Черты синдрома Аспергера у героев русской классики

А что если многие русские классики делали литературным эталоном черты характера своих персонажей, которые были вовсе не чертами их характера, а признаками Синдрома Аспергера? Естественно, в те времена ни про этот синдром, ни про сам аутизм, разновидностью которого он является, писатели даже не слышали.

Впервые термин «аутизм» появился в 40-е годы прошлого столетия, когда двое ученых - австрийский психиатр Ганс Аспергер и его американский коллега Лео Каннер - описали состояние, которое впоследствии и стали называть аутизмом.
С середины 1990-х годов было признано, что группа людей с социальными нарушениями, но в целом нормальным интеллектом и речевым развитием – это «родственники» невербальных детей-аутистов. Их еще называют «аспи».
Другими словами, то, что на сегодняшний день общество принимает за отклонение от нормы, в 19 веке было особенным явлением, отличительными чертами, которыми наделяли лучших персонажей.

Обратимся, например, к характеристике всем известной пушкинской Татьяны:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

Это же типичные признаки синдрома Аспергера, а, точнее даже, аутизма: грустное выражение лица, неумение ласкаться к родителям, отсутствие интереса к сверстникам, высокая потребность в уединении. Читаем дальше:

И были детские проказы
Ей чужды; страшные рассказы
Зимою, в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Когда же няня собирала
Для Ольги на широкий луг
Всех маленьких ее подруг,
Она в горелки не играла.
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.

Опять-таки подтверждение отсутствия интереса к детским играм. На признаки синдрома Аспергера указывает то, что она развивалась не по годам - очевидно, рано научилась читать и отдавала предпочтение не детским сказкам, а серьезной для маленькой девочки литературе:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Неслучайно потом в письме Онегину она пишет эти строки:

Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна...

Люди с синдромом Аспергера часто не следуют стереотипам и правилам, установленным в обществе, хотя обычно не выходят за рамки приличия (да, она первая признается в любви мужчине, но она же не допустит легкомысленности или измены мужу).

Теперь поговорим о другой не менее интересной героине – Елене из романа И. Тургенева «Накануне». Литературный критик Добролюбов придавал большое значение образу Елены как героине, которой свойственны «необычайная жажда деятельности, целеустремленность, способность пренебречь мнением и условностями окружающей среды и непреодолимое стремление быть полезной народу». Пренебрегать мнением и условностями окружающей среды для аспи - явление естественное. Про целеустремленность я бы поспорила - она у героини видимая, а жажду деятельного добра легко объяснить. Надо сказать, Елена росла странным ребенком, у которого не было друзей, а общению с детьми она предпочитала мир природы, помогая птичкам, щенятам, насекомым… Жажда деятельного добра возникла, очевидно, оттого, что она много времени проводила в уединении, но не питала страсть ни к одной науке и не имела специальных интересов, кроме интереса к судьбам слабых, беспомощных и обреченных на одинокое существование, то есть, по сути, таким же, как она сама. Если для аспи созданы благоприятные условия жизни (девочка была из дворянской семьи), то они могут думать о людях! И с эмоциональной эмпатией у них часто проблем нет, чего нельзя сказать о когнитивной. Но сама Елена действовать не могла в силу собственной же беспомощности. Аспи вообще неспособны ни общаться, ни любить просто так, их любовь нестандартна и часто они ищут у любимого человека помощи по жизни, даже если эта помощь заключается в реализации высокодуховных целей. Закончилось все тем, что она встретила своего революционера, думающего о благе народа, и готова была уехать с ним в Болгарию, где он должен был освободить Родину от гнета. Но болгарин не успел осуществить свою великую миссию и скончался от болезни. Нет, Елена не вернулась домой, но осталась ли она сама в живых, неизвестно. Несмотря на неприспособленность к жизни, у многих аутистов есть своя логика и твердая позиция, которой они могут непоколебимо придерживаться даже под страхом смерти.
Любовная история этой героини не была похожа на историю Татьяны. Собственно, Татьяна любила хотя бы образ Онегина, а Елена влюбилась не в человека, а в идею. Тем не менее у этих двух героинь много сходств, которые мы отметим.
Как я уже сказала, что Татьяна, что Елена с детства были равнодушны к сверстникам и детским играм, подруг у них не было, много времени они проводили в уединении.

И снова про печальный вид и одиночество:
«…Я сегодня подала грош одной нищей, а она мне говорит: отчего ты такая печальная? А я и не подозревала, что у меня печальный вид. Я думаю, это от того происходит, что я одна, все одна, со всем моим добром, со всем моим злом. Некому протянуть руку. Кто подходит ко мне, того не надобно; а кого бы хотела… тот идет мимо».

Возможно, эта внешняя грусть возникла вовсе не вследствие того, что девушка была всегда одинока и никем не понята. Одиночество тут, скорее, не причина печали: грустное выражение лица - это признак синдрома, а одиночество - его следствие.
«У меня здесь мать, отец, семья, разве я не люблю их? Нет, я не люблю их так, как бы хотелось любить. Мне страшно вымолвить это, но это правда. Может быть, я большая грешница; может быть, оттого мне так грустно, оттого мне нет покоя. Какая-то рука лежит на мне и давит меня. Точно я в тюрьме, и вот-вот сейчас на меня повалятся стены. Отчего же другие этого не чувствуют?»
 Это не грех, а признак аутизма. С рождения малыша родители детей-аутистов не получают ожидаемой радости, проявления любви и привязанности взамен на постоянные хлопоты и тревоги, как это происходит в нормальных семьях. Как мы видим, ни Татьяна, ни Елена не проявляли своих чувств к родным. Зато обе искали свой идеал, хотели высокой и деятельной любви.

Тем не менее любовь и привязанность свойственны аутистам, только они могут проявляться в навязчивой и болезненной форме. И вот этот момент мне хочется разобрать на примере уже очень далекого от эталона персонажа зарубежного романа А. Дюма «Граф-Монте-Кристо». Речь пойдет о Фернане, у которого, быть может, далеко не синдром Аспергера, но классические аутичные черты есть точно. «Да простят меня читатели, что я, графоманка, рискую спорить с замыслом столь великого писателя. Но хорошо знакомый мне образ Фернана, который не видят и не желают видеть таким, каков он есть, многие поклонники романа, вынуждает меня к этому», - писала я в одной из своих статей, уже посвященных этому персонажу. По сюжету Фернан безумно любил свою кузину Мерседес, на которой у него свет клином сошелся. Здоровые люди никак не могут этого понять, они живут по принципу: если любишь - отпусти. Даже если не живут – при желании они могут это сделать. Аутизм же в этом плане настоящая болезнь. «Аутичный взрослый буквально «заболевает» объектом своей привязанности, превращая его в специальный интерес по типу одержимости» (статья «10 мифов об аутичных людях», Мария Заржицкая).
Другой признак аутизма неразумного героя: никакие политические события в стране не могли заставить понять, куда именно он отправил Дантеса, когда в отчаянии бросил на почту какую-то скомканную, измятую бумажку, которую кинул ему один из двух подстрекателей, точно палку собаке. «Что сталось с Дантесом? Он даже не пытался узнать об этом...» Типичное поведение аутичного человека, оторванного от внешнего мира. Он весь в своем мире – в данном случае весь в своей любви. Больше ему в жизни ничего неинтересно.

Еще один признак аутизма, свидетельствующий об игнорировании громких событий и безразличии к ним, что несвойственно нейротипичному человеку: «Он прибыл в обычное время с высоко поднятой головой, надменным взглядом и горделивой осанкой, вышел из своей кареты, прошел по коридорам и вошел в залу, не замечая смущения курьеров и небрежных поклонов своих коллег (…)Воцарилось зловещее молчание; один только Морсер не подозревал о причине того глубокого внимания, с которым на этот раз встретили оратора, не пользовавшегося обычно такой благосклонностью своих слушателей. Граф спокойно пропустил мимо ушей вступление, в котором оратор заявлял, что он будет говорить о предмете, столь серьезном, столь священном и жизненном для Палаты, что он просит своих коллег выслушать его с особым вниманием».
 И, очевидно, так было всегда. Он даже не слушал выступления своих коллег, ему была глубоко безразлична вся эта палата пэров, судорожно оберегающая свою мнимую честь. Все заседание граф только и мечтал о том, чтобы поскорее вернуться домой, к своей любимой жене. Естественно, кому понравится такое отношение? Он казался обществу высокомерным, его представители, разумеется, не могли перенести, что кто-то думает о них как о ничтожествах, хотя на самом деле это были лишь домыслы мнительных пэров. Фернан не думал о них вообще. Вся его любовь была отдана только жене и сыну, ни на что другое ее уже не хватало: ни на людей, ни на честь, ни на деньги…

И да, я неоднократно высказывала мнение, что верю в поступок Фернана с главным героем, то есть доносу на почту готовой записки, из-за которой его посадили в тюрьму, но не верю в предательство янинского паши, которое якобы разоблачил мстящий Монте-Кристо. На мой взгляд, достаточно неудачная попытка выставить аутиста в невыгодном свете. История с Яниной в этом произведении явно оставляет какую-то недосказанность. Реальный французский офицер, которого подозревали и с которого, думали, был списан образ Фернана, предательства не совершал. А Дюма не знал этого, когда создавал роман. Но, быть может, знал его герой? Ведь персонажи произведений, как предполагают писатели и критики, обретают душу.
Естественно, на суде недоброжелательно настроенная палата пэров принципиально не замечает дату составления документа о продаже в рабство дочери убитого янинского паши, явно не свидетельствующую о его подлинности (1247-й хиджры, т.е. 1869 г., а действие романа и вся эта реальная история происходят раньше). И героя признают виновным.

По большей части, то, что случилось с Фернаном – проблемы его и общества, которое бы все равно нашло способ его стравить. И это вполне реальный исход событий для аутиста...

Не стоит, конечно, судить обо всех аутичных людях по персонажам. В реальности они разные. У каждого свой опыт, свой психотип (аутисты тоже могут быть интровертами, экстравертами и т.д.), своя фобия, свой индивидуальный гороскоп, в конце концов. Единственное, что их объединяет – это проблемы в социальном взаимодействии с людьми, не понимающими, почему им так сложно следовать неписанным правилам, установленным в обществе, особенно когда речь идет о чем-то «элементарном человеческом», будь то уважение, благодарность из вежливости и т.д.


Рецензии