Поездка в Лиепаю. 2 дня. Латвия. 2 часть. Окончани

Посещение Лиепаи (два дня: суббота и воскресенье), а также Лиепайского музея истории и искусства (Лиепая, Латвия, Курмаяс проспект 16/18, август, 2018-й год).

Часть 2. Лиепайский музей истории и искусства, а также окончание поездки. 


Лиепая…

Что ещё я не рассказал про этот край? Много чего. Разве можно за два выходных дня изучить третий по величине город Латвии? Конечно же, нет. Поэтому, перед тем, как посетить главный музей, ещё несколько пунктов...

1. Герб города… Упомянув, что Лиепаю улучшали немцы и русские, я забыл сказать, что герб края был придуман немецким герцогом Фридрихом Кетлером в 1625-ом году, именно тогда, когда и был основан сам город. На серебряном фоне был изображён лев (символ Курляндии) с раздвоенным хвостом, стоящий на задних лапах, передними же упираясь в липу (дерево) да задирающий голову кверху так, будто собирается карабкаться по стволу. Нынешнюю версию слегка изменили. На серебряном фоне стоит красный лев, и, полуприсев, держит обеими лапами зелёную, цветущую липу. Голова его находится в ровном положении. Он смотрит прямо перед собой, показывая, как важно для него это древесное растение. Он его защитник... Ну, и в честь этого, уже в 1917-ом году, город так и назвали – краем лип. Лиепая…
2. День города, кстати, 18 марта (c 1625-года), так как именно тогда Либава получила свои права.
3. После событий 1918-го года, в 1919-ом Лиепая, аж на шесть месяцев стала столицей Латвии (с чем её смело можно поздравить). Дальняя, крайняя, но, всё же, столица!
4. Район Кароста («Кара» – война, «оста» – порт. «Военный порт» – с латышского языка), находящийся на севере Лиепаи, является историческим местом времён Российской Империи. Военным портом самого императора Александра III, если быть точным. Тут можно увидеть знаменитый мост Оскара Калпака (1906) – железобетонную разводную, внушающих размеров махину, которая является одной из старейших металлоконструкций в Латвии! Ну, а как она разводится… Вверх или в сторону? Говорят, что в сторону! Вверх, такому-то металлу, частенько мешал бы ветер!.. Но я лично проверить не смог. Придётся поверить… Также тут есть: старая водокачка, руины Северных фортов (части крепости конца XIX - начала XX веков), руины оборонительных сооружений, Морской православный собор Святого Николая, батарея номер 1, руины манежа… Прогуливаясь вдоль всего этого, становится очевидным, что перед нами - бывшая морская держава, умевшая защищать себя, как с моря, так и с берега. Россия – щедрая душа… Много чего сделала в Латвии в царское и после военное время… История! И это надо знать…
5. Лиепайская сахарная фабрика была важным и нужным делом. К сожалению, её закрыли в 2009-ом году (производилась, так называемая «сахарная реформа» ЕС), лишив всё местное население двух главных производителей сладкого (елгавского и лиепайского сахара), отдав предпочтение зарубежным поставщикам. А ведь сахар-то был хороший. Свой… Н-да… Заверив всех, что запасов заготовлено предостаточно, чтобы обеспечить всех и каждого, оба предприятия приказали долго жить… Не помню, когда, но запасы иссякли и латвийского сахара больше у нас нет… Сейчас сделаю паузу, сбегаю на кухню и посмотрю на полках. Да, больше нету… И давно… В магазинах осталась лишь марка латвийского сахара. Но сам он мало чем отличается от завезённого литовского, например… Без дальнейших политических комментариев…
6. Есть ветровая электростанция с 33 турбинами (их видно, подъезжая к городу).
7. В Лиепае находится аэропорт. Построен в 1926-ом, реконструирован в 2017-ом. Как пишут различные сайты, пока открыто только авиасообщение с Ригой. Может, и международные рейсы будут в будущем. Поживём – увидим… А прошлое… Прошлое - оставим в прошлом. Но его можно вновь считать настоящим пассажирским аэропортом страны внутреннего значения. Иначе – зачем тогда его было реконструировать?.. Удачи, лиепайский аэропорт!
8. Город увековечен в советском кино. «Стрелы Робин Гуда» (СССР, 1975), к примеру. Я сейчас не стану пересматривать весь фильм, чтобы понять, мол, где же там Лиепая, но уверен, что это не враньё. Всего таких фильмов указано 14. Но для меня знакомой явилась лишь одна картина…

Всё, теперь моя совесть чиста. Для первой поездки вполне достаточно.

Ну, а завершит её… Та-дам! Посещение Лиепайского музея истории и искусства…

Знаете, это, конечно же, не один объект подобного рода в городе, но, решив, в этот раз брать качеством, а не количеством, я намеренно пропустил музей оккупации, музей евреев, музей «Тюрьму Военного городка», так как от подобного рода саморазвития порядком устал. И честно это признаю. Если бы вместо них были бы Морской, Пожарный, Рыболовный, Музыкальный музеи, то я бы с удовольствием переступил бы порог их здания, но, вот этими – сыт по горло… Так что цифра только 85, и бог с ней…

Цифра цифрой, но сам музей впечатляет… Смотрите…

Вы идёте по широкому проспекту Курмаяс, по направлению к морю. Переходите дорогу и видите перед собой невысокий, но солидный забор зелёного цвета, чёрные ворота, большой особняк в три этажа с мансардой и балконом, различные пристройки (всё такого же, как и забор, зелёного цвета), что-то вроде маленького парка со скамейками и различными скульптурами, расположенными возле каждого сидячего места, сконструированную сцену, зрительские ряды и красивый фонтан, похожий на подставку со свечкой (также зелёного цвета, во, дизайн!). Неплохо, правда ли? Это всё музей…

Особняк – это бывший жилой дом семьи Канцельсонов, построенный в 1901-ом году архитектором Максом Паулем Берчи. Пристройки – это каретный сарай, жилые комнаты для слуг. Стиль: о! Он тут не один. В особняке: вестибюль – готика, бывшая столовая - ренессанс, салоны – барокко, рококо, а фасад здания – неоготика… Сейчас вы, наверное, подумаете, что после Мировых Войн тут был детский сад, санаторий, больница, склады или, интернат. Ан, нет! Уже в 1937-ом году, жилой дом стал музеем! Однако сам музей был основан уже в 1924-ом году и занимал почётное место в одной бывшей школе.

А всё началось с того, что, организовав ещё в начале XX века два культурных общества (немецкое и латышское), историки, энтузиасты, учителя, местные жители и другие значимые люди Лиепаи, получив официальное разрешение от городского управления, принялись собирать предметы быта и старины для нового музея. (Собственно говоря, идея о создании такого музея висела в воздухе ещё в конце XIX века. Но с образованием культурных обществ, сказка превращалась в быль гораздо быстрее)… Был даже создан специальный документ, подтверждающий, что перед нами экспонаты, представляющие историческую ценность и, что, мол, сам музей бы создан не зря. К 1937-му году, решили, что музею будет лучше в бывшем особняке, для чего его основательно привели в порядок. А всем обществам посоветовали объединиться для успешной реализации заданной цели. Иначе финансирование прекратится. В том же году музей переехал… В 1939-ом, он перешёл от объединённого общества Курземского края к городскому самоуправлению. На этом рассказ заканчивается…

Получив в своё законное пользование 110 000 различных экспонатов и предметов старины, музей позволил окунуться в прошлое Лиепаи и южной части Курземе… После очередной реконструкции, он вновь открыл свои двери…

Зайдём же внутрь…

Вау… Интерьер начала XX века, сосновое дерево, ковры на полу, камины, витражи, как в церквях да соборах! Неплохо, неплохо, Лиепая. Впечатлён…

«Если у вас полный билет, то вы можете осмотреть весь первый этаж, подвал и второй этаж», сказала мне любезная смотрительница.

Конечно же, полный! Я всегда беру на всё, зная, что во второй раз окажусь здесь нескоро (не берусь употреблять слово «никогда», ибо даже старый Бонд – Шон Коннери поговаривал: «Никогда не говори «никогда», мол, а мало ли что).

Для данной работы я их сохранил, а по сему – перепишем бумажки. Итак:

Билет Анфилада – 2.50 евро. Билет в Большой зал – 2 евро. Билет в Малый зал – 1.50 евро. Итого: 6 евро за всё. Вполне нормально, учитывая размеры музея…

Из чего следует, что помимо постоянной экспозиции, тут ежемесячно или периодически проходят различные выставки. Понятно. Можно приступить к изучению Лиепаи…

Да… Такие большие музеи - то, что надо! Всё представлено поэтапно. С древних времён по наши дни, акцентируя внимание больше, конечно же, на прошлом. Одежда, деньги, власть в стране. Как, что менялось. Какие происходили изменения. И что они за собой влекли… История южной части Курземе и конкретно Лиепаи.

Вот и приятный взору период Средних веков. Знать, аристократия. Мода, стиль, предметы быта и обихода того времени… 

В подвальном помещении же - находится этнографический уголок. Это уже XVIII-XX века… В полутёмных комнатах, так схожих с домиками на открытом воздухе, вы можете увидеть и клеть, и баню, и деревни местных крестьян, а также жителей южного Курземе. Имеются тут и национальные костюмы, и орудия труда, и разделения на мужское-женское. Подойдя ближе к свету, можно почитать про всё это, а в некоторых комнатах даже посмотреть документальные фильмы и послушать голоса, идущие из колонок.

Вообще, данный музей не чурается современными технологиями, сенсорными экранами, широкими презентационными табло, аудиоаппаратурой. Плохо ли это? Мешает ли общей атмосфере прошлого? Не думаю. Ведь выбор всегда за вами. Читать-не читать, слушать-не слушать. Я отношусь к этому спокойно. Больше, конечно, читаю брошюры, информацию на стендах. Но могу и пролистнуть пять-десять электронных страниц да поглядеть какой-нибудь документальный фильм. При условии, если он не нудный, короткометражный и не однообразный (мол, только диалоги и всё). Вот-с…

Картины, висящие на стенах этого красивого здания с его роскошным и разнообразным интерьером, привлекают взор. Современной абстракции и простых красок здесь не наблюдается. Настоящие пейзажи, портреты, показывающие силу души художника -  украшают стены… Ходишь, смотришь, любуешься, как будто ты в гостях у какого-нибудь герцога, барона. Всё подобрано со вкусом и располагает к себе (хочется остановится и внимательно рассмотреть детали).

Уже неслабо. А ведь ещё и выставочные залы имеются. Заглянем? Заглянем!

О! Четыре выставки! Ай-да Лиепайский музей! Во многих подобных зданиях можно увидеть от силы одну большую выставку. А здесь – сразу четыре! Лихо взялись за дело…

Первая выставка – это выставка скульптур Мителиса Панкокса (1894-1983, как долго жил мастер! 89 лет!). Судя по работам, этот человек здорово изображал людей, подчёркивая их психологию и типаж. Можно долго рассматривать подобного рода скульптуры, находя в них и что-то из истории, античного мира и литературы. Простых, банальных ситуаций не наблюдалось. Интересная выставка…

Вторая – это арт деко стиль 1918-1939 годов самого Александра Васильева! Вот это да! И тут свою руку приложил! Предоставил личную парижскую коллекцию, оформил помещение, подобрал нужную музыку, звучащую из колонок. Короче, обосновал в Лиепае временный уголок «Модного приговора» в ретро стиле первой половины XX века. И надо сказать, здорово у него это получилось…

Третья выставка «Художник рисует художника». Это уже мир второй половины XX века. Тут есть, как сильные стороны, так и слабые. Скажу честно, мне ближе полотна XVIII-XIX веков, но люде XX-го тоже что-то могли. Правда, в памяти ничего не всплывает. И фотографий не сделал. Значит, пропустим, чтобы не сболтнуть лишнего… Всё честно…

Ну, и четвёртая выставка - это выставка художницы Даце Делини-Липски. Как мне сказали, это уже не первая выставка данной женщины. Ну, а что сама женщина значит для Латвии, и насколько она популярна, пусть лучше расскажут знатоки искусства. Я о ней слышал. И даже видел в других музеях её работы. Но оценивать и критиковать не берусь… Если мне не изменяет память, то это современная художница, которая начала свою активную творческую деятельность лет пять назад (знатоки, простите, если я не прав). Её работы подчёркивают рабоче-крестьянско-сельский характер. Возможно, это её основная тема. Черты лица получаются и психология видна. Остальное оставим критикам… Вот-с… 

Всё! Прошёл, оценил, послушал. Не спеша, вдумчиво, сравнивая с прошедшими музеями. Лиепайский неплох. По масштабам ему много, кто уступает. Ну, а по красоте… Скажу так: если бы он был меньше в размерах, то это было бы минусом. А так… Его размах, подход и уважение к прошлому - могут достойно конкурировать с большими музеями Риги!..

Это всё плюсы. Музею, Лиепае, в целом… А вот, что мне не хватило… И это не только в Лиепае, но и во всей Латвии, к сожалению. Это хорошего морского музея. Такого, как в Таллинне (Таллине). Или Клайпеде. Большого, высокого, в три-четыре этажа. Чтобы я почувствовал, что живу в морской стране! Но этого нет. И видится мне, что это, пожалуй, единственный минус в Лиепае. А всем остальным – я доволен. Ни потраченного времени, ни денег не жаль… 19-й город в Латвии и 85-й музей. Хороший итог двухдневного путешествия.

Хотел бы ли я ещё раз сюда приехать? Да, безусловно.

Спасибо, город, где рождается ветер… Возможно, это ещё не конец… Но пока – пока…

Благодарю за внимание!..

Алекс Джей Лайт.


Рецензии