Капитаны дальнего плавания. Детство. Ч. 13

Глава.7.Дом.

    Постепенно мама поняла, что жить в такой тесноте невозможно и решила построить отдельно себе небольшой дом. Брала ссуду за проценты у евреев и начала ездить с бригадой женщин на Север в Мурманск, в Подмосковье, в Ленинград продавать жаренные семечки. Готовила всё на летней кухне (навес над плитой)-сушка, поджарка семечек, их упаковка и сдача в багаж. Приезжали на Север, получали багаж и с неделю торговали семечками, а обратно везли рыбу зубатку вяленую и здесь в Вапнярке сдавали оптом продавцам. Так получился какой то капитал.Сначала был устроен фундамент.
     Потом тётя Люся умолила маму взять её в долю строить большой дом на две половины. Мама согласилась и вот строительство расширилось и был достроен дом.Правда я уже в это время жил в Омске и был первый год как женат. Мама регулярно отдавала деньги и проценты евреям. Дом долго строили, даже я когда приехал первый раз со своей семьёй-моя жена Люда помогала штукатурить наружный фасад.
    После этого мама не стала больше ездить. Но дом мама строила на свои деньги, тётя Люся обещала вернуть ей деньги за строительство её половины, но так и не вернула. Мама ей практически всё простила, списала долги.


  /Я бабушкин дом помню очень хорошо.Уж я там провела столько летнего времени, что помню каждый закуток.Сказочный домик, из двух зеркальных половинок.Нежно голубой, внутри тоже беленый.Летняя кухня, потом коридорчик, налево кухня с печкой и бабушкиной кроватью, и иконой в углу, прямо, главная комната, с кроватью,...мягкой, белой с пуховыми подушками (кровать для меня), на стене коврик с оленями, также в комнате диван, на нём спал папа,потом круглый стол и два шифонера, ещё две старинные тумбочки, на них игрушки, а в тумбочках..остатки дедовских книг, старые аттестаты и записная книжка папы,всё исписано чернильными ручками, уж я там пошурудила как следует.Старые фото,домотканые дорожки и половички, на стене репродукция картины "Неизвестная". Всё очень -очень чисто, и очень -очень волшебно.И запах..запах родного бабушкиного дома. Бабушка всегда готовилась к нашему приезду, всегда заранее белила комнату, и вообще мне кажется туда, кроме нас, мало кого пускали.Такая вот тронная зала для самых дорогих и любимых). Кроме того, бабушка считала, что нас необходимо постоянно кормить.Она даже специально курицу покупала живую,для откорма, чтобы погубить её ради свежайшей домашней лапши для нас.Рано утром бабушка всегда покупала на рынке для нас кровяную и обычную домашнюю колбасу."Ичь, ишты...да чёго ж вы ничёго не едыти.."...)))после того как мы молили о пощаде, бабушка нехотя отпускала нас из за стола, намереваясь уж в обед то, так просто нас не отпустить.Потом до обеда было две программы.Первая, которую бабушка очень одобряла, это лежать на штабеле из шпал во дворе и загорать, нюхая цветочки и кушая(о боже снова!), не пищу, а так...черешню там или абрикосы)).Вторая программа бабушкой совсем не одобрялась, но часто проигрывалась моим папой:мы шли в сосновые посадки за маслятами или ездили на автобусах по всем близлежащим городкам:Тульчин,Крыжополь, Тернополь и т.д.Там мы заглядывали в универмаги, и чего -нибудь покупали, например, шоколадные конфеты,но в основном конечно мы ходили с папой по книжным магазинам..но этот вариант не нравился ни бабушке, ни моей маме, которая часто оставалась в Омске.Так что нам с папой мало кто мог помешать в скупке художественных открыток,географических атласов, детских и взрослых книжек, разукрашек и цветных карандашей.Папа часто заговорщицки просил меня не рассказывать о наших книжкодеяниях.И часто это становилось нашей маленькой тайной.
   После бабушкиного обеда мы уже ходить никуда не могли, могли только отползать из летней кухни во двор, на диван под грушей.И там тихо постанывать от обжорства.Ближе к вечеру приходила с работы из кондитерской тётя Рая и конечно приносила с собой зефир, пироги и вареники с вишней и т.д.Вечерами мы могли ловить майских жуков, нюхать метеолу и слушать страшилки про разную нечисть, которые, по моей горячей просьбе, рассказывала тётя Рая.Ещё игры и гадание на картах..разговоры.Котята -щенята.Я конечно была и в половине бабушки Люси и тёти Раи.Бабушка Люся была полу-парализована, и тётя Рая всегда с любовью за ней ухаживала, и на себе вытаскивала во двор, на диван под грушу.Чтобы матери было нескучно.Часто просила меня побыть с ней.Я конечно чувствовала неловкость, но была послушной и вежливой девочкой и всегда просьбы взрослых исполняла.Если есть рай на земле, то тогда он был там, для всех нас,в этом белёном домике на две половины./


Рецензии