями заняла город Красный Бор, а войска соседнего Волховского фронта успеха не имели, и наступление было остановлено. Бойцы нашей дивизии так и не вступили в бой, после чего мы вышли в район города Пушкин и заняли оборону, сменив какую-то воинскую часть. Начались военные будни, когда каждый день похож на предыдущий, идёт артобстрел, постреливают снайперы, а иногда кое-где застрочит пулемёт.
Так проходили дни нашей обороны, но противник ежедневно с 6 часов утра до 18 часов вечера обстреливал город Ленинград из дальнобойной артиллерии, мишень большая, всегда куда-нибудь попадал снаряд. Как только наши специалисты поднимали в воздух аэростат наблюдения, и с него корректировали огонь артиллерии, примерно через полчаса со стороны города Пушкин прилетали немецкие самолёты, и на этом корректировка огня заканчивалась. Если не успевали убрать аэростат, немцы его поджигали, и он вспыхивал как бенгальский огонь, а корректировщики вместе с аппаратурой спускались на парашютах.
Каждый вечер в небе над Ленинградом поднимались аэростаты заграждения и до самого утра охраняли город от вражеской авиации.
    
В обороне пулемётчикам выделили шесть разбитых танков без внутреннего содержания, замаскированных в земле, а перед ними были вырыты противотанковые рвы. Во времена нашей обороны я частенько заходил в пулемётный взвод к младшему лейтенанту Анцигину. Он отлично играл на гармошке, а я с восхищением наслаждался живой музыкой. Здесь я впервые услышал песню про Ладогу, и она мне очень понравилась.               
    
Однажды, группу офицеров нашего полка направили на десятидневные сборы и всех повысили в звании, меня до старшего лейтенанта.               
    
В июле 1943 года нашу 196-ю стрелковую дивизию вывели из обороны для отдыха и пополнения, а в начале августа перед дивизией была поставлена задача передислокации и перемещения в новый район. На Курско-Орловском направлении в это время гремели ожесточённые бои, поэтому немецкое командование планировало снять из-под Ленинграда резервные дивизии и отправить их туда. Чтобы не дать фашистам оттянуть свои силы из-под Ленинграда, 55-й армии было приказано от обороны перейти к решительным действиям.
К этому времени в армии было введено единоначалие, в моей пулемётной роте упразднили двух заместителей - по строевой и политической части.               

15-го августа 1943 года по приказу командующего Ленинградским фронтом генерал-полковника Говорова, 196-я Краснознамённая стрелковая дивизия вошла в состав 67-й армии под командованием генерал-лейтенанта Духанова.               
В тот же день из штаба 67-й армии поступил приказ, в котором говорилось, что нашей дивизии необходимо прорвать оборону противника на высоте 43.3 и наступать на бывший населённый пункт Синявино, превращённый фашистами в развалины.

 05.04.1986 г.

 
Если понравилась глава, можно прочитать всё произведение по адресу: "Воспоминания о войне" Лысенко Михаил Яковлевич http://www.proza.ru/2018/05/31/1649               

Фотография взята из интернета...          
   


Рецензии