Реальность Нового Века

Давно хотел поделиться мыслями об этом…
 
 
Культура музыкального восприятия за минувший век претерпела множество изменений. Сугубо технически – от аналоговых до цифровых источников записи. Причём, если с 30-е по 90-е годы ХХ века эти перемены происходили менее-более эволюционно, то последние четверть века скачки, вне всяких сомнений, революционные – форматы CD и DVD устарели в рекордные сроки, сменившись более компактными вариациями цифровых носителей. Всё это очевидно. Интересней изменения внутренние – те, что происходят на уровне субъективного, уникального, но если обращаться к закону больших чисел – в своей массе, тем не менее, схожего массового восприятия.
 
Виниловая пластинка была не просто кружочком дорогой пластмассы, требующей бережного обращения. Само по себе прослушивание для меломана являлось ритуалом с мистическим содержимым – прелюдия (конверт), действо (прослушивание), послевкусие (повторное обращение к записи). Новый альбом любимой рок-группы становился событием не только потому, что его сложно достать в СССР – так в Золотой Век русской поэзии могли полгода обсуждать последнее стихотворение Пушкина – грамоте обучены далеко не все, а талантливые литераторы – наперечёт. Эпоха ложного изобилия (как я её именую) ещё не наступила.
 
Её неизбежно принёс новый век. При нынешнем развитии технологий (которое не то что предкам, а человеку из 80-х годов, вернувшись туда на Машине Времени, объяснить невозможно) любая форма творчества стала максимально доступной. Считаешь себя поэтом или писателем? Публикуйся самиздатом и найдёшь свою аудиторию, вне зависимости от уровня таланта и маркетинга. Аналогично и с музыкой. В клипово-скоротечный век циничные телепродюсеры поняли саму суть безошибочно. «Минута славы». Именно так. А свойством подлинного таланта слушателя (потребителя) становится способность безошибочно распознавать душевно-насущное, интуитивно отсеивая хлам в этом вавилонском нагромождении т.н. «современного искусства». Полагаю, тот же «Медный Всадник» сегодня вызвал бы краткосрочную реакцию. Нечто вроде «Вау, круто! Афтор, пиши исчо! :) ». В лучшем случае – публикацию в «Новой Газете», толстом лит. журнале (я иронизирую) и похвалу пары-тройки «маститых критиков». Назавтра все поскакали потребительским галопом дальше, послезавтра и вовсе забыли о «хорошем» стихотворении.
 
Не подумайте, что это ворчание стареющего пессимиста. Я, скорее, склонен согласиться с философской по сути мыслью Сергея Юрского – о том, что нас тоже впустили в новый век, это интересно, и стоит быть благодарными.
 
Но реальность ставит объективные вопросы безотносительно морально-нравственных оценок. Когда я писал роман, мне было совершенно очевидно, что даже 300 тысяч знаков – рискованный (для современного восприятия) – объём. Нет, ничего не резал и сам себя не сдерживал, но (вне зависимости от качества текста и проблематики сюжета) в наш век счастье, если кто-то потратит на тебя 3-4 часа личного времени. А формат трилогий Драйзера, Алексея Толстого; тем более – «Войны и Мира» становится анахронизмом, вне зависимости от классического бумажного или планшетного источника текста. Ворчание на тему времён и нравов антигуманитарного века ничего не изменит.
 
Аналогично и с массовым музыкальным восприятием. В сентябре Пол Маккартни выпускает новый альбом. Даже если он случится столь же гениальным, как (к примеру) Off the Ground (1993) – многие ли уделят живой легенде почти час личного времени? (я не беру во внимание поколение 50+). Думаю, нет. Что самое страшное (впрочем, это характерно и для ХХ века) – продюсеры радиоротаций услужливо подсунут в уши публике «главный хит». Всё иное (для большинства) остаётся за кадром.
 
Есть грустноватая, на грани, но очень точная шутка. Пока консерваторы и либералы спорят о полах, правах женщин и роли мужчин, всё катится к тому, что и пола-то вовсе не станет :)
 
В этой шутке, увы, лишь доля шутки. Приходится признать: в стрессах и на скоростях нового века временной формат книг и музыкальных альбомов – устарел. К нему обращаются лишь подлинные ценители, коих скоро занесут в категорию эстетов.
 
Интересно, что явится на смену вековой классике. И как автор будет пытаться «достучаться» до слушателя и взаимодействовать с ним. Как вариант – сама культура речи станет более сжатой, с претензией на афористичность. Это давно осознали создатели Твиттера.
 
 
Если пожелаете – поделитесь своими мыслями.


Рецензии